Проект " Мир времени"
проект (подготовительная группа)

Баринова Юлия Алексеевна

Цели:

Развивать у детей интерес к истории возникновения различных видов часов.

Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vremeni.docx140.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 4 «Ручеек»

Проект «Мини-музей Мир времени»

Столетья разрешаются от бремени,                                                                                                       Плоды приносят год, и день, и час.

Пока у нас в руках частичка времени,

Пускай оно работает на нас!

С.Я. Маршак

Подготовили: воспитатели старшей

логопедической группы №12

«Друзья природы»

Баринова Ю.А.

Севостьянова И.А

г.Лобня

2016

«Человек, который понапрасну

теряет время, сам не замечает,

 как стареет»

Е.Шварц

Проект «Мини-музей «Мир времени»

Проблема, её актуальность

Часы! Какая распространенная  и  всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись,   они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду  и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине  не увезешь.    Как много значат в нашей жизни эти  маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Любому человеку жизненно необходимо ориентироваться во времени. У детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности связаны со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм: «не видно» и «не слышно». Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает рано.

С проблемой времени, человек сталкивается ежедневно, срывая лист календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей, знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показать и объяснить дошкольникам.

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необходимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени.

 В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются попутным компонентом. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Участники проекта:

- Старшая логопедическая группа

- Родители

- Воспитатели

Продолжительность проекта:

Средней продолжительности  с 11 января 2016года -  31 марта 2016 года

Цели проекта:

Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Развитие интереса к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольника.

Задачи проекта: 
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.  
- Закрепить  знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат реализации проекта

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что  давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности  по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Направление деятельности:

поисковая (работа с материалами: иллюстрации, коллекции часов; подбор методической литературы по ознакомлению детей со временем, художественной литературы, фольклора, музыкальных произведений) ;

творческая (разнообразие деятельности, развитие творческих способностей детей, расширение кругозора, развитие интереса в процессе деятельности, вовлечение детей в активный творческий процесс) ;

исследовательская (развитие у детей стремления и умения добывать максимум информации в условиях нерегламентированного взаимодействия с предметом, способности к восприятию и мысленной переработке поступающей в ходе исследования информации) ;

дизайнерская (развитие эстетического и художественного вкуса в процессе работы над проектом) .

Педагогические функции:

Образовательная

Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации

Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы

Воспитательная

Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений

Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания

Развивающая

Активация мышления

Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур

Обогащение словарного запаса

Просветительская

Формирование умений, навыков

Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Мир времени».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Подготовить оборудование для изготовления водяных часов.
- Привлечь родителей к изготовлению огненных часов, макетов часов.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания мини-музея).

2 этап- основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
-
Беседы: «Что такое время?», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по - разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах». «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Как устроены часы»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
-
Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , Ирис Ревю «Сказка про часы» ,«Песочные часы»  Мирошникова Ирина , Т. Зайкова «Мишка – всезнайка», Е.А.Шкловский  «Старинные Часы с боем» , «Стихи про часы и о времени».
-
Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
-Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
НОД «Путешествие в прошлое часов»
- Создание презентации «Мини музей  «Мир времени»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
-
Работа с родителями: создание макета часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир времени» интересные экспонаты.

3 этап- заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир времени»

Заключение.

Изучая историю часов, мы узнали много интересных фактов.

Это оказалось очень увлекательным делом. Мы наблюдали за тем, сколько маме нужно времени, чтобы порезать хлеб к ужину. Сколько требуется времени, чтобы съесть кашу. Сколько мы тратим времени на дорогу от дома в детский сад. Разглядывали, какие дома у нас есть часы. Мы рисовали свои собственные часы, раздевались и одевались на время, кто быстрее.

Время, таинственное и загадочное, всегда завораживало людей. Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Среди них есть такие: «Время дороже золота», «Время ни за какие деньги не купишь».

Время всегда присутствует в нашей повседневной жизни. Оно невидимо и не осмысленно. Его нельзя остановить. Жизнь человека ограничена во времени. Поэтому использовать его нужно на интересные и добрые дела!

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мир времени" (комплекс занятий)

Данный проект позволит расширить кругозор старшего дошкольника и успешно подготовить его к обучению в школе....

Проект "Паровозик времени".

Представленный проект раскрывает значение событий, запечатлённых на фото, в разные периоды жизни ребёнка. Основным вопросом проекта является: " Нужны ли нам другие дети?". Проект предназначен для восп...

Проект «Река времени»

Проблема: Зачем человеку знать историю времени? Проект предполагает разработку:-  предметно-пространственной развивающей образовательной среды;- формирование познавательных интересов и ...

Педагогический проект «Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 190 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития во...

Педагогический проект. "Сколько времени, скажи? Посмотрите на часы!"

Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Ко всем требованиям, которым приучает ребенка школа, его на...

Проект "Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников".

Проект «Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников» будет интересен воспитателям ДОУ  при перспективном планировании образовательной области «Познание» (развитие ...