Дополнительная образовательная программа "Знаечка"(
рабочая программа (подготовительная группа)

Голикова Светлана Михайловна

Программа модуля «Знаечка» по ДООП «Дошкольник «Умка» разработана с  целью  формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих развитие математических представлений  и логики. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_modul.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МУДО ЦДТ «Ступеньки»

       Программа модуля «Знаечка»

      по ДООП «Дошкольник «Умка»

            (преддошкольная  подготовка к математике)

                                                      Составитель и автор:

                                                    педагог дополнительного образования

                                                     Голикова Светлана Михайловна

                                   

                                                п.Красные Ткачи

                                               сентябрь 2016года

                                 Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

 Программа модуля «Знаечка» по ДООП «Дошкольник «Умка» разработана с  целью  формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих развитие математических представлений  и логики. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника Одна из основных задач, которую ставит перед ребенком школа,- это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений, навыков.  Несмотря на то, что общая готовность (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению различна. Вот почему важно до начала обучения ребенка в школе изучить уровень его готовности к школьному обучению, обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа  предошкольной подготовки по курсу «Знаечка»  дает возможность иметь сравнительно одинаковую подготовленность детям, что обеспечит благоприятные условия их успешного обучения.

1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Главная цель работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе.  

Задачи:

  • обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе
  • развитие речи и простых математических представлений
  • развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики
  • подготовка руки к письму
  • подготовить детей к обучению в 1 классе
  • ознакомить с основными понятиями и терминами
  • умение ориентироваться в пространстве тетрадного листа
  • формировать вычислительные навыки;

Развивающие задачи:

  • развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
  • пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.
  • развивать   мыслительные   операции:   умение   решать   задачи   на   поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
  • развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;    внимание, наблюдательность, логическое мышление;
  • развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные  представления;

Развитие математических представлений:

  • дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
  • изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
    использованием наглядности;
  • раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе  элементарных практических действий,
  • научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.

    Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах.  Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством.  Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).

1.3. Срок реализации образовательной программы

Дополнительная образовательная программа  рассчитана на 1 год обучения. Занятия по программе проводятся 2 раза  в неделю,  продолжительностью  по 30 минут.

   1.4.  Планируемые результаты:

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Они будут:

    знать: 

∙ состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

 ∙ предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;

 ∙ как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

∙ название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года

 уметь:

∙ объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;

∙ считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);

 ∙ называть числа в прямом и обратном порядке до10;

 ∙ соотносить цифру и количество предметов;

 ∙ составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

 ∙ пользоваться цифрами и математическими знаками;

 ∙ различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

 ∙ измерять длину предметов;

∙ делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;

 ∙ различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;

 ∙ ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

∙ определять временные отношения.

                                 

                              2. Учебно-тематический план

п

Название раздела

Теоретических

часов

Практических

часов

Всего

часов

1

Доцифровой период

      14    

         3

       17

2.

Цифровой период

 

     28

        5

       33

3.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

     13

      13

4.

Простые задачи

     3

         5

      8

                                                                                                                   Всего:72 часа

                         

                           

                       3.Содержание изучаемого курса.

№ ЗАНЯТИЯ

№ ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

1

Доцифровой период

 (17 ч)

Признаки предметов.

2

2

Свойства (признаки) предметов, цвет.

3-4

3-4

Счёт предметов. Сравнение групп предметов. Конструирование из бумаги «Тюльпан».

5

5

Сравнение групп предметов. Графический диктант «Слон».

6

6

Отношения «равно», «неравно». Графический диктант «Рыбка».

7

7

1

Отношения «Столько же».Узор «Повтори рисунок.

8

8

Понятия «Больше, меньше, столько же»

9

9

Понятия «Больше, меньше, столько же»

10

10

Соотношения самый большой, самый маленький.

Графический диктант «Медведь».

11

11

Конструирование из бумаги «Цыпленок».

12

12

Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник)

13

13

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник) )

14-16

14-16

Логические задачи.

17

17

Конструирование из бумаги «Цветок для мамы»

18

1

Цифровой период

 (33 ч)

Число и цифра 1.Графический диктант «Лиса»

19

2

Число и цифра 2. Графический диктант «Страус»

20

3

Прямая и отрезок.

21

4

Число и цифра 3 «Повтори рисунок»

22

5

Дни недели, сутки.

23

6

Элементы геометрии. Различие и название геометрических фигур.

24

7

Путешествие в страну математики.

25

8

Изготовление снежинок из бумаги.

26

9

Число и цифра 4 Соотнесение числа и цифры.

27

28

10

11

Число и цифра 5 Соотнесение числа и цифры.

Состав числа 5.

29

12

Сложение и примеры на сложение.

30-31

13-14

Число и цифра 6. Состав числа 6.

32-33

15-16

Число и цифра 7.Состав числа 7.

34-35

17-18

Число и цифра 8 Состав числа 8

36-37

19-20

Число и цифра 9 Состав числа 9

38-39

21-22

Закрепление состава чисел 6-9

40-41

23-24

Число и цифра 0. Обратный счет.

42-43

25-26

Закрепление состава чисел 1-9

44-45

27-28

Год, месяц.

46-47

29-30

Дни  недели, сутки

48-49

31-32

2ч.

Составление математических задач по картинкам.

50

33

Изготовление из бумаги подарков к праздникам.

51

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

(13 ч)

Смысл сложения.

52

2

Сложение вида  +1

53

3

Сложение вида  +2

54

4

Сложение вида  +3

55

5

Сложение вида  +4

56

6

Сложение  в пределах 10

57

7

Смысл вычитания.

58

8

Вычитание вида  -1

59

9

Вычитание вида  -2

60

10

Вычитание вида  -3

61

11

Вычитание вида  -4

62

12

Вычитание  в пределах 10

63

13

Сложение и вычитание в пределах 10

64-65

1-2

Простые задачи

(8 ч)

Решение простых задач с опорой на наглядность

66

3

Игра «В гостях у царицы Математики»

67

4

Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен.

69-70

5-6

Составление и решение простых задач

71-72

7-8

Игра «Путешествие в страну чисел»

                                 

                            4.Обеспечение программы.

          4.1.Методическое обеспечение.

Приёмы и методы:

 Словесные (объяснение, рассказ, речевой образец, повторение, словесное упражнение, вопросы, контроль). Наглядные (показ картинок, рисунков, Проектов, презентаций, обучающих мультфильмов).

Практические (работа с планшетом, дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль).

Основными формами организации образовательного процесса являются: 

∙ по количеству детей, участвующих в занятии - индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;

 ∙ по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, викторина, тренинг, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;

∙ по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

4.2 Материально-техническое обеспечение

  1. Магнитно-маркерная доска
  2. Компьютер
  3. Принтер
  4. Ксерокс

5.Методическое пособие «Математика для детей 6-7 лет» Е.В.Колесникова.

6.Рабочая тетрадь «Я считаю до 20» Е.В.Колесникова.

7. Дидактические игры для детей.

8. «Демонстрационный материал. Математика 6-7 лет» Е.В.Колесникова

9.Календарь времён года с указанием месяцев.

 10. Лента чисел до 20.

11. Условные математические знаки.

 12. Раздаточный счетный материал.

13.. Счетные палочки.

14. Иллюстрации для решения задач в пределах второго десятка.

15. Линейки.

16. Цветные карандаши

Основные принципы работы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
  • уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность занятий;
  • наглядность.

                                       5.Мониторинг образовательных результатов.

5.1.Механизм оценки результатов освоения программы:

  • наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
  • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
  • взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.

5.2.Прогнозируемые результаты программы.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
  • знать «соседей» числа;
  • решать простые задачи (в одно действие);
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
  • выполнять на слух инструкции для обучающегося;
  • ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
  • решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
  • решать логические задачи;
  • самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

       После завершения обучения по курсу «Знаечка»  проводится  диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа.(см. Приложение 1)

                                                                       

                                                                6.Список литературы

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика- Синтез, 2010 г. - 224 с.

2. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

 3. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с. 6. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

4. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2007.-32 с. 10. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008

                                                              Приложение 1.

Мониторинг усвоения материала по программе дополнительного образования

Фамилия и имя ребенка

Количество и счет

Геометрические фигуры

Величина

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

Логические задачи

1.

2.

3.

4.

Критерии оценивания

«В»-ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

«С»-СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

«Н»-НИЗКИЙ УРОВЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...