Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Удивительная осень"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шроо Светлана Михайловна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Волшебница осень»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности «Волшебница осень».

Задачи:

  1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  2. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  3. Обеспечить условия для самостоятельной деятельности (социально-коммуникативное развитие);
  4. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
  5. Создать условия для расширения представлений об осени (познавательное развитие).

Организация детских видов деятельности:

  1. общение ребенка со взрослым;
  2. общение ребенка со сверстниками;
  3. исследовательская  деятельность.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Дети заходят в группу и образуют круг

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:

Мой звоночек звенит, заливается.

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся.

И друг другу улыбнёмся.

Дети держаться за руки и улыбаются

Условия для сплочения коллектива

Смотрят в окно

-Ребята посмотрите в окно, что вы там ведете?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Все ответят«Это…» 

Предположения детей.

Ответы детей

(осень)

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

- Как мы узнаём, что осень пришла?

- Листья все похожи?

- все листья желтеют?

- как вы думаете, почему листья желтеют?

- нужно нам в этом разобраться! Как нам узнать?

Предположения детей.

Ответы детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Основная часть

Сидя за столами

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
- Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

Ответы детей

Исследование листа

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Обеспечить условия для самостоятельной деятельности

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

- А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Ответы детей

Предположения детей

Условия для выражения детьми своего мнения

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

На столе лупы, листы,

Опыт «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам белой бумаги. Теперь кубиком сильно постучите по листочку сквозь бумагу. Что вы обнаружили в ходе опыта?
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или…

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Ответы детей

Предположения детей

(Дети: На ткани появились зеленые пятна)

(Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Обеспечить условия для самостоятельной деятельности

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Физ. минутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

 «Глаза по кругу побегут.»

 «Много-много раз моргнут»

«Глазкам стало хорошо.»

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Выполняют движения по тексту

Условия для зрительной активности

Обеспечить условия для самостоятельной деятельности

За столами

Опыт: рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Дети выбирают нужные атрибуты для опыта

Условия для самостоятельного выбора материалов

Обеспечить условия для самостоятельной деятельности

«Как листья опадают»
- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения

Обеспечить условия для самостоятельной деятельности

Завершение занятия

Стоя полукругом

Что мы сегодня делали?

Как мы это делали?

Для чего мы это делали?

Ответы детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Осенний пейзаж"

Конспект детской экспериментальной деятельности: «Осенний пейзаж» Средний дошкольный возраст  Программное содержание: Ø Закрепить представления детей о цветовом многообразииØ Расширить знани...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности во 2-й младшей группе. Тема: "Что нам осень принесла?"

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о дарах осени, продолжать учить воссоздавать целостное изображение предметов, разрезанных на 4-ре части, группировать предметы по их признакам, развиват...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе: «Что нам осень подарила».

Цель: закрепление понятия детей об овощах, месте их произростания, существенных признаках.Задачи:1. Воспитательные: - способствовать налаживанию положительного эмоционального контакта между детьм...

Методическая разработка: конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Осенний марафон»

Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентир...