Профориентация дошкольников как психолого-педагогическая проблема
статья (подготовительная группа)

Жбанова Анна Петровна

В данной работе рассмотрены современные подходы к проблеме профориентации дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация дошкольников как психолого-педагогическая

проблема

В многоуровневой системе профориентации большое значение имеет ранняя профориентация. Главная цель ранней профориентации детей —развивать эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, предоставить возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Тогда у ребёнка формируется и навык труда, и уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется кругозор, а это может способствовать раннему проявлению интересов и склонностей к определённой профессии. Дошкольная образовательная организация способствует самоопределению ребенка, готовит к выбору профессии, но напрямую ее функции с выбором профессии не связаны .

Одной из целей освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование положительного отношения к труду. Проблема ознакомления с трудом взрослых нашла свое отражение в работах многих ученых: М. В. Крулехт, В. И. Логинова, А. А. Овчаров, А. Ш. Шахманова. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых есть различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей. М. В. Крулехт и В. И. Логинова акцентируют внимание на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.

Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе советуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий, постепенно подключать детей к миру экономических отношений, формировать у детей рациональные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи, развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отображены в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций. В исследованиях ученых концентрируется внимание на технологических особенностях педагогического сопровождения процесса приобщения дошкольников к труду. Все эти вопросы можно причислить к проблеме ранней профориентации дошкольников, так как они раскрывают психологические закономерности процессов деятельности дошкольников в сфере труда.

О том, что ранняя профориентация детей необходима, в своих исследованиях писали Н. Н. Захаров, Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Эти авторы сосредотачивали интерес на этапах формирования профессионального самоопределения, возможностях выбора предпочитаемых профессий детьми. Тем не менее в большей степени внимание уделялось вопросам профессиональной ориентации в школьном возрасте и далее. Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это относится не только к выпускникам школ, ведь и трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность: у него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Можно увеличить выбор ребенка, предложив ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.

В работе по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольная организация является первой ступенью в формировании основных знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Проблема профессиональной ориентации изучается как отечественными, так и зарубежными учеными. При этом рассматривается она по-разному. Так, профессиональная ориентация рассматривается как идентификация себя с профессиональным сообществом (Е. А. Климов); способность к осуществлению определенной деятельности (Т. Кампанелла, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн); в контексте влияния субъективных и объективных факторов (М. Масгрейв, Е. Гросс, Д. Хейз); как внутренняя готовность (Э. Берн)

В самом начале вопроса когнитивного развития ребенка дошкольного возраста, а также становления у него комплексных представлений, осуществлены многочисленные исследования по проблеме формирования у него понятий о профессии взрослых (Д. Б. Эльконин, Н. С. Пряжников, В. И. Логинова, Л. С. Выготский) [4]. Но ученые, в основном, изучают вопросы изучения детьми начальных профессиональных операций и овладения умениями, а не их направленность в сфере будущей трудовой деятельности, определение и становление профессионально необходимых человеческих качеств.

Н. Н. Захаров определяет следующие задачи профессиональной ориентации детей дошкольного возраста: познакомить детей с профессиями, ориентируясь на возрастные нормы и сформировать любовь к профессиональным усилиям; развивать интерес к трудовой деятельности и простейшие профессиональные навыки в определенных аспектах трудовой деятельности.

В формировании идеи постоянной профессиональной ориентации необходимо учитывать особенности индивидуально-психологического развития, реализовывать раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.

Составители программ дошкольного образования вносят в разные части данного документа информацию о труде взрослых, задачах трудовой деятельности, описывают условия работы, а также необходимые для профессиональной деятельности умения и способности для общего развития дошкольников и их своевременной ориентации в трудовой деятельности взрослых.

В своих исследованиях В. И. Логинова изучила и выявила стадии формирования представлений дошкольников о мире профессий как феномене окружающего мира. Она считает, что: «представления об окружающей действительности формируют фундамент человеческого сознания, выступают главным элементом в структуре личности, рассматриваются как внутреннее условие становления ее социальной ориентированности, отношения к миру». Ею было доказано, что от степени представлений о мире профессий зависит и интерес к трудовой деятельности, и формирование когнитивной деятельности, и способность эмпирически выполнять простейшие трудовые процессы (увеличение уровня представлений сопровождается повышением интереса к реализации трудовых процессов). Когда не наблюдается организация воспитателем пространства для развития представлений о мире профессий, тогда степень представлений о труде взрослых даже у старших дошкольников может остаться на низком уровне.

Содержательный аспект знаний об окружающей действительности, представления о профессиональной деятельности людей играют большую роль в социализации человека. Эти представления оказывать содействие пониманию целей социума, места каждого его члена по ходу решения задач, осознание значимости трудовой деятельности в жизни социума и каждого человека. Это способствует формированию социального восприятия, интереса к профессии, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

Таким образом, проанализировав современные исследования, можно определить, что проблема профессиональной ориентации детей дошкольного возраста еще мало изучена. Но при этом в работах, посвященных отношению к труду у детей дошкольного возраста отмечается, что основной целью в работе является формирование позитивного, эмоционального отношения к профессиональной деятельности людей. Чем раньше начнет происходить знакомство детей с миром профессий, тем осознанней будет выбор профессии во взрослой жизни. Поэтому дошкольный возраст необходимо рассматривать как основополагающий в формировании профессиональных представлений детей.

Необходимо рассматривать профессиональное развитие как процесс, который длится всю жизнь, профессиональный путь человека и его основные этапы, которые плотно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.

Т. В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, который глубоко исследовал проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

  1. возникновение и формирование профессиональных намерений;
  2. профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;
  3. вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
  4. полную реализацию личности в профессиональном труде.

Также одним из критериев профессионального становления личности является выделение этапов становления профессионального самосознания. Профессиональное самосознание проходит обусловленные стадии становления, первая из которых также соотносится с дошкольным возрастом. Это стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий, которая берет свое начало в возрасте становления самосознания  в 2,5–3 года и продолжается до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок обогащает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме старается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., опираясь на наблюдения за взрослыми.

Из краткого анализа периодизаций профессионального становления личности следует, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии. Первая стадия сопоставляется с дошкольным возрастом. А, так как профессиональную ориентацию нужно рассматривать как процесс, который длится всю жизнь, основные этапы которого неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности, то можно сделать вывод, что дошкольное детство является первым этапом в профессиональном становлении личности, соотносится со стадиями профессионального самоопределения и, соответственно, оказывает влияние на весь данный процесс. Поэтому важно выявить основные закономерности, цели, задачи профессиональной ориентации в дошкольном возрасте, а также определить возможности повышения эффективности данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.

Рассмотрим профессиональную ориентацию на ранних этапах онтогенеза, включающих дошкольное детство.

В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов, воспитателей, и другие.

Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы. Они подразумевают выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.

Положительное влияние на дальнейшую профессиональную ориентацию оказывают знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится понимание трудовой деятельности дошкольниками на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Дошкольный возраст соотносится со стадией конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Исходя из этого, можно выделить задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности, воспитывать уважение к людям труда.

Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Цель ранней профориентации  сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Как раз поэтому необходимо создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Следственно, психологические технологии профориентации в дошкольном образовании подразумевают создание предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации, которая способствует становлению субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде на основе «Я-концепции».

Таким образом, психологические технологии профессиональной ориентации в дошкольном возрасте заключаются в комплексе психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность с учетом возрастных особенностей психологического развития ребенка, направленных на возникновение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов. Психологические технологии ранней профориентации основаны на личностно-ориентированном воспитании и обучении с использованием стратегии мягкого обучения широкому спектру трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации, формировании мотивационно-операциональной сферы личности ребенка.

Обозначим некоторые формы образовательной работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации в процессе ознакомления с трудом взрослых. В большом объеме представлены наблюдение за трудом взрослых, практическое экспериментирование с предметами (материалами), необходимыми для осуществления трудовой деятельности; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек, одетых соответственно представителей определенной профессии. Кроме того, психологические технологии профориентации на ранних этапах онтогенеза включают в себя профконсультацию для родителей, которая сосредоточена на приобщение родителей к формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Таким образом, проблема ранней профориентации дошкольников является сейчас сравнительно малоизученной, но весьма актуальной. Конкретных работ в теории психологии и педагогики, напрямую посвященных данной проблеме практически нет, но в смежных областях исследователи касаются этих вопросов. Обычно проблема ранней профориентации рассматривается как база для дальнейшего развития. Большинство проведенных исследований посвящены овладению ребенком трудовыми операциями, социализации, умственному и познавательному развитию, а не ориентации его в сфере будущей профессиональной деятельности. Наиболее полным и современным исследованием представляется диссертация В. П. Кондрашова «Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников».

Почти во всех образовательных программах дошкольного образования есть упоминание о знакомстве с миром профессий, расширении кругозора детей в данных вопросах. Имеются и парциальные программы, направленные на раннюю профориентацию детей. Но в теоретическом аспекте все данные программы основываются лишь на общих утверждениях: в контексте проблемы умственного развития дошкольников и приобретения ими системных знаний, в контексте формирования у детей представлений о труде взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет

теоретический материал  по развитию  рисования у детей 4 – 5  лет....

Одарённость дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Двенадцать стратегой обучения творческости.1.Быть примером для подражания.2.Поощрять сомнения, возникающие по отношению общепринятым предположениям и допущениям.3.Разрешать делать ошибки.4.Поощр...

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе

Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе...