Статья Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте
статья

Петрова Мария Сергеевна

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург

 

Актуальность исследования обусловлена тем положением, что в психологии старший дошкольный возраст обозначен как этап интенсивного психического развития. Начиная от совершенствования психофизиологических функций мозга и заканчивая появлением личностных новообразований - в возрасте с пяти лет во всех этих сферах происходят значительные изменения.

 

            

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург

Актуальность исследования обусловлена тем положением, что в психологии старший дошкольный возраст обозначен как этап интенсивного психического развития. Начиная от совершенствования психофизиологических функций мозга и заканчивая появлением личностных новообразований - в возрасте с пяти лет во всех этих сферах происходят значительные изменения.

            Очень важным в дошкольном возрасте для ребёнка становится общение - сложный, многогранный процесс, имеющий неоспоримое значение в развитии всех видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра. [4, с.42]

Трудности в коммуникации и установлении межличностного общения в настоящее время можно связать с дефицитом воспитанности у детей культуры, доброты, с неустойчивыми, несформированными нравственными критериями при воспитании малыша. Ребята стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Часто их партнер по общению - телевизор или компьютер. Современные дети менее отзывчивы. Для преодоления подобных трудностей в работе с дошкольниками необходимо развивать коммуникации и формировать навыки общения ребёнка в группе ровесников.

Существуют следующие особенности общения ребёнка старшего дошкольного возраста с ровесниками:

1. Эмоциональная насыщенность (повышенная эмоциональность и раскованность: в общении ровесников наблюдается на порядок больше экспрессивных и мимических явлений, которые выражают абсолютно различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до отчаянного веселья, от доброты и сопереживания до злости и обиды).

2. Нерегламентированное и нестандартное поведение детей старшего дошкольного возраста. Обычно при общении с взрослым дети придерживаются определенных социально принятых норм поведения. При контактах с ровесниками они применяют неожиданные и оригинальные действия и движения, которым присущи незаданность раскованность, ненормированность: дети дразнятся, балуются, кривляются и т. д.

3. Инициатива в общении преобладает над ответными действиями. Для ребёнка дошкольного возраста гораздо важнее его личное действие или высказывание, а инициатива ровесника обычно не поддерживается (это можно видеть в невозможности для дошкольников развить диалог из-за отсутствия ответной активности партнера по общению). Такая несогласованность коммуникативных действий часто приводит у дошкольников к конфликтам, протестам, обидам.  [3, с.96]

Основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного взаимодействия у ребёнка старшего дошкольного возраста являются:

  • трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;
  • трудности, связанные с непониманием эмоционального состояния и неприятием партнера по общению;
  • трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
  • трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.

У проблемных детей особенностью поведения является отсутствие желания сотрудничества с другими детьми, равнодушие к инициативе и просьбам о помощи. Также эти дети характеризуются неумением договариваться, приходить к общему решению и аргументировать собственную точку зрения, часто не могут справиться с собственными эмоциями. [5, с.71]

Решение трудностей в межличностном общении детей напрямую зависит от:

  • своевременной поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов образовательного учреждения, работающих с детьми;
  • социальной компетентности педагога;
  • учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
  • конструктивных способов разрешения конфликтов;
  • использования различных способов создания ситуаций их общения (игры)..

Раньше, чем игра стала предметом научных исследований, её широко использовали в качестве важного средства в воспитании и обучении детей. В любых системах обучения игре уделяется особое место. И определяется, это тем, игра является в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка. Главным образом жизни ребенка с рождения и до наступления самой зрелости является игра.

Игра - это то активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности.

Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действия и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. В игровой деятельности наиболее активно воспитываются психические качества и индивидуальные особенности ребенка. В игре проявляются и другие виды деятельности, в последствии приобретающие самостоятельное значение. [1, с.58]

Игра оказывает влияние на формирование непринужденных психических процессов. Так, в игровой деятельности у детей развивается произвольные внимание и память. Во время игры ребенок лучше вникает и больше запомнит. Осознанную цель ребенок выделит раньше и проще всего в игре. Сами условия игры заставляют детей быть сосредоточенными на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. [4, с.148]

Во время игры происходит формирование мышления, восприятия, памяти, речи - тех фундаментальных психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. Благодаря дидактическим играм развивается, нужные для каждого ребенка интеллектуальные и индивидуальные способности, уровень развития которых, определенно, оказывает влияния на школьное обучение и имеет важное значение для дальнейшего развития личности.

Литература

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду- М.: Просвещение, 2015. - 613 с.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: А.П.О., 2006. – 280 с.
  3. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. Б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
  4. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М.: ЦГЛ, 2012. - 416 с.
  5. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....

Игра как средство формирования межличных отношений в дошкольном возрасте

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Ее развитие имеет динамику: она постепенно становится коллективной, усложняется по мере взросления ребенка. В игре закладываются основы общения и межли...

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...

Статья " Театрализованная игра как средство развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте. Проблема развити...