Игра как средство формирования межличных отношений в дошкольном возрасте
учебно-методический материал

Парежева Маргарита Петровна

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Ее развитие имеет динамику: она постепенно становится коллективной, усложняется по мере взросления ребенка. В игре закладываются основы общения и межличностных отношений, происходит социализация и формируются важнейшие новообразования дошкольного возраста. Она обладает коррекционным эффектом и выступает а качестве средства развития положительных межличностных отношений в детском коллективе. Существует множество определений и классификаций игры, в зависимости от признака, по которому ее рассматривают или классифицируют (кто придумал, характер активности и т. д.).

В работе выявлено несколько принципов, благодаря которым может быть заложен фундамент положительных межличностных отношений дошкольников посредством игры: безоценочность, отказ от реальных предметов и игрушек, отсутствие соревновательного момента.

 Вы можете увидеть картотеку игр, направленных на развитие положительных межличностных отношений в дошкольном возрасте, которые могут быть использован педагогом или психологом в группе детей в детском саду. Она включает игры на формирование внимания к партнеру, согласованность действий, оказание  и развитие взаимопомощи, выражение положительных эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте


Содержание

Введение

3

Глава 1. Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста посредством игры

1.1. Подходы к определению понятия межличностных отношений

1.2. Особенности развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

1.3. Игра как средство развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

1.4. Картотека игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста

5

5

11

19

24

Заключение

27

Список литературы

30

Приложение

33


Введение

Жизнь каждого нормального члена общества буквально пронизана контактами с другими людьми. Ведь потребность в общении выступает на уровне базовой. Межличностные отношения порождают наиболее острые и напряженные эмоциональные переживания, наполняют смыслом человеческие действия и поступки.

Развитие межличностных отношений имеет общие закономерности на разных возрастных этапах жизни человека, не смотря на то, что в каждой конкретной группе имеют свою уникальную историю [18]. Чрезвычайно велика их роль в детстве, так как для ребенка, особенно дошкольника, общение с людьми является не только основным источником разнообразных переживаний, но и главным условием развития эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностные отношения в ней, влияние группы дошкольников на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный теоретический и практический интерес. В связи с этим, тема межличностных отношений, возникшая на стыке философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, является одной из важнейших в наше время. Она взаимосвязана с темой «личности в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения [8, 39].

Помимо этого даже небольшие нарушения во взаимоотношениях с окружающими могут быть индикатором отклонений в психическом развитии дошкольника. Поэтому взрослым необходимо помочь ребенку, научить его налаживать отношения с окружающими. Особенно успешно межличностные отношения дошкольников развиваются в игре, так как игровая деятельность является ведущей в данном возрасте.

Разработкой вопросов, рассмотренных в данной работе занимались такие ученые как: Т. А. Репина, М.И. Лисина, Г. М. Андреева, А. Г. Рузская, Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, А. С. Макаренко, Я. Л. Коломинский, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. В. Петровский, А. А. Реан, С. Л. Рубенштейн, В.Н. Куницина, Н. В. Казаринова, Е. О. Смирнова и др.

Объект: межличностные отношения.

Предмет: формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте посредством игры.

Цель: изучить особенности формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте средствами игры.

Задачи:

Рассмотреть различные подходы к определению понятия межличностных отношений.

Выявить особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте и описать процесс их развития.

Рассмотреть игру как средство развития межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Подобрать игры, направленных на формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, социологической и учебно-методической литературы, посвященной изучаемой проблеме, обобщение, сравнительный анализ.


Глава 1. Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста посредством игры

1.1. Подходы к определению понятия межличностных отношений

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений является социально-психологический, где в центре внимания находятся структура, возрастные особенности и изменения коллектива [19].

Межличностные отношения выступают в качестве предмета исследования в социальной психологии. Говоря о человеческих отношениях и изучая их, психологи прежде всего обращают внимание именно на межличностные отношения, существующие внутри малых социальных групп или между отдельными людьми [17].

Существуют исследования, в которых межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. Их основной предмет: группа детей, а не личность каждого отдельного ребенка. При этом сверстник выступает как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки. Субъективный образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные, психологические особенности других людей оставались за рамками данных исследований [19].

Частично этот пробел был восполнен благодаря результатам другого исследования, где межличностные отношения трактовались как понимание других людей — их качеств, настроения, способности интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. Главным предметом этих исследований было восприятие, понимание и познание ребенком других людей, способность решать конфликтные ситуации между ними. Здесь отношение к другому приобретает познавательную ориентацию [19].

Среди экспериментальных исследований выделяют два основных теоретических подхода:

Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений, где главным предметом является группа, коллектив (А. В. Петровкий). Межличностные отношения определяет совместная деятельность и общение, так как именно в них они зарождаются, реализуются и преобразуются.

Концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматриваются как продукт деятельности общения (М. И. Лисина). Возникновение привязанностей и предпочтений основывается на удовлетворении потребности в общении, доброжелательном отношении, внимательности и уважении со стороны сверстника [19].

Следует отметить, что изучение межличностных отношений детей в большинстве случаев сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия. При этом понятия «общение» и «взаимодействие» выступают как синонимы, не смотря на то, что их следует различать [19].

Исследования М.И. Лисиной показывают, что отношения являются не только результатом общения, но и его предпосылкой. Они формируются и реализуются во взаимодействии. Но отношение, в отличии от взаимодействия, не всегда может иметь внешнее проявление (существование на уровне сознания в форме переживаний, представлений, образов и т. д.). Общение всегда проявляется через какую-то форму взаимодействия с помощью внешних средств, а отношение является внутренним аспектом, характеристикой сознания, не предполагающей фиксированных средств выражения. Тем не менее, отношение к другому человеку прежде всего может проявиться в действиях, на него направленных, одним из которых является общение. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей [19].

Основываясь на вышеизложенном, можно выделить следующие основные подходы к пониманию межличностных отношений в психологии:

социометрический (избирательные предпочтения детей);

социокультурный (познание другого и решение социальных проблем);

деятельностный (отношение является результатом общения и совместной деятельности) [19].

При комплексном рассмотрении понятия межличностных отношений, основанном на всех выше перечисленных подходах, напрашивается следующее определение.

Межличностные отношения – это система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей [7, 129]. Это отношения, складывающиеся между отдельными людьми и сопровождающиеся переживанием эмоций, выражающих внутренний мир человека [2, 194]. Объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми [4, 270].

Межличностные отношения определяют стратегию взаимодействия и включают в себя достаточно большой диапазон психических явлений: взаимодействие людей друг с другом, межличностную привлекательность (симпатию, притяжение и др.), взаимовосприятие и взаимопонимание [5, 384].

Как уже упоминалось выше, в основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния и психологические состояния людей, которые взаимодействуют друг с другом. Их даже иногда называют экспрессивными или эмоциональными [4, 270].

Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя следующие виды проявления личности: аффекты, эмоции и чувства. В социальной психологии особое внимание уделяют последнему компоненту – чувствам. Г. М. Андреева делит их на две большие группы:

конъюнктивные – это чувства разного рада, которые сближают, объединяют людей (стремление к сотрудничеству);

дизъюнктивные – это чувства, которые разъединяют людей (не готовность или не желание сотрудничать) [4, 270].

Интенсивность и конкретный уровень развития и тех, и других видов чувств оказывает большое влияние на деятельность групп [4, 270].

Помимо эмоционального компонента межличностных отношений, выделяют когнитивный (познание индивидуально-психологических особенностей партнера по совместной деятельности, взаимопонимание) и поведенческий компонент (играет роль в регулировании взаимоотношений и включает мимику, жесты, пантомимику, речь и действия, выражающие отношение человека к другим) [20].

Среди видов межличностных отношений различают следующие (Е. П. Ильин):

официальные и неофициальные;

деловые и личные;

рациональные и эмоциональные;

субординационные и паритетные [2, 194].

Официальные или формальные отношения возникают на должностной основе и регулируются уставами, постановлениями, приказами, законами. Люди вступают в них по должности, не основываясь на личных симпатиях и антипатиях. Неформальные или неофициальные отношения, напротив, основываются на личных взаимоотношениях и не ограничиваются официальными рамками [2, 194].

Деловые взаимоотношения возникают, когда люди работают вместе. Это служебные взаимоотношения. Личные взаимоотношения – это отношения, которые складываются помимо совместной деятельности людей. В их основе лежат личные чувства, что обуславливает субъективный характер. Выделяют отношения знакомства (люди не знают друг друга по имени, но могут вступить в поверхностный контакт, поговорить), товарищества (более тесные положительные и равноправные отношения, которые складываются на основе общих интересов, с целью проведения совместного досуга в компании), дружбы (тесные избирательные отношения, в основе которых лежит доверие, привязанность, общность интересов) и интимные отношения (характеризуются самой высокой степенью доверия, близостью, откровенностью, привязанностью) [2, 194-195].

Рациональные отношения основаны на разуме и расчете, и строятся исходя из реальной или ожидаемой от них пользы. В основе эмоциональных отношений, напротив, лежит эмоциональное восприятие друг друга, часто без учета объективной информации о человеке [2, 195].

Субординационные отношения – это отношения руководства и подчиненных, они не равноправны, то есть одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав и полномочий, чем другие. Противоположные им – паритетные отношения, которые подразумевают равноправие и независимость каждой личности [2, 195].

В некоторых классификациях помимо вышеперечисленных, выделяют первичные и вторичные отношения. Первичные взаимоотношения являются основными, базовыми, долгосрочными и устойчивыми. Они основаны на сильных, глубоких эмоциональных связях, на чувстве личной привязанности или преданности друг другу. Что касается вторичных взаимоотношений, они относительно кратковременны, поверхностны, характеризующиеся ограниченным опытом взаимодействия людей друг с другом и отсутствием четких правил взаимодействия. В отличие от первичных они редко эмоционально-глубоко вовлекают людей [17].

Н. Н. Обозов выделяет положительные, отрицательные и безразличные (индифферентные) виды отношений. Их содержание в соответствии с такими параметрами, как направленность, модальность (принадлежность к определенной сенсорной системе (анализатору) [1, 379], валентность (положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила [1, 83], интенсивность, осознанность, дифференцированность (разделение с учетом различий), сложность, уровень развития, широта, эмоциональность, наличие взаимопонимания, когнитивное (познавательное) отождествление между субъектами взаимодействия [Приложение 1].

К структурным параметрам, которые задают содержание отношений, как правило, относят следующие:

дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая);

валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная);

позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные) [7, 130].

Межличностные отношения выполняют ряд функций:

помощь в адаптации к новой среде и социализации личности;

познание (другого человека, социальное);

удовлетворение потребности в контакте с другими людьми [15].

Развитие межличностных отношений обусловлено полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. При этом, сам процесс развития включает в себя динамику, механизм регулирования отношений и условия их развития [4, 271].

Динамика прослеживается в зарождении, закреплении, достижении определенной зрелости, возможном последующем ослаблении межличностных отношений [4, 271].

Условия развития оказывают существенное влияние как на динамику, так и на форму проявления (знакомство, товарищество, дружба и др.). Так в городских условиях, по сравнению с сельской местностью, контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных – спрессовано, динамично и т.д. [4, 271]

Таким образом, существует несколько подходов к пониманию межличностных отношений. В качестве основных можно выделить: социометрический, социокультурный и деятельностный. Основных структурными компонентами межличностных отношений в психологии принято считать: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Существует несколько классификаций межличностных отношений. Например, Е. П. Ильин выделяет следующие их виды: официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, субординационные и паритетные. А Н. Н. Обозов называет положительные, отрицательные и безразличные отношения. Межличностные отношения выполняют ряд функций, например, помощь в адаптации, познание, удовлетворение потребности в общении. Следует так же отметить, что развитие отношений во многом зависит от условий.

1.2. Особенности развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

Рассматривая ребенка в системе межличностных отношений, необходимо обратить внимание на решение вопросов, связанных с развитием ребенка в условиях семьи и ДОУ, где основными источником этого развития является взрослый, которому дошкольник пытается подражать [8, 39].

Система межличностных отношений ребенка формируется в процессе совместной деятельности и общения его с семьей, где он занимает определенную позицию; с группой сверстников, коллективом, который возглавляет педагог. Основной смысл совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком окружающей действительности и овладении «детской субкультурой», в присвоении общественной сущности человека [8, 39].

Следовательно, на личностное развитие ребенка и становление его взаимоотношений с другими людьми огромное влияние оказывает семья и сложившиеся в ней традиции, с одной стороны, и образовательное пространство, создаваемое педагогом – духовным наставником и проводником социокультурного опыта, с другой [8, 39].

Ребенок, по мнению А. Н. Леонтьева, не может жить и развиваться вне практического и речевого общения со взрослым [14, 231]. Так, отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к формированию новых отношений с ним и к новой ситуации развития. Ребенок впервые начинает выходить за пределы семейного круга и устанавливать новые отношения с более широким миром взрослых [9, 243]. В дошкольном образовательном учреждении в роли значимого для ребенка взрослого выступает, прежде всего, воспитатель [6, 99].

Общение ребенка со взрослым усложняется, приобретает новые формы и содержание. Становится не достаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним, так как идет активное речевое развитие дошкольника и расширяются возможности общения дошкольника. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации [9, 243].

М.И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную [9, 243].

В возрасте 3-5 лет (первая половина дошкольного возраста) возникает внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой), она определяется не практическим сотрудничеством со взрослым, а «теоретическим». К этому приводит обострение познавательной потребности ребенка и расширение его познавательных интересов, что проявляется в виде многочисленных и часто задаваемых взрослому вопросов. В этот период очень важным для детей становится ощущение уважения со стороны взрослых и, как следствие, повышенная обидчивость (любое замечание воспринимается как личное оскорбление) [9, 243-244].

К концу дошкольного детства появляется новая и высшая для данного возраста внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей, то есть главным побудителем общения является сам человек, независимо от его конкретной функции. Такое общение представляет собой самостоятельную ценность, и взрослый выступает как конкретный индивид и член общества. Старшие дошкольники активно стремятся к взаимопониманию и сопереживанию, что проявляется в желании поделиться со взрослым своим мнением, оценками, своим отношением к тому или иному событию и достичь общности взглядов. В процессе такого общения формируется моральное сознание, самосознание и самоконтроль дошкольника, дети научаются различать роли взрослых и вести себя с ними соответственно [9, 244-245].

Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Особенности и отличия взаимодействия дошкольников со сверстниками были подробно рассмотрены в исследованиях М. И. Лисиной и А. Г. Рузской [9, 247].

Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Некоторые из них никогда не встречаются в отношениях со взрослыми. Уже в 3-4 года ребенок по отношению к сверстнику решает довольно широкий спектр коммуникативных задач. К ним относится: управление действиями партнера и контроль за их выполнением, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов и постоянное сравнение с собой и др. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий [9, 247].

Помимо этого, общение в среде сверстников отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Действия часто носят аффективный характер. Психологи полагают, что это связано с тем, что начиная с 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочтительным партнером по общению для ребенка [9, 247-248].

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. В общении со взрослыми они всегда придерживаются определенных форм поведения. Это рождает предположение о том, что общество сверстников помогает ребенку проявить оригинальность и самобытное начало. Следует отметить, что с возрастом отношения детей все больше начинают подчиняться общепринятым правилам поведения, однако раскованность и непосредственность сохраняются до конца периода дошкольного детства [9, 248].

Еще одной отличительной чертой общения сверстников является преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности развить диалог из-за отсутствия ответной активности партнера. Чувствительность к воздействиям собеседника существенно меньше в сфере общения со сверстниками, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты и обиды [9, 248-249].

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменятся. В период с 2 до 7 лет отмечается два существенных качественных сдвига: первый в возрасте 4 лет, когда дети начинают явно предпочитать общество сверстников, второй – около 6, характеризуется появлением более избирательных и глубоких привязанностей в виде дружбы. Эти сдвиги или «переломы» рассматривают в качестве временных границ трех этапов развития общения или межличностных отношений ребенка. По другому их называют формами общения дошкольников со сверстниками [9, 249]:

Эмоционально-практическая (2-4 года). В начале дошкольного возраста ребенок ждет от сверстника соучастия и хочет самовыражения. Каждый участник общения занят прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроение), как правило, не замечают. Общение крайне ситуативно (целиком зависит от конкретной обстановки и практических действий партнера) и существует отдельно от предметных действий.

Ситуативно-деловая (4-6 лет). К 4 годам дети начинают осознанно предпочитать общество сверстника одиночной игре или взаимодействию со взрослыми. В это время в жизни ребенка появляется сюжетно-ролевая игра, которая становится коллективной. При этом, во время игры общение разворачивается на двух уровнях: ролевых и реальных (существующих за пределами сюжета) взаимодействий. Таким образом, в середине дошкольного возраста общение со сверстниками становится содержательным, и главным содержанием общения детей является общее дело — игра. Основными на данном этапе являются потребности в сотрудничестве, признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, пытается определить в мимике и взглядах отношение к себе, демонстрирует обиду в ответ на непонимание и упреки. «Невидимость» сверстника сменяется пристальным интересом ко всему, что он делает. Именно в этом возрасте в общении начинает часто проявляться конкуренция. В отличии от взаимодействия со взрослыми, контакты детей все еще остаются ситуативными, общение происходит по поводу предметов, действий, впечатлений, представленных в конкретной ситуации.

Внеситуативно-деловая (6-7 лет). Появляются внеситуативные контакты со сверстниками, их количество постоянно увеличивается. Дети могут довольно долго разговаривать не совершая при этом никаких предметных действий. Они рассказывают друг другу о своих впечатлениях (где были, что видели), планах, предпочтениях, дают оценки качествам и поступкам других. Тем не менее общение все еще происходит на фоне совместной деятельности. Игра усложняется, большее значение имеют правила и их обсуждение, а так же  соответствие игровых событий реальным. Развитие внеситуативного общения имеет два направления: увеличение числа речевых внеситуативных контактов и повышение устойчивости образа сверстника, не зависящего от конкретных обстоятельств. Ребенок начинает понимать и чувствовать внутреннее состояние другого, которое хотя и не представлено в ситуативных проявлениях, становится все более значимым [9, 249-252].

На протяжении всего дошкольного возраста повышается устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений, содержательность обоснования выбора детей (от внешних, предметных качества до личностных характеристик) [9, 252].

Стремительно увеличивается структурированность детского коллектива (одним детям отдается больше предпочтений сверстников, другие становятся отверженными). К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие – не пользуются особой популярностью, либо отвергаются, либо остаются незамеченными [9, 252].

Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающие наибольшей привлекательностью. С ними все хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Наряду с этим есть дети, являющиеся вовсе не популярными — с ними мало общаются, не берут в игры, не дают игрушки и т. д. Остальные дети располагаются между этими двумя «полюсами» [9, 253].

Опираясь на анализ психологических исследований, можно заключить, что в качестве основы избирательных привязанностей детей дошкольного возраста выступают самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников [8, 39]. М. И. Лисина отмечала, что если содержание общения не соответствует потребностям дошкольника, расположение к партнеру может ослабевать и наоборот. При этом описывая портрет популярного ребенка, исследователи выделяют следующие качества: чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения, высокая инициативность. Такие дети имеют выраженную потребность в общении и признании и стремятся ее удовлетворить [9, 254].

Что же касается непопулярных детей, результаты исследования Е. О. Смирновой и Е. А. Колягиной показали: уровень интеллекта и инициативность в игре не влияют на популярность, зато замкнутость, пассивность или, наоборот, чрезмерная общительность и стремление к руководству, могу сделать ребенка отверженным [9, 255].

Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстнику:

популярные дети практически никогда не проявляют безразличие к действиям сверстника (положительная эмоциональная вовлеченность — одобрение, поддержка), в отличии от непопулярных (безразличие, осуждение, навязывание своего замысла):

популярные дети умеют сопереживать, их радуют успехи  и огорчают промахи других, а не популярные могут оставаться безразличными, либо проявлять противоположные эмоции (обида на похвалу другого ребенка, радость чужим неудачам);

популярные дети всегда отзываются на просьбы сверстников и часто делают этого бескорыстно, непопулярные не делают этого никогда;

непопулярные дети видят решение конфликта в агрессивных действиях и угрозах, а популярные, даже с позиции «обиженного», предпочитают решать их мирным путем [9, 256].

Выше изложенное свидетельствует о том, что в основе популярности дошкольников лежит не инициативность и организаторские способности, а эмоциональное отношение к сверстнику, выражающееся в сопереживании и реальной помощи. Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят с другими. Однако у популярных детей, в отличие от непопулярных, утверждение и признание своего «Я» не закрывает сверстника и не является специальной и единственной жизненной задачей. Именно это, как ни странно, и обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников[9, 256].

Но не стоит забывать о роли педагога в развитии межличностных отношений дошкольников со сверстниками. В первую очередь это проявляется в том, что дети воспринимают членов своей группы во многом с позиции воспитателя, характеризуя согруппников в логике их функционально-ролевой принадлежности (например, «он плохой, потому что неаккуратно ест»; «он хороший, потому что убирает за собой игрушки»). Значимость воспитателя проявляется и в том, что он выступает для дошкольников носителем социальных стандартов поведения и системы ценностей [6, 99-100]. В группах, где педагог уделяет большое внимание межличностным отношениям детей, отверженность может практически отсутствовать (выделяется 3-5 популярных дошкольников, все остальное внимание делится между другими детьми практически поровну).

Следует отметить, что игра является ведущим видом деятельность ребенка дошкольного возраста, поэтому, можно с уверенностью заявить, что она является одним из основных средств развития межличностных отношений (привязанностей и антипатий) в данный период. Это активно используется педагогами в их работе.

Итак, в дошкольном возрасте начинают достаточно активно развиваться межличностные отношения. В начале дошкольного детства основным источником общения является взрослый и взаимодействие  с ним носит сугубо ситуативный характер. Позже дошкольник начинает проявлять интерес к сверстникам и по мере взросления отдает ему все больший приоритет. С развитием мышления и речи, общение становится внеситуативным и более содержательным. К концу дошкольного возраста начинает проявляться диффернецированность детского коллектива, появляются популярные и отверженные дети. Выраженность данного явления во многом зависит от работы педагога. Развитие межличностных отношений со сверстниками протекает в основном в игровой деятельности.

1.3. Игра как средство развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

Существует несколько определений игры, затрагивающих разные аспекты этого понятия. Мы рассмотрим основные из них.

С.Л. Рубинштейн пишет о том, что игра «является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности».

Л.Ф. Обухова отмечает, что игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Д. Б. Эльконин определяет игру, как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности, складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации [15, 36].

Главной формой взаимодействия детей в дошкольном возрасте является коллективная сюжетно-ролевая игра. Л. С. Выготский в качестве главной характеристики детской игры называл расхождение реальной и мнимой ситуации. Главным содержанием общения детей в дошкольном возрасте становится игровое сотрудничество. Оно заняты общим делом и должны согласовывать действия, учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Таким образом, в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования дошкольного возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание, произвольность, потребностно-мотивационная сфера ребенка и пр. Сюжетная игра является для дошкольника практикой общения и отношений [11; 12].

Проблема межличностных отношений в дошкольной игре оказалась в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Педагоги и психологи сразу начали отмечать ее огромное значение. Это самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Игра увлекают возможностью «прожить» хотя бы несколько минут интересно, активно, по-взрослому, дает возможность применить уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах. Так дети учатся решать возникающие проблемы не только с помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений [16].

Специфика игровой деятельности такова, что в ней все «понарошку» —и действия, и пространство, и роли (достаточно провести черту для обозначения того, что «здесь будет детский сад, а здесь, где ребенок стоит, —его дом», ничего не стоит налить чай в чашку из кулака и т.д.). В реальной жизни ребенок не может выполнить те, казалось бы, простые действия без помощи взрослого, которые доступны ему в игре. Игра не требует от него особых умений, так как не связана с получением определенного практического результата [16].

Игра реализует различные функции. Так Р. И. Жуковская выделяет следующие функции игры: социокультурная, развлекательная, самореализации, обучающая, коммуникативная, диагностическая, игротерапевтическая, коррекционная, релаксационная, психотехническая, самовыражения, компенсаторная [15, 13].

Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.

Первая классификация была предложена Ф. Фребелем. Он делит игры по педагогическому назначению: сенсорные, моторные, умственные.

Свою классификацию предложил Карл Гросс в основу, которой положил инстинкты, и разделил игры на: экспериментальные, специальные.

Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже. В основу классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие виды игр:

Игры – упражнения (до 1-го года жизни);

Символические игры (с 2-х до 4-х лет);

Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет).

В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:

Творческие игры, которые придумывают сами дети:

сюжетно-ролевая игра,

режиссерские игры,

театрализованные игры (игры-драматизации)

строительно-конструктивные.

Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

А. В. Запарожец и А. П. Усова разработали следующую классификацию:

игры творческие и их разновидности:

игры - драматизации и строительные игры;

подвижные игры;

дидактические игры.

Д. Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для детей дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет, содержание игры, роль.

Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняется с возрастом.

Сюжет является той сферой действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т. д.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Основной целью в развитии межличностных отношений дошкольников является воспитание гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников. Для этого необходимо уделять внимание формированию представлений о должном поведении, коммуникативных навыков, нравственных чувств, позволяющих принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои.

Существует несколько принципов, на которых основывается формирование положительных межличностных отношений в игровой деятельности:

Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

Отказ от реальных предметов и игрушек. Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, исключаются игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций [10, 102].

Основываясь на данных принципах в планировании игровой деятельности детей в условиях группы детского сада, можно заложить необходимый фундамент в виде чувства общности и способности увидеть другого, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно такое отношение порождает сочувствие, сопереживание, содействие и т. д. [10, 102]

Таким образом, существует несколько определений игры и множество ее классификаций по различным признакам, например, игры, которые придумывают сами дети и игры, которые придумывают взрослые, или игры творческие, дидактические и подвижные и т. д. Игры могут иметь различный сюжет и содержание, от которых зависят роли детей. Выделяют несколько принципов игры, основываясь на которых можно развить положительные межличностные отношения дошкольников: безоценочность, отказ от реальных предметов и игрушек, отсутствие соревнований и конкуренции.

1.4. Картотека игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста

В нашей работе мы сделали подборку игр, направленных на формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Данная картотека может быть полезна как воспитателям, так и родителям.

Игры на формирование внимания к партнеру.

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание детей на себя вне контекста их взаимоотношений.

Игра «Общий круг»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и начинает говорить: «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

Игры на согласованность действий.

Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Игра «Лепим скульптуры»

Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой — глиной. Глина — очень мягкий и послушный материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей в различных позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может понимать людей. В качестве примера взрослый выбирает любого ребенка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети лепят самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.

Игры, направленные на оказание взаимопомощи.

Цель: вызвать в детях желание искренне помочь другому, оказать поддержку.

Игра «Живые куклы»

Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас — ребенок, а другой — его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

Игры, направленные на выражение положительных эмоций.

Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей; научить радовать сверстника говоря комплименты и хорошие пожелания и получать от этого удовольствие.

Игра «Пожелания»

Воспитатель собирает детей и говорит: «Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы — очень могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас».

Игры, направленные на развитие взаимопомощи.

Цель: развитие взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого, радоваться его успеху.

Игра «Мастер и подмастерья»

Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.


Заключение

Анализ научной литературы показал, что к определению понятия межличностных отношения существует три основных направления: социометрическое, в котором межличностные отношения рассматриваются с точки зрения предпочтений детей; социокультурное, где межличностные отношения являются результатом познавательной направленности личности; деятельностное, в котором межличностные отношения возникают в результате общения и совместной деятельности. Рассматривая все эти направления в совокупности можно дать следующее определение межличностным отношениям – это система установок, ориентаций и ожиданий людей относительно друг друга, возникающая в результате потребности человека в общении, и реализующаяся через совместную деятельность.

В основе межличностных отношений выделяют три структурных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Существует несколько классификаций данного понятия. По самой распространенной межличностные отношения делятся на: официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, субординационные и паритетные, первичные и вторичные. Некоторые психологи выделяют так же положительные, отрицательные и безразличные типы межличностных отношений. Содержание отношений определяют следующие структурные параметры: дистанция, валентность, позиция партнеров, степень знакомства. Межличностные отношения могут выполнять познавательную функцию, помогать в адаптации и социализации личности, удовлетворять потребность в общении. На их развитие имеет определенную динамику, на которую могут влиять условия, возраст, гендерные особенности (пол) и др.

Первые межличностные отношения дошкольников формируются в результате их общения со взрослыми. Поначалу общение носит исключительно ситуативный характер, но уже с 3-х летнего возраста его содержание становится внеситуативным. Внеситуативное общение дошкольника делится на два вида: познавательное и личностное. Эти виды возникают последовательно: сначала внеситуативно-познавательное (выраженная потребность ребенка к знанию и пониманию), затем, на его основе внеситуативно-личностное (ребенка начинает интересовать личность взрослого) общение. В начале дошкольного возраста круг общения ребенка начинает расширяться, в его жизни появляются контакты с другими взрослыми, кроме родителей и ближайших родственников, например с воспитателем детского сада. Ближе к 4 годам ребенок начинает проявлять явный интерес к сверстникам. Общение со сверстниками имеет ряд отличий от взаимодействий со взрослыми: более широкий диапазон коммуникативных действий, яркая эмоциональная окраска, нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий над ответными. Выделяют три формы (этапа) развития межличностных отношений дошкольников: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. К концу дошкольного возраста начинает проявляться явная дифференциация детского коллектива, проявляющаяся в делении детей на популярных, отверженных и средних между ними. Исследования показывают, что популярность и непопулярность обусловлены эмоциональными отношениями дошкольников. Популярные дети склонны к сопереживанию, всегда отвечают на просьбы о помощи, стремятся к мирному решению конфликта, а непопулярные, наоборот. Данную дифференциацию может сгладить педагог с помощью грамотного руководства детским коллективом и использования дополнительных средств, например игры.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Ее развитие имеет динамику: она постепенно становится коллективной, усложняется по мере взросления ребенка. В игре закладываются основы общения и межличностных отношений, происходит социализация и формируются важнейшие новообразования дошкольного возраста. Она обладает коррекционным эффектом и выступает а качестве средства развития положительных межличностных отношений в детском коллективе. Существует множество определений и классификаций игры, в зависимости от признака, по которому ее рассматривают или классифицируют (кто придумал, характер активности и т. д.).

Нами было выявлено несколько принципов, благодаря которым может быть заложен фундамент положительных межличностных отношений дошкольников посредством игры: безоценочность, отказ от реальных предметов и игрушек, отсутствие соревновательного момента.

Нами была подобрана картотека игр, направленных на развитие положительных межличностных отношений в дошкольном возрасте, которые могут быть использован педагогом или психологом в группе детей в детском саду. Она включает игры на формирование внимания к партнеру, согласованность действий, оказание  и развитие взаимопомощи, выражение положительных эмоций.


Список литературы

  1. Большой психологический сроварь [Текст]. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зимченко. – Москва: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. – 816 с.
  2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]. / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург.: Питер, 2013. – 576 с.
  3. Кислова Т. Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх [Текст]. / Т. Р. Кислова, Н. В. Курова. // Начальная школа плюс До и После.  – 2011.  – №7. – С.60-64.
  4. Классическая социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. / [И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с.
  5. Клепцова Е. Ю. Виды межличностных отношений [Текст]. / Е. Ю. Клепцова. // Известия Самарского центра Российской академии наук, т. 15. – 2013. – №2 (2) – С. 382-387.
  6. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости [Текст]. / М. Ю. Кондартьев, Ю. М. Кондартьев. – Москва: ПЕР СЭ, 2006. – 272 с.
  7. Куницына В. Н. Межличностное общение [Текст]: учебник для вузов. / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 544 с.
  8. Репина М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст]. / М. А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 39-41.
  9. Смирнова Е. О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов. / Е. О. Смиронова. – 3-е изд., перераб. — Санкт- Петербург.: Питер, 2012. – 304 с.
  10. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст]. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
  11. Смирнова Е. О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника [Текст]. / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – С. 62-70.
  12. Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников [Текст]. / Е. О. Смирнова. // Культурно-историческая психология. – 2011. –  №4. – С. 2-8.
  13. Черепкова Н. В. Психологическая коррекция межличностных отношений детей дошкольного возраста методом директивной игровой терапии [Текст]. / Н. В. Черепкова, Н. Н. Выблова. // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2586–2590.
  14. Шаграева О. А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / О. А. Ша-граева. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 368 с.
  15. Эльконин Д. Б. Психология игры [Текст]. / Д. Б. Эльконин – Москва: Владос, 1999. – 36 с.

Интернет-источники:

  1. Виды межличностного взаимодействия [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://psyera.ru/blog/post/vidy-mezhlichnostnogo-vzaimodeyst viya_7746
  2. Кузнецова Е. Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnoshenii-doshkol nikov-v-syuzhetno-rolevoi-igre.html
  3. Межличностные и межгрупповые взаимоотношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org/1957041115724/psihologiya/ mezhlichnostnye_mezhgruppovye_vzaimootnosheniya
  4. Межличностные отношения детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yfamily.ru/content/167
  5. Различные подходы к пониманию межличностных отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/ 00312.htm
  6. Челдышова Н. Б. Психология межличностных отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyera.ru/2811/psihologiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy


Приложение 1.

Содержание межличностных отношений

(Е. Ю. Клепцова) [5, 385-386]

Параметры отношений

Отрицательный вид отношений

Индифферентный вид отношений

Положительный вид отношений

Направленность

На себя, на другого

На себя

На другого, на себя

Модальность

Восприятие другого по принципу «плохой — хороший»; непонимание, неприятие

Частичное понимание и приятие или непонимание другого, себя; неразвитость механизма принятия, терпения, отсутствие оценочности, волевого поступка.

Акцент на положительные и отрицательные характеристики; развитость механизма принятия: понимания, терпения и т. д.

Валентность

Предпочтение негативной информации, большой разрушительный потенциал

Средний разрушительный потенциал, отстраненность, безразличие, игнорирование, невключенность (отсутствие любой реакции)

Предпочтение позитивной информации

Интенсивность

Значительная выраженность негуманных личностных качеств

Не значительна, может сочетать гуманные и негуманные личностные качества

Значительная выраженность гуманных личностных качеств

Осознанность

Незначительна

Незначительна

Значительна

Дифференцированность

Инфантильный эгоизм, нарциссизм, стихийный характер

Эгоцентризм, желание не обременять себя и других размышлениями о другом человеке, отторжение от себя проблем других людей и любой информации

Умение понять чужую позицию; что-то принимается, что-то нет, но при этом сохраняется понимание, эмоциональная устойчивость

Сложность

Отсутствие когнитивной сложности, критичность по отношению к другим, выраженное неприятие недостатков других, оцночность, выделение различий

Отсутствие когнитивной сложности, отношения менее сложны

Когнитивная сложность, сложная система личностной оценки, объединение разрозненной, непонятной информации в целостную картину

Уровень развития

Низкий уровень развития гуманных межличностных отношений

Средний уровень развития гуманных межличностных отношений в зависимости от ситуации, возможно отсутствие всяких реакций

Высокий уровень развития гуманных межличностных отношений

Широта

Узость восприятия, негибкость, непримиримость к недостаткам других, преобладание агрессивного поведения, отстраненность, импульсивность; способы общения: диктат, шантаж, манипуляция, требования и т. д.

Трудности в характеристике и выявлении различий и сходства в анализе и обработке поведения и мышления, на основе этого возможно проявление как высокомерия, так и беспомощности, безразличия

Широта восприятия, гибкость, мобильность, способность выделять, во время оценки субъекта, как существенные, так и второстепенные особенности; проявление снисходительность, сотрудничества, уступчивости

Эмоциональность

Неуважение достоинства и прав человека, низкая эмпатия, агрессия, нетерпимость и пр. как по отношению к другим, так и к себе

Безразличие, средняя или низкая эмпатия, неотзывчивость, возможно отсутствие чувств, безоценочность

Уважение достоинства и прав человека, отзывчивость, доверие, гуманность, помощь, эмпатия, терпимость как по отношению к себе, так и к другому

По наличию взаимопонимания

Стихийность и неадекватно понятые права, достоинства, ценности человека

Частично понятые адекватно или неадекватно особенности человека

Адекватно понятые права, достоинства, ценности человека

Когнитивное отождествление между субъектами взаимодействия

Склонность к сопротивлению, игнорирование, избегание субъекта, выражение негуманного отношения, агрессия, стремление подчинить, подавить, уничтожить

Отсутствие сравнения себя и других с идеалом, созерцание, отстраненность, нереагирование, склонность к бездействию

Склонность к содействию, помощи, поддержке и т. д., стремление к конструктивному взаимодействию, спорам, убеждению, принятие субъекта как данности

Виды межличностных отношений

Негуманные

Нейтральные

Гуманные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....

Презентация "Сюжетно- ролевая игра-как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"

1.Актуальность выбранной темы2.Цель и задачи3.Методическая литература4."Диагностика уровня сформированности игровых навыков" Р.Р.Калининой5.Диагностика "Одень куклу" О.Е.Смирновой6.Педагогический мони...

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Развивающие игры, как средство формирования интеллектуальных умений детей дошкольного возраста

Развивающие игры являются незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей. В развивающих играх применяются знания, полученные на занятиях, обобщаются сведения, получ...

Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»

Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Статья Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург...