Рабочая программа музыкального руководителя
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Балащенко Людмила Александровна

Рабочая программа музыкального руководителя (ранний возраст, младшая группа, средняя группа, старшая группа)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа на 2019-2020г. музыкального руководителя Балащенко Л.А.

Оглавление

№ п/п

Наименование  раздела

Страница

1.

Целевой раздел

2

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «МУЗЫКА»

4

1.1.2.

Основные формы музыкальной образовательной деятельности

6

2.

Планируемые результаты освоения Программы

7

2.1.

Диагностическая методика для определения уровня развития музыкальных способностей.

8

2.2.

Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

10

3.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей от 2-3 лет

16

3.1.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей от 3-4 лет

18

3.2.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей от 4-5 лет

20

3.3

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей от 5-6 лет

22

4.

Организационный раздел.

25

5.

Связь с другими образовательными областями

25

6.

План работы с педагогическим коллективом и родителями дошкольников по музыкальному воспитанию детей

26

7

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка»

28

8

Материально-техническое обеспечение педагогического процесса

28

9

Дидактическое обеспечение образовательного процесса

29


1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по реализации образовательной области «Художетвенно-эстетическое развитие», раздел «Музыка» разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей, на основе Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ№22, утвержденной приказом заведующего от 01.09.2015 года №110.1; на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а также для реализации поставленных задач в программу парциально включены дополнительные программы и технологии:

  • И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки»,
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева «Топ-топ, каблучок»,
  • А.И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей,
  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»,
  • Т.Суворова «Танцевальная ритмика для детей»,
  • Л.А. Новикова, Е.Ю. Суханова «Танцы для детей»,
  • Е.Кутузова, С.Коваленко, И.Шарифуллина «Ку-ко-ши» танцевально-игровое пособие для музыкальных руководителей,
  • Т.А.Сауко «Топ-хлоп, малыши» - программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.

Так же в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закона об образовании РФ,от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ
  • Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384)
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"», (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. №28564)
  •  Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.     №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038)
  • Устав ГБДОУ д/с №22 Кировского района Санкт-Петербурга
  • Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с:

Основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения ГБДОУ №22

Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития ГБДОУ. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей групп раннего возраста, младших групп, средней и старшей группы.

Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
  • формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
  • обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

В рабочей программе представлено содержание на 4 возрастные группы:

  • ранний возраст с 2 до 3 лет;
  • вторая младшая группа с 3 до 4 лет
  • средняя группа с 4 до 5 лет;
  • старшая группа с 5 до 6 лет

Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальной непрерывной образовательной деятельности (НОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе соответствиями с требованиями СанПиНа.

Группа

Возраст

Длительность занятия

(минут)

Ранний возраст

с 2 до 3лет

10

Вторая младшая

с 3 до 4 лет

15

Средняя

с 4 до 5 лет

20

Старшая

с 5 до 6 лет

25

1.1.1. Основные цели и задачи реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка»

ЦЕЛЬ: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • развитие  музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству;
  • развитие музыкальности детей;

Раздел «СЛУШАНИЕ»

  • -ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.
  • -развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
  • -развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес,   средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
  • развитие способности эмоционально воспринимать музыку,

Раздел «ПЕНИЕ»

  • -формирование у детей певческих умений и навыков
  • -обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
  • -развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
  • -развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

  • -развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
  • -обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
  • -обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
  • -развитие художественно-творческих способностей

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

  • совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
  • становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  • развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
  • знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
  • развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах

  • развивать способность творческого воображения при восприятии музыки
  • - способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
  • - развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

1.1.2.Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности  с учетом учебного плана:

Форма музыкальной деятельности

Вторая группа раннего возраста

№ 3, 4

2 мл. группа

№9, 12

Средняя группа

№8

Старшая группа №10

продолжительность

количество

продолжительность

количество

продолжительность

количество

продолжительность

количество

В неделю

В год

В неделю

В год

В неделю

В год

В неделю

В год

Организованная образовательная деятельность эстетической направленности

10

мин

2

73

15

мин

2

72/73

20

мин

2

72

25

мин

2

72/73

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Ежедневно

по

необходимости

Самостоятельная деятельность детей

Ежедневно

по

желанию

детей

Развлечения:

10-15

мин

1

15-20

мин

1

20-25

мин

1

1

30-35

мин

1

Праздники

Сезонные        

праздники

2.Планируемые результаты освоения детьми программы

Ранний возраст

 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

- различать высоту звуков (высокий - низкий);

- узнавать знакомые мелодии;

- вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;

- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;

 - выполнять простейшие движения;

- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.

- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;

- различать звуки по высоте (октава);

- замечать динамические изменения (громко - тихо);

- петь,  не отставая друг от друга;

- выполнять танцевальные движения в парах;

- двигаться под музыку с предметом

- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);

- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

- узнавать произведения по фрагменту;

- петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом;

- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой  произведения;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать,  не подражая друг другу;

- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);

- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

- узнавать произведения по фрагменту;

- петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова,  петь с аккомпанементом;

- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой  произведения;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать,  не подражая друг другу;

- играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.

2.1.Диагностические методики для определения уровня развития музыкальных способностей

Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по альбомам Н.В.Верещагиной «Диагностика педагогического процесса». Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:

  • -сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • -умение передавать выразительные музыкальные образы,
  • -воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных     произведений;
  • -сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
  • -умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
  • проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

Критерии диагностики:

Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в  одной из возрастных групп детского сада.

Форма проведения: Групповая и индивидуальная

Оценка уровня развития

(по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием); 2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого); 1 балл – низкий уровень; (ребенок частично справляется с заданием при помощи взрослого) 0 баллов -  низший (ребенок не справляется с заданием).

Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать   задания для детей

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями (см. приложение

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Слушает музыкальное произведение до конца. Узнаёт знакомые песни. Поёт, не отставая и не опережая других

Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо - громко).

Умеет выполнять танцевальные движения: кружится в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

Различает и называет музыкальные инструменты:.

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

Итоговый показатель по группе

2.2. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

  • на музыкальных занятиях;
  • во время умывания
  • на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)
  • во время  прогулки (в теплое время)
  • в сюжетно-ролевых играх
  • перед дневным сном
  • при пробуждении
  • на праздниках и развлечениях
  • Занятия
  • Праздники, развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:
  • Другие занятия

Театрализованная деятельность

  • Слушание музыкальных сказок,
  • Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов
  • рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО.
  • Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты
  • Игры в «праздники», «концерт»

  • Консультации для родителей
  • Родительские собрания
  • Индивидуальные беседы
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
  • Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций

Пение

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Использование пения:
  • на музыкальных занятиях;
  • во время умывания
  •  на других занятиях
  • во время  прогулки (в теплое время)
  • в сюжетно-ролевых играх
  • в театрализованной деятельности
  • на праздниках и развлечениях

  • Занятия
  • Праздники, развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду

- Подпевание и пение знакомых песенок, полёвок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО
  • Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей:

-песенного творчества

(сочинение грустных и веселых мелодий),

  • Музыкально-дидактические игры
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей
  • Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
  • Совместное подпевание и пение знакомых песенок, попёвок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыкально-ритмических движений:

  • на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
  • на музыкальных занятиях;
  • на других занятиях
  • во время  прогулки
  • в сюжетно-ролевых играх
  • на праздниках и развлечениях
  • Занятия
  • Праздники, развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:
  • Театрализованная деятельность
  • Игры, хороводы
  • - Празднование дней рождения

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.). ТСО

  • Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.
  • Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей
  • Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
  • Создание музея любимого композитора
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
  • Посещения детских музыкальных театров

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах"

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • На музыкальных занятиях;
  • На других занятиях
  • Во время прогулки
  • В сюжетно-ролевых играх
  • На праздниках и развлечениях
  • Занятия
  • Праздники, развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:
  • Театрализованная деятельность
  • Игры с элементами аккомпанемента
  • Празднование дней рождения

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

  • подбор музыкальных инструментов,
  • музыкальных игрушек,
  •  макетов инструментов,
  • хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару»,
  • театральных кукол,
  • атрибутов для ряженья,
  • элементов костюмов различных персонажей. ТСО
  • Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками,
  • Музыкально-дидактические игры

  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей
  • Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
  • Посещения детских музыкальных театров
  • Совместный ансамбль, оркестр

Раздел «Творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация  на  детских музыкальных инструментах)»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • на музыкальных занятиях;
  •  на других занятиях
  • во время  прогулки
  • в сюжетно-ролевых играх
  • на праздниках и развлечениях
  • Занятия
  • Праздники, развлечения
  • В повседневной жизни:
  • Театрализованная деятельность
  • Игры
  • Празднование дней рождения

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО.
  • Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты
  • Игры в «праздники», «концерт»
  • Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей песенного, игрового творчества, музицирования
  • Музыкально-дидактические игры
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей
  • Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
  • Посещения детских музыкальных театров

3.Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей

от 2-3 лет.

Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция  поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не  только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым

используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000

1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней -действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.  Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием  сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с   именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:

  • Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать
  • выполнять простейшие танцевальные движения

Слушание

  • Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,
  • фортепьяно, металлофона).

Пение

  • Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы

в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

  • Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)
  • Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Занятия проходит 2 раза в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

К концу года ребёнок

  • узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).
  • вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
  • двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
  • умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти  рук.
  • называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

3.1.Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 3-4 лет.

Возрастные особенности детей от 3 -4 лет

Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкально ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

  • непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
  • самостоятельная досуговая деятельность.

         Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.

Слушание

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Песенное творчество

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них).

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др. Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развитие танцевально-игрового творчества.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подогревания на детских ударных музыкальных инструментах.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями СанПина.

К концу года дети могут:

• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).

• Замечать изменения в звучании (тихо - громко).

• Петь, не отставая и не опережая друг друга.

• Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

• Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

3.2.Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 4-5 лет.

Возрастные особенности детей от 4-5 лет

Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребенка. Он становится достаточно активен, а действия его – более осознанными, самостоятельными.

У детей появляются собственные замыслы – желание разнообразить в играх сюжеты, темы в рисунках. К музыкальной деятельности на занятиях возрастает интерес, понимание, чем надо заниматься, какие требования выполнять во время пения, игр, танцев.

В этом возрасте у детей постепенно складываются определенные взаимоотношения, возникают симпатии, привязанности к сверстникам. Это наблюдается в музыкальных  играх, хороводах, при распределении ролей, выполнении необходимых действий. Складываются и общественные качества личности. Ребята отличают, «что такое хорошо и что такое плохо», отзывчивы на доброе. Если взаимоотношения между ними складываются благополучно, если они испытывают удовольствие от совместного пения, танцев, то их эмоциональное самочувствие повышается.

Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они легко узнают знакомые песни, пьесы, отличают наиболее яркие выразительные средства, эмоционально отзываясь на музыку, с интересом прислушиваясь к ее звучанию, чувствуют и различают общий характер.

Певческий голос в этом возрасте еще хрупок, нуждается в бережной охране и требует негромкого звукоизвлечения. Наиболее удобный звуковой диапазон – в пределах ре – си первой октавы.

В данном возрасте выдвигаются следующие задачи:

  1. Воспитывать интерес и любовь к музыке, желание ее слушать; обогащать впечатления, развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное восприятие;
  2. Обучать практическим умениям в области пения, ритмических движений, побуждать к стремлению действовать непосредственно, выражая свое отношение к исполняемой  песне, хороводу, танцу;
  3. Развивать музыкально-сенсорные способности и на этой основе мелодический слух, чувство ритма; побуждать к творческим проявлениям в игре, танцах, к самостоятельным действиям.

                                

НОД проводятся два раза в неделю по 20 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.

Слушание музыки.

Развивать эмоциональную отзывчивость, восприятие музыки веселого, радостного характера, способность к различению музыки веселого и грустного характера. Формировать навыки культурного слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца), поддерживать беседу с педагогом (задавать вопросы по эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений, правильно отвечать на них). Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать. Обогащать музыкальные впечатления детей на высокохудожественных музыкальных примерах. Закреплять результаты восприятиямузыки через использование художественных произведений других видов искусств. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах сексты, септимы, октавы. Вызывать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Формировать чувство бережного отношения к родной природе на музыкальном материале.

Пение и песенное творчество.

Развивать способность к выразительному пению в разном характере: напевно, спокойно, ласково, бодро, с подъёмом. Развивать звуковысотный слух, певческое дыхание, голосовой и артикуляционный аппарат: брать дыхание между короткими музыкальными фразами, соблюдать ритм, точно интонировать мелодию, отчетливо произносить слова и прислушиваться к аккомпанементу, вместе начинать и заканчивать песню. Создавать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка: петь естественным голосом, без напряжения и крика. Формировать умение петь с инструментальным сопровождением и без него (с воспитателем). Побуждать детей импровизировать интонацию и ритм плясовой, односложный музыкальный ответ на вопрос. Предлагать самостоятельно придумывать простейшие интонации. Уточнять представления детей о сезонных изменениях на песенном материале. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать гендерную и семейную принадлежность.

Музыкальное движение и двигательное творчество.

Развивать согласованность движений с ритмом, характером музыки (ходить бодро, спокойно; бегать легко), начинать и заканчивать движение после вступления, умение самостоятельно менять движения в соответствии со сменой двух- и трехчастной формой музыки, ее динамическими изменениями. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, «пружинка», кружение по одному, в паре. Осваивать умения двигаться в хороводах, танцах по кругу, выполнять простейшие перестроения: из круга врассыпную и обратно. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера, чувство ритма и динамический слух. Побуждать детей делать краткие замечания по поводу музыкальных игр, этюдов, касаясь тематики и сюжета. Способствовать развитию музыкально-образного исполнения: импровизировать танцевально-игровые движения в хороводе, предлагать творчески передавать однотипные движения персонажей. Развивать умение детей действовать в музыкальных играх в соответствии с текстом песен. Поощрять стремление отражать в творческих музыкальных играх представления, полученные о труде взрослых.

Игра на детских музыкальных инструментах и инструментальное творчество.

Прививать интерес к совместной игре на детских музыкальных инструментах. Осваивая приемы игры на ударных музыкальных инструментах: деревянных ложках, бубне, барабане, металлофоне. Способствовать развитию умений передавать в игре на ударных простейший ритмический рисунок мелодии, состоящий из четвертных и восьмых длительностей звука по одному и в небольших подгруппах, воспроизводить на шумовых  музыкальных инструментах звуки природы: шорох листьев, стук дождя, крики птиц и т.д. Развивать чувство ритма и динамический слух.

3.3.Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 -6 лет.

Возрастные особенности детей от 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией  ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и

их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствие формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они  должны  одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети  группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов,  дети  старшего  дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом  сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям старшей группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. НОД проводятся два раза в неделю по 25 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.

Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  •  развитие музыкально художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству. (классической, народной и современной музыке)
  • формирование музыкальной культуры на основе знакомства с композиторами
  • развитие музыкальных способностей детей (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух)
  • дальнейшее развитие навыков пения, движений под музыку
  • игра и импровизация мелодий на детских музыкальных инструментах.

Слушание

Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента (клавишно – ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение:

Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умерено громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Песенное творчество:

Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения:

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движение в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений. Формировать танцевальное творчество.

Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество:

Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявлять оригинальность и самостоятельность в творчестве. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни; придумывать простейшие танцевальные движения. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах:

Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

4.Организационный раздел

Музыкальная НОД состоит из трех частей

1.Вводная часть.

Музыкально-ритмические упражнения.

Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

2.Основная часть.

Слушание музыки.

Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно -музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3.Заключительная часть.

Игра или пляска.

5.Связь с другими образовательными областями

«Физическое развитие»

развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Художественно-эстетическое развитие»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыкальное развитие», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Познавательное развитие»

Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

6.План работы с педагогическим коллективом и родителями дошкольников по музыкальному воспитанию детей

Месяц

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

1. Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на учебный год.

2. Определить содержание индивидуального маршрута развития ребенка по разделу «Музыкальное воспитание» для воспитателей групп.

1. Провести анкетирование «Музыкальное воспитание в семье» с целью: выявить музыкально заинтересованные семьи.

2. Посещение родительских собраний «Знакомство с планом работы по музыкальному воспитанию детей»

Октябрь

1. Педагогическая шпаргалка: «Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ».

2. Индивидуальные консультации «Подготовка к празднику осени – орг. моменты»

1. Консультация для родителей «Музыка в жизни ребёнка»

2. Консультация «Дети и творчество»

Ноябрь

1. Провести консультацию по теме: «Развитие воображения через фольклор»

2. Индивидуальные консультации

1.Беседа для родителей «Устройте праздник дома»

2. Изготовление родителями атрибутов и декораций.

Декабрь

1.Консультация «Построение и проведение праздничных утренников для детей раннего и младшего возраста»

2. Репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам.

1.Просвещение родителей в музыкальном уголке «Как организовать досуг на зимних каникулах».

2. Привлечение к изготовлению костюмов к новогодним утренникам.

Январь

1. Беседа « Типология праздников в детском саду»

2.Провести работу с воспитателями: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

1. Папка-передвижка «Охрана детского голоса»

2. Памятка « Как слушать музыку с ребенком?»

Февраль

1.Провести консультацию «Фольклор как развитие творческих способностей детей»

2.Подготовить перечень репертуара для свободного прослушивания.

3. Выступление на педсовете «Интеграция физической культуры с музыкой»

1. Открытое занятие для родителей «Ваш ребёнок талантлив»

2. Провести совместное мероприятие с родителями «Зимние старты»

Март

1Лекция «Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности»

2.В помощь воспитателю подготовительной группы «Музыкально-дидактические игры»  

1. Обновить информацию в музыкальных уголках на тему «Развиваем музыкальные способности»

2. Индивидуальные встречи с родителями «Классика – детям»

Апрель

1. Круглый стол «Музыкотерапия»

2. Консультация с элементами практики «Звуко-ритмо-пластика- инновационный метод развития и коррекции речи детей»

1. Провести совместное мероприятие с родителями «Папа, мама и я – спортивная семья»

Май

1.Организовать воспитателей в оформлении тематической выставки «9 Мая»

2.Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на летний период.

3. Индивидуальные консультации

1.Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех возрастных группах.

Июнь

Провести консультацию по теме «Обновление музыкальных уголков для родителей»

Провести конкурс «Домашний оркестр»

Июль

Подготовить рекомендации по содержанию музыкальных уголков к началу учебного года в соответствии с возрастом.

Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников.

Ежемесячно

1. Проводить индивидуальную работу с ведущими утренников и развлечений.

2. Проводить консультации по содержанию и проведению музыкальных занятий, организовать совместную деятельность ребенка и взрослого.

Организовать фото- и видеосъемки для оформления фоторепортажей, стенгазет, альбомов.

7.Программно- методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка»

БАЗИСНАЯ ПРОГРАММА

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ   ПРОГРАММЫ

  • И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки»
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева «Топ-топ, каблучок»
  • А.И. Буренина «Коммуникативные танцыигры для детей»
  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»

8. Материально – техническое обеспечение

1.пианино.

2.музыкальный центр

3.диапроектор

4.ноутбук

9.Дидактическое обеспечение образовательного процесса

Перечень,

технологий,

пособий.

Аудиопособия

  1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство» Скрипторий 2003»,2010.-176с.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2005.-144с. (Программа развития)
  3. Зарецкая Н.В. , Роот З.Я. праздники в детском саду: сценарии, песни, танцы-4е изд.-М.:Айрис-пресс, 2005-256 с.
  4. Рылькова А.Н., Амброцумова В.В. музыкальные утренники в детском саду/серия - мир вашего ребенка – Ростов н/Д - Феникс,2004,234 с
  5. Картушина М.Ю. Музыкальные сказки о зверятах. Развлечение для детей 2-3 лет. М.: «здательство « скрипторий 2003»,2009-104 с.
  6. Музыкальные сказки для детского сада Н. Зарецкая
  7. Сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.-М.: Просвещение, 1981.-240., нот.-(Б-ка воспитателя дет. Сада).
  9. Логоритмические занятия в детском саду. Лапшина,2004
  10. М.Ю. Картушина. Забавы для малышей, 2006.
  11. М.Ю. Картушина. Праздники народов мира в детском саду. Ч.1 Лето-осень, 2003.
  12. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. З.Я. Роот.
  13. М.Ю. Картушина Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет.

  1. Классическая музыка и звуки природы
  2. Ку-ко-ша. Танцевально-игровое пособие для музыкальных руководителей, часть 1 Е. Кутузова, С. Коваленко,2009
  3. Ку-ко-ша. Танцевально-игровое пособие для музыкальных руководителей, часть 2 Е. Кутузова, С. Коваленко,2009
  4. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки»
  5. И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева «Топ-топ, каблучок»
  6.  А.И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей
  7. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», Т.Суворова «Танцевальная ритмика для детей»
  8. Л.А. Новикова, Е.Ю. Суханова «Танцы для детей»
  9. К.В. Иванов «Сборник хореографических композиций»
  10. Е.Кутузова, С.Коваленко, И.Шарифуллина «Ку-ко-ши» танцевально-игровое пособие для музыкальных руководителей

Перечень дидактических игр и пособий

Театрализованная деятельность

Технические средства обучения

  1. «Музыкальная лесенка»
  2. «Чудесный мешочек»
  3. «Кто в домике живет?»
  4. «Птицы и птенчики»
  5. «Музыкальные молоточки»
  6. «Угадай-ка»
  7. «Сыграй на палочках, как я»
  8. «Прогулка»
  9. «О чём рассказывает музыка»
  10. «Наш оркестр»
  11. «Курица и цыплята»
  12. «Сколько нас поёт»
  13. «Тихо, громко запоем»
  14. «Угадай, на чем играю»
  15. «Угадай инструмент»
  16. «Тихо-громко»
  17. «Тихие и громкие звоночки»
  18. «Платочки»
  19. «Музыкальная карусель»
  20. «Определи по ритму»
  21. «Узнай по голосу»
  22. «Три поросенка»
  23. «Музыкальное лото»
  24. «Лесенка»
  25. «Этот удивительный ритм»
  26.  «Веселый паровозик»
  27. «Гусеница»
  28. Музыкальные игры на развитие внимания
  29. Задания для развития танцевально-игрового творчества
  30. Назови музыкальный инструмент
  31. Пальчиковая гимнастика
  32. Задания для развития песенного творчества
  33. Развитие музыкального слуха и голоса
  34. Любим игровые песни (заклички, колядки) для детей 4-8 лет (картотека)
  35. Упражнения на развитие восприятия (картотека)
  36. Игры на развитие памяти (картотека)
  37.  «Этот удивительный ритм» (нитки и пуговицы)
  38. Слушание (картотека)
  39. Упражнения на внимание и память (картотека)
  40. Упражнения на дыхание (картотека)
  41. Что и как звучит
  42. Музыка для здоровья (картотека)
  43. Схема «Построения»
  44. Театрализованные игры (картотека)
  45. Песни-игры для детей 4-7 лет (картотека)
  46. Колыбельные песенки, засыпальные сказки, пальчиковые игры от 0 до 3-х лет (картотека)
  47. Портреты русских и зарубежных композиторов
  48. Картотека стихов: Новый год, зима, осень, весна, лето, 8 Марта, выпуск в школу, загадки школьные, фольклор, стихи разные, патриотические, спортивные, Санкт-Петербург

  1. Пальчиковый театр
  2. Настольный театр: «Красная Шапочка», «Лиса и Журавль», «Три поросёнка», «Смоляной бычок», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Теремок»
  3. Куклы би-ба-бо: дед, бабка, Алёнушка, волк, заяц, петух, лиса, цыплёнок, курица, три поросёнка, Леший, клоун, Петрушка, кот,

  1. Пальчиковый театр
  2. Настольный театр: «Красная Шапочка», «Лиса и Журавль», «Три поросёнка», «Смоляной бычок», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Теремок»
  3. Куклы би-ба-бо: дед, бабка, Алёнушка, волк, заяц, петух, лиса, цыплёнок, курица, три поросёнка, Леший, клоун, Петрушка, кот, собака, колобок, репка, ворона, Дед Мороз, овечка, коза, лягушка, мальчик, белка, собака, колобок, репка, ворона, Дед Мороз, овечка, коза, лягушка, мальчик, белка

  1. Музыкальный центр
  2. Фортепиано
  3. Синтезатор
  4. Диапроектор
  5. Ноутбук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильев

Рабочая программамузыкального руководителяс учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет)Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под реда...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2016-2017 учебный год.

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО ( для детей от 1,5 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Ва

Программа написана для музыкальных руководителей ДОУ в соответствии с федеральными государств енными требованиями. Программа состоит из целевого и организационного раздела. В организационный раздел вх...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2017-2018

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...