Главные вкладки

    Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
    рабочая программа (младшая, средняя группа)

    Деревенченко Татьяна Викторовна

    Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_mlsr.docx74.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Целевой раздел

    Пояснительная записка

    Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"    в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.

             Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

    полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    сотрудничество ДОУ с семьей;

    приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

    учет этнокультурной ситуации развития детей.

    Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

    - Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида»;

    -Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

    -Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;

    -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

    -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

           Рабочая программа (далее – Программа) разработана на с учетом комплексной   образовательной программы дошкольного образования "Детство"/Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста "Ладушки" И.А. Новоскольцевой, И.М.Каплуновой.

           Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

            Рабочая программа определяет содержание и организацию музыкального воспитания детей в возрасте от 2 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области художественно – эстетическое развитие.

    Рабочая программа рассчитана на 3 года обучения:

            1 год –первая младшая группа (с 2 до 3 лет);

            2 год – младшая группа (с 3 до 4 лет);

            3 год – средняя группа (с 4 до 5 лет).

            Предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности.

    Программа учитывает требования Федерального Государственного стандарта дошкольного образования (приказ№1155, от 17.10.2013 г.) в разделе 2, пункт 2.6; раздел 3, пункт 3.3.4; раздел 4, пункт 4.6.

            Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

    Цель рабочей учебной программы:

     создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

            Задачи:

    -приобщение детей к музыкальной культуре;

    -приобщение детей к культуре своего народа;

    -воспитание художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию, современной и классической музыке;

    -совершенствование звуковысотного, тембрового, ритмического и динамического слуха;

    -обогащение музыкальных впечатлений, эмоционального отклика при восприятии музыки различного характера;

    -совершенствование певческих навыков;

    -создание условий для проявления эмоциональности;

    совершенствование навыков движения под музыку, развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки;

    -создание условий для самостоятельной деятельности детей;

    -приобщение детей к ознакомлению искусств во всем его проявлении

    (музыка, живопись, литература, театр).

    Принципы и подходы реализации Программы

     Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

    •        принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

    •        принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

    •        принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;  

    •        принцип интеграции усилий специалистов;

    •        принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

    •        принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

    • принцип постепенности подачи учебного материала;

    • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

    Возрастные особенности детей раннего возраста 2 до 3лет

    На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку. Совершенствуется музыкальная память и мышление. Дети помнят и узнают многие музыкальные произведения. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

    Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности. В течение третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности. Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию. Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно. Дети способны активно участвовать в музыкально – сюжетных играх. В этом возрасте дети готово к музыкально – творческим проявлениям как в пении. Так и в играх – драматизациях.

    Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

    На четвертом году жизни интенсивно формируются основы его личности. Ребенок с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом, с образами его любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением. Продолжается становление музыкального восприятия, Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное), до конца. В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально – слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении музыкальной памяти. Дети различают музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые разновидности песни (колыбельная, плясовая). Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: Дети без труда различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки. Осваивают музыкально -дидактические игры, упражнения. Но пока еще произвольность поведения только формируются, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по –прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована. Движения под музыку становятся более координированными. Проявляется умение менять движения в связи со сменой характера музыки. В свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с радостью. Довольно слаба ориентировка в зале, продолжительность игры, танца небольшая. Однако все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных. В этом возрасте ребенок с удовольствием пробует импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с любопытством обследует музыкальные инструменты

    Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

    Определенный слуховой опыт позволяет дошкольнику активно проявлять себя в процессе слушания музыки как вокальной, так и инструментальной. Восприятию музыки продолжает помогать иллюстрации. Ребенок способен запоминать, узнавать называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшимся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо помнить, что у ребенка еще продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

    Ребенок по- прежнему проявляет интерес к пению, любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно. Осознанно использует в пении средство выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и внемузыкальные (выразительная мимика). Правильно пропевает мелодии отдельных, небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает несложный ритмический рисунок. Певческий диапазон в пределах ре-ля первой октавы. Голосовой аппарат ребенка не сформирован, дыхание слабое и короткое, дикция у многих детей остается нечеткой, но несмотря на это дошкольника можно успешно обучать пению.

    Продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменятся внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в области музыкально – ритмических движений у него появляются новые возможности: движения под музыку делаются более легким и ритмичными, удаются довольно сложные движения, качество исполнения движений повышается. Вместе с тем возможности детей этого возраста в музыкально – ритмической деятельности по – прежнему остаются сравнительно небольшими: легкость движений относительна, синхронность движений в паре, в подгруппе вызывает затруднения, выразительность движений не достаточна, длительность игры и пляски не продолжительна. Однако все это не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов.

    Ребенок проявляет большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут из сравнивать, выделять из многих других. К этому времени у детей улучшается координации движения руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны воспроизводить на одной пластинке металлофона элементарные ритмические рисунки.

     В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

    Особенности мониторинга музыкального развития детей 2-5 лет

    Цель: изучение особенностей проявления у детей музыкальных способностей и формирования элементов музыкальной культуры в процессе проведения диагностики.

    Форма проведения: групповая и индивидуальная.

    Диагностика педагогического процесса по музыкальному развитию проводится в соответствии с системой мониторинга, представленной в пособии Н.В. Верещагиной. Диагностика проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Оценка проводится по балловой системе от 1 до 5 баллов.

    Основная форма диагностики – наблюдение.

       Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать   задания для детей.

       При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

    Возраст

    Критерии оценки интегративных качеств

    Группа раннего возраста

    1. Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).
    2. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
    3. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
    4. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
    5. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

    Младшая группа

    1. Слушает музыкальное произведение до конца.
    2. Узнает знакомые песни.
    3. Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
    4. Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
    5. Поет, не отставая и не опережая других.
    6. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
    7. Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

    Средняя группа

    1. Узнает песни по мелодии.
    2. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
    3. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.
    4. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
    5. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
    6. Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

    Содержательный раздел

    Содержание образовательной деятельности по разделу «Музыка»

    Задачи образовательной деятельности

    • развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
    • развитие музыкально-художественной деятельности;
    • приобщение к музыкальному искусству;
    • развитие музыкальности детей.

    Раздел «Слушание»

    • ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
    • развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
    • развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
    • развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

    Раздел «Пение»

    • формирование у детей певческих умений и навыков;
    • обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
    • развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
    • развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

    Раздел «Музыкально-ритмические движения»

    • развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
    • обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения; наиболее яркими средствами музыкальной выразительности;
    • развитие пространственных и временных ориентировок;
    • обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
    • развитие художественно-творческих способностей.

    Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

    • совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
    • становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
    • развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
    • знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
    • развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

    Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное

    • развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
    • способствовать активизации фантазии ребенка;
    • развивать стремление к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
    • развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах.

    Третий год жизни

    Задачи образовательной деятельности

        Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.

    Содержание образовательной деятельности

        Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослого. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя — элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

        Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:

     • развитие музыкально художественной деятельности;

     • приобщение к музыкальному искусству.

    Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

    Раздел «Слушание»

        Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

    Раздел «Пение»

        Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

    Раздел «Музыкально-ритмические движения»

        Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полу приседать, совершать повороты и т и т д.)

        Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

        К концу года дети узнают знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий); вместе с воспитателем подпевают в песне музыкальные фразы; двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движения с первыми звуками музыки; умеют выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; называют музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан.

        Рекомендуемые произведения для слушания: «Баю-баю» (русская народная песня), «Грибок», «Лошадка» (М. Раухвергер), «Самолет» (Е. Тиличеева), «Зайка» (русск. нар. мелодия), «Серенькая кошечка» (В. Витлин), «Дождик» (Н. Любарский), «Киска» (А. Александров), «Листопад»(Т. Потапенко), «Маленькая полька» (Д. Кабалевский),  «Марш» (Т. Ломова), «Детская полька» (М. Глинка), «Зима прошла» (Н. Метлов).

        Рекомендуемые для подпевания песенки: «Ладушки-ладушки» (Т. Иорданский), «Птичка» (Т. Потапов), «Спи, мой мишка» (Е. Филичеева), «Строим дом», «Игрушки», (Гавришева Л . Б., Нищева Н. В.), «Дождь» (Гавришева Л. Б., Нищева Н.В.)17, «Бычок» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Слон» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Зайка» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Козленок» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Грузовик» (Вихарева Г. Ф., Барто А.), «Самолет» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Паровозик» (Вихарева Г. Ф.), «Ква-ква», (Вихарева Г. Ф.)18, «Цыплята» (А. Филиппенко), «Маша  кошку одевала» (В. Иванников), «Лопаточка моя» (В. Герчик), «Елка» (Е. Потапенко), «Маму поздравляют малыши» (Т. Потапенко).

        Рекомендуемые пляски и танцы: «Где наши ручки» (Т. Ломова), «Гуляем и пляшем» (М. Раухвергер), «Пляска с ложками», «Игра-пляска», «Танец с вертушками», «Танец медвежат», «Пляска с кубиками», «Пляска с погремушками» и др. (Из книги «Поиграем, потанцуем»), «Танец с куклами» (русская народная мелодия), танец «Снежинка» (Т. Ломова), «Пляска с султанчиками» (М. Раухвергер). Хороводы: «Елка» (Т. Потапенко), «Маленький хоровод» (М. Раухвергер), «Елочка» (Е. Бахутова).

    Четвертый год жизни

    Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение детей к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкально- ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

    Цель музыкального воспитания: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

    Раздел «Слушание»

    Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

    Раздел «Пение»

    Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

    Раздел «Песенное творчество»

    Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

    Раздел «Музыкально-ритмические движения»

    Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение).       Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них). Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и т.д. Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать танцевально-игровое творчество.

          Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

    Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

     Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков игры на детских ударных музыкальных инструментах.

    На занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

    К концу года дети могут:

     • слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы);

     • замечать изменения в звучании (тихо - громко);

     • петь, не отставая и не опережая друг друга;

     • выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.);

     • различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

        Рекомендуемые произведения для слушания: «Баю-баю» (русская народная песня), «Грибок», «Лошадка» (М. Раухвергер), «Самолет» (Е. Тиличеева), «Зайка» (русск. нар. мелодия), «Серенькая кошечка» (В. Витлин), «Дождик» (Н. Любарский), «Киска» (А. Александров), «Листопад» (Т. Потапенко), «Маленькая полька» (Д. Кабалевский), «Болезнь куклы» (П. Чайковский), «Марш» (Т. Ломова), «Детская полька» (М. Глинка), «Зима прошла» (Н. Метлов).

        Рекомендуемые музыкально-дидактические игры и упражнения: «Где мои детки?», «Подумай и отгадай», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет?», «Чудесный мешочек», «К нам пришли гости», «Что делают дети?», «Зайцы», «К нам игрушки принесли», «Наш оркестр», «Ножками затопали», «Марш деревянных солдатиков», «Бабочки», «Мишки», «Волчок», «Мы собачки», «Мы кошечки» и др. , «Игра с цветами», «Белочки», «Курочка с цыплятами», «Птички», «Дети и волк», «Пряткисплаточками», «Ходим-бегаем» (Е. Теличеева), «Разминка» (Е. Мак-шанцев), «Птички и машины» (Т. Ломова), «Марш» (Э. Парлов), «Зимняя пляска» (М. Старокадомский), «Лошадка» (Е. Тиличеева).

        Рекомендуемые для подпевания песенки: «Ладушки-ладушки» (Т. Иорданский), «Птичка» (Т. Потапов), «Спи, мой мишка» (Е. Филичеева), «Строим дом», «Игрушки», (Гавришева Л . Б., Нищева Н. В.), «Дождь» (Гавришева Л. Б., Нищева Н.В.), «Бычок» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Слон» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Зайка» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Козленок» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Грузовик» (Вихарева Г. Ф., Барто А.), «Самолет» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Паровозик» (Вихарева Г. Ф.), «Ква-ква», (Вихарева Г. Ф.), «Цыплята» (А. Филиппенко), «Маша  кошку одевала» (В. Иванников), «Лопаточка моя» (В. Герчик), «Елка» (Е. Потапенко), «Маму поздравляют малыши» (Т. Потапенко).

        Рекомендуемые пляски и танцы: «Где наши ручки» (Т. Ломова), «Гуляем и пляшем» (М. Раухвергер), «Пляска с ложками», «Игра-пляска», «Танец с вертушками», «Танец медвежат», «Пляска с кубиками», «Пляска с погремушками» и др. (Из книги «Поиграем, потанцуем»), «Танец с куклами» (русская народная мелодия), танец «Снежинка» (Т. Ломова), «Пляска с султанчиками» (М. Раухвергер). Хороводы: «Елка» (Т. Потапенко), «Маленький хоровод» (М. Раухвергер), «Елочка» (Е. Бахутова).

        Игра на детских музыкальных инструментах: «Плясовая» (русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой), «Во саду ли, в огороде» (русская народная мелодия).

        Ритмопластика: «Песенка медвежат» (В. Кривцов, движения А. Буренина), «Разно-цветная игра» (Б. Савельев, движения А. Буренина). «Сосулька», «Шалтай –Болтай», «Спящий котенок» (М. Чистякова).

    Пятый год жизни

    Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.

    В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.

    На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы

    обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.

    Раздел «Слушание»

    Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).

    Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро и т.д.)

    Раздел «Пение»

    Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно подвижно, согласованно. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

    Раздел «Песенное творчество»

    Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»), формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

    Раздел «Музыкально-ритмические движения»

    Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).

    Раздел «Развитие танцевально-игрового творчества»

    Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

    Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

    Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

    К концу года дети могут:

     • внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер    выражать свои чувства словами, рисунком, движением;

    • узнавать песни по мелодии;

    • различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы);

    • петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение;

     • выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками);

    • инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы; играть на металлофоне простейшие мелодии.

       Рекомендуемые музыкальные произведения для слушания: П. Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», А. Гречанинов «Колыбельная», «Полянка» (русская народная мелодия), Э. Григ «Бабочка», Г. Свиридов «Музыкальный ящик», С. Майкапар «Пастушок», А. Гречанинов «Колыбельная», Ф. Шуберт «Марш», М. Карасев, М. Клокова «Конь», М. Карасев, Н. Френкель «Песенка зайчиков», М. Карасев «Воробушки», М. Карасев, Н. Френкель «Медвежата».        

        Рекомендуемые для пения попевки и песенки: Г. Вихарева, А. Барто «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик», «Лошадка», «Мячик»69; О. Боромыкова «Антошка», «Окунь», «Ишак», «Удод», «Мишутка», «Медвежонок плюшевый», «Капризные лягушки», «До свиданья, сад!»70, Л. Гавришева, Н. Нищева «Слон», «Сом», «Штанишки», «Мышка», «Ин-дюшата», «Кошка и мышка», «Гололед», «Редиска»71; С. Юдина «Прыг-скок»72; Г. Федорова, Е. Тиличеева «Медведи»; Г. Федорова, Б. Берлин «Веселыйщенок»73; В. Павленко, Э. Богданова «Капельки», Л. Бокалов, С. Вигдоров «Мама», А. Филиппенко, Т. Волгина «Тает снег»; М. Карасев, М. Чарная, Н. Найденова «Барабанщик»; Н. Бахутова, М. Александровская «Елочка»; В. Герчик, А. Чельцов «Воробей»; Н. Метлов, М. Клокова «Зима прошла»; Г. Фрид, Н. Френкель «Песенка о весне»; М. Щеглов, слова на родные «Две тетери».

        Рекомендуемые пляски и танцы: Г. Федорова «Танец медвежат», «Полька», «Ну-ка, зайка, попляши»74; В. Золотарев «Задорный танец»; музыкально-ритмические композиции из сборника А. Бурениной «Ритмическая пластика»; латв. нар. мелодия в обр. Т. Потапенко «Пляска парами»; Т. Ломова «Снежинки»; укр. нар. мелодия в обр Г. Теплицкого «Приглашение»; русск. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой «Танец с платочками»; укр. нар. мелодия в обр. Я. Степового «Вертушки».

        Рекомендуемые игры и упражнения: Г. Вихарева «Белочка» (песня-игра), «Курочка с цыплятками» (игра-догонялки), «Зайцы и лиса», «Танец-игра с листочками», «Птички» (песня-игра), «Музыкальныйкотик»75, Г. Федорова «Танец с кубиками», Т. Ломова «Марш», М. Раухвергер «Прогулка», Е. Тиличеева «Бег», русск. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой «Пружинка», Т. Ломова «Зайчики», Н. Потоловский «Лошадка», Э. Парлов «Барабанщики» («Марш»), С. Левидов «Колыбельная», Д. Кабалевский «Барабанщик», этюды, игры и упражнения из сборника М. Чистяковой «Психогимнастика».

        Рекомендуемые хороводы: Ю. Слонов «Хоровод цветов»; Т. Потапенко «Новогодний хоровод»; Е. Тиличеева «Березка»; укр. нар. песня в обр. Л. Ревуцкого «Платочек»; Г. Фрид «Курочка и петушок»; Е. Тиличеева, М. Булатов «Заинька, выходи»; А. Филиппенко, Н. Кукловская «Мы на луг ходили»; В. Верховинц «Дети и медведь»; Г. Лобачев, Н. Френкель «Кот Васька».

         Рекомендуемые музыкально-дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Прогулка», «Курица и цыплята», «К нам гости пришли», «Зайцы», «Угадай-ка», «Колобок», «Тихо – громко», «Простучи слово», «Наши песенки», «Узнай инструмент», «Наш оркестр».

        Игра на детских музыкальных инструментах: русск. нар. песня в обр. Ю. Слонова «Андрей-воробей», распевания Е. Тиличеевой из сб. Н. Ветлугиной «Музыкальный букварь», укр. нар. мелодия в обр. Н. Берковича «Ой, лопнул обруч».

    Интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями

    В приведенной ниже таблице представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований (источник – «Справочник музыкального руководителя №0 март 2012г.) .

    «Физическая культура»

    Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях.

    «Здоровье»

    Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.

    «Коммуникация»

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    «Познание»

    Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

    «Социализация»

    Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

    «Труд»

    Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

    «Художественное творчество»

    Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

    «Чтение художественной литературы»

    Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок

    «Безопасность»

    Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

    Организационный раздел

          Организация предметно-пространственной развивающей среды

    В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность.

    Всё пространство предметно пространственной среды нашего музыкального зала безопасно для физического здоровья и отвечает требованиям Сан ПиН 2.4.1. 3049- 13, соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов, подвергаются гигиенической обработке.  

    Все элементы предметно - пространственной среды музыкального зала соответствуют требованиям по обеспечению надёжности, исправности  и безопасности их использования.

    Технические средства обучения соответствуют санитарно - гигиеническим нормам и требованиям, техническое оборудование имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Технические средства обучения используются в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы.

    Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:

    •Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
    •Принцип активности, самостоятельности, творчества;
    •Принцип стабильности - динамичности;
    •Принцип комплексности и глубокого зонирования;
    •Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
    • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации

    •Принцип открытости - закрытости;
    • Принцип учета половых и возрастных особенностей детей.

    Пространство музыкального зала, так же как и групповую комнату, можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую спокойную и активную.

    В условиях музыкального зала активной зоной является достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то желательно наличие ковра на полу такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. В активной зоне нет громоздкой мебели и декораций.  Фортепиано  расположено таким образом, что музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, может видеть абсолютно всех детей.

    Если активная зона – самая большая по площади, то спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Поэтому к организации ППС в спокойной зоне музыкального зала мы подходим  с особой тщательностью.

    Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.

    В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя.

    Здесь же  оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Очевидно, что такие стеллажи не должны отнимать пространство, лучше, если они будут легкие и открытые. Тогда можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

    Организуя ПРС во всех этих зонах, мы  руководствуемся принципом комплексно-тематического планирования и выкладываем тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме, особенно это важно в логопедических группах.

    В музыкальном зале вместе с детьми всегда находится музыкальный руководитель и воспитатель, а также при необходимости помощник воспитателя, что обеспечивает функции присмотра за каждым ребёнком, обеспечивает комфорт и безопасность детей.

    Принципы оценки безопасности игровой продукции в музыкальном зале:

    1.  Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

    2.  Психофизиологическая безопасность  –  соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребёнка (руки,  росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

    3.  Психологическая  безопасность:  отсутствие  негативных  воздействий  на  психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

    4.  Нравственно-духовная  безопасность:  отсутствие  провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

    Особенности организации предметно-пространственной среды по видам музыкальной деятельности

    Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Как пример, можно предложить следующую последовательность смены зон: начало – в спокойной зоне (непосредственное восприятие, затем переход в рабочую зону для продуктивной деятельности, и, наконец, переход в завершающем этапе в активную зону (активное слушание).

    Примерное оборудование:

    инструмент (фортепиано, скрипка, аккордеон, на котором исполняется музыкальное произведение – интеграция в область «Познание»;

    репродукции картин или иллюстрации – интеграция в область «Художественное творчество»;

    набор детских музыкальных и шумовых инструментов – интеграция в область «Социализация», «Труд» (если шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями) ;

    мультимедийное оборудование – интеграция в область «Чтение художественной литературы» (презентация стихотворения, передающего характер прослушанного произведения) ;

    разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений – интеграция в область «Физическая культура» (активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками) .

    Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки) .

    Примерное оборудование и материал:

    дидактический материал в виде карточек со знаками – интеграция в область «Коммуникация» (развитие речи) ;

    легкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошки, - интеграция в область «Здоровье»;

    предметы пальчикового или плоскостного театра для простой драматизации по тексту песни – интеграция в область «Коммуникация»;

    набор детских музыкальных или шумовых инструментов – интеграция в область «Социализация», «Труд»;

    мультимедийное оборудование (презентация песни) .

    Музыкальное движение. Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне.

    Примерное оборудование:

    игрушки для танца (например, танец с куклами) – интеграция в область «Социализация»;

    атрибуты для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок, метелки, мишура) – интеграция в область «Чтение художественной литературы;

    предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, степы) – интеграция в область «Физическая культура»;

    мультимедийное оборудование (мнемотаблицы) .

    Элементарное музицирование. Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.

    Примерное оборудование:

    наборы музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные – интеграция в область «Социализация», «Коммуникация» (игра в оркестре) ;

    дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты» - интеграция в область «Познание»;

    мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области «Социализация» и «Познание».

    Детское творчество. Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности.

    Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

            Очень важно создать правильную цветовую обстановку в помещении музыкального зала, т. к. она активно воздействует на ребенка: или положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психическое; или становится преградой, мешающей ребенку проявлять творческую индивидуальность, отрицательно повлиять на процесс обучения. В связи с этим в интерьере нашего музыкального зала использованы спокойные светлые, теплые тона. Для занавесок использованы светлые ткани, золотисто-персиковый тон портьер, создает ощущение солнечного освещения. Портьеры и элементы интерьера меняются в соответствии со временем года и тематикой праздников и театрализованных постановок.

    В соответствии с тематикой занятий и развлечений используются небольшие яркие «пятна»: игрушки, детские рисунки, коллажи, предметы обстановки, воздушные шары и т. п..

    Оснащенность музыкального зала подробно представлена в Паспорте, который составляется и утверждается заведующей ДОУ каждый год. (Приложение 4).

    Развивающая предметно-пространственная среда в группах создается в тесном взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя, соответствует общему  комплексно-тематическому планированию и способствует наиболее эффективному процессу музыкального воспитания и развития ребенка.

    Музыкальная предметная среда в группах ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.

    Содержание музыкальной развивающей среды ориентируется на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

    Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

    •        восприятие музыки

    •        воспроизведение музыки

    •        музыкально-творческая деятельность.

    Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.

    Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

    Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

    Младшая группа

    - Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики).

    - Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыкальные инструменты, транспорт).

    - Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы).

    - СD проигрыватель.

    - Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха – «Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».

    - Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.

    -Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.

    -Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.

    - Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.

    Средняя группа

    -Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных).

    - Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;

    -Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта.

    -Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например, петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных).

    -Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей);

    - СD проигрыватель.

    -Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».

    -Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.

    -Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.

    -Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.

    -Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая).

    -Пять съемных резинок, нотный стан.

    -Ручные знаки (4 ст.).

    Особенности организации образовательной деятельности по музыкальному развитию

    Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

    Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

     - Различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);  

    - Самостоятельная досуговая деятельность (нерегламентированная деятельность);

    - Утренники, развлечения, досуги, музыкальная гостиная.

    Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.

    Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом.

    Сетки организованной образовательной деятельности

     по музыкальному развитию

    Форма музыкальной  деятельности

    Первая младшая группа

    Продолжительность

    Количество

    в неделю

    в год

    Организованная образовательная деятельность эстетической направленности

    10 мин

    2

    72

    Праздники и развлечения:

    Досуги

    Утренники

    10-15

    20-55

    1

    60

    3

    Форма музыкальной  деятельности

    Вторая младшая группа

    Продолжительность

    Количество

    в неделю

    в год

    Организованная образовательная деятельность эстетической направленности

    15 мин

    2

    72

    Праздники и развлечения:

    Досуги

    Утренники

    20-25

    25-30

    1

    60

    3

    Форма музыкальной  деятельности

    Средняя группа

    Продолжительность

    Количество

    в неделю

    в год

    Организованная образовательная деятельность эстетической направленности

    20 мин

    2

    72

    Праздники и развлечения:

    Досуги

    Утренники

    25-30

    30-35

    1

    60

    3

    В середине года (январь), согласно СанПиН и адаптированной основной образовательной программы МБДОУ, для воспитанников детского сада запланированы недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только эстетического и оздоровительного цикла (музыка, физкультура, изобразительная деятельность). В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности. В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

    Циклограмма работы с детьми музыкального руководителя:

    Музыка

    Неделя

    Месяц

    Год

    Организованная образовательная музыкальная деятельность с детьми

    2

    8

    64

    Индивидуальная работа по коррекции музыкального развития

    1

    4

    32

    Совместная образовательная деятельность с воспитателями и детьми физическое развитие)

    2

    8

    64

    Работа с одаренными детьми

    2

    8

    64

    Форма контроля: диагностика 2 раз в год (сентябрь, май)  

    Подготовка и проведение тематических и календарных праздников:

    Июль.

    Праздник лета «День любви, семьи и верности» (ст. и подг. группы)

    Август.

    Тематическое мероприятие, посвященное Дню шахтера. (ст. и подг. группы)

    Октябрь.

    Праздник осени «Осень в гости к нам пришла» (все группы)

    Ноябрь. 

     Праздничное мероприятие, посвященное Дню матери «Мама-главное слово в каждой судьбе». (ст. и подг. группы)

    Декабрь. 

    Новогодний утренник (все группы)

    Февраль.

    Мероприятие к Дню защитника Отечества «Наши защитники»

     «Широкая Масленица.» (ст. и подг. группы)

    Март

     Праздник, посвященный 8 марта (все группы)

    Апрель 

    Логопедический утренник (подготовительная группа)

    «Пасха красная» (ст. и подг. группы)

    Май

     9 мая –«День Победы» (ст. и подг. группы

    Выпускные утренники (подготовительная группа, мл.1 группа)

    Взаимодействие воспитателями, специалистами ДОУ

       

       В рамках работы с воспитателями и специалистами проводятся индивидуальные и групповые консультации, где происходит обсуждение сценария, распределение ролей, костюмов, оформление зала. Обсуждение песенного и ритмического материала для заучивания с детьми. Проводится анализ проведения и подготовки мероприятий, поведение родителей, детей, педагогов.

    План работы музыкального руководителя с воспитателями:

    Сентябрь. Познакомить воспитателей и логопедов с итогами диагностики музыкальных способностей детей (индивидуальные беседы).

    Октябрь, Декабрь, Февраль, Апрель. Обсуждение сценариев календарных праздников. Подбор стихов, инсценировок (совместно с логопедами). Разучивание праздничного репертуара. Накопление текстов песен в тетрадях по музыкальному воспитанию.

    Октябрь. Подготовка и проведение осеннего развлечения. Накопление текстов осенних песен в папках по музыкальному воспитанию.

    Ноябрь.   Оформление музыкальных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей (внести новые атрибуты, дидактические игры, разъяснить их предназначение).

    Декабрь. Обсуждение проведения новогодних утренников, действующих лиц, ведущих. Разучивание праздничного репертуара. Репетиции новогоднего утренника с ведущими и героями. Пополнение папок воспитателей зимним и новогодним репертуаром.

    Январь.   Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания (в соответствии с перспективным планом по муз. воспитанию), колыбельными, пальчиковыми, хороводными играми.

    Февраль, Март.  Подготовка к празднику «День защитников Отечества» и «8 марта» - организационные моменты.

    Май. Ознакомление с результатами диагностики. Обсуждение плана мероприятий на летние каникулы. Ознакомление с результатами мониторинга.
    Проведение торжественного утренника, приуроченного к 9 мая и Выпускного бала.

    План работы музыкального руководителя с родителями

    Сентябрь. Консультация «Музыкальное воспитание в детском саду. Что это?»

    Рекомендации: «Музыкальные интерактивные игры, в которые можно играть с ребенком дома»

    Октябрь. Консультация «Дети в мире музыки»

    Рекомендации: «Развитие вокальных навыков в домашних условиях через видео-распевки»

    Ноябрь. Консультация: «Организация оборудования музыкальной деятельности в семье». Привлечение родителей к подготовке праздника «День матери».

    Декабрь. Привлечение родителей к подготовке Новогоднего праздника, подготовка костюмов и атрибутов. Консультация «Как провести с ребенком музыкальное день рождение, праздник».

    Январь. Анкетирование «Музыка в вашей семье». Консультация «Детские музыкальные мультипликационные фильмы как средство развития музыкальных способностей у детей».

    Февраль. Привлечение родителей к подготовке праздника, посвященному Дню защитника Отечества. Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома. Репертуар для прослушивания дома».

    Март. Привлечение родителей к подготовке и проведению праздника, посвященному 8 марта. Рекомендации «Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников».

    Апрель. Консультация «Домашний оркестр». «День открытых дверей» посещение родителями музыкальных занятий.

    Май Привлечение родителей к подготовке и проведению праздника, посвященному Выпускному балу.

    Учебно-методический комплекс

    1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида».
    2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352 с.
    3. О.В. Акулова, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Дергунская. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 400 с.
    4. Опыт лучших-детям: Инновации в дошкольном воспитании. Сб. материалов / Отв. Ред. А. И.Буренина. – СПб.:ЛОИРО, 2009._52с.
    5. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Методическое пособие с аудио приложением для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов, СПб «Невская нота», 2009. 60с.
    6. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» младшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. СПб: Композитор, 2007. 236 с.
    7. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» средняя группа. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. СПб.: Композитор, 2007. 270с.
    8. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ясельки». Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудио приложением. СПб.: Невская нота, 2010. 173с.
    9. Юдина С. Ю. Мои любимые праздники. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

    Зарицкая Е. «Земля полна чудес». – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

    1. Вихаревав Г. Ф. «Кленовые кораблики» – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
    2. Учите детей петь // Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1986г. – с. 26, 58, 126.
    3. Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика / методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальных классов – М., 1998г. – с. 52, 66
    4. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 16 с.
    5. Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 17 с.
    6. Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 17 с.
    7. Т.Н. Девятовой «Звук-волшебник» / материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста._М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006._208с.

    Аудиотека

    Аудио записи в формате MP 3

    Приложение 4

    Паспорт музыкального зала

    МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида»

    Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных и физкультурных занятий в каждой возрастной группе, утренников, развлечений, индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми вокалом, танцами и театром.

    В музыкальном зале также проводятся Общие собрания сотрудников ДОУ и Общие родительские собрания.

    Площадь музыкального зала – 59,8 кв. м., площадь театральной студии – 10,8 кв. м.

    Музыкальный зал оснащен противопожарным ручным оповещателем и пожарным огнетушителем «Вексон АВСЕ».

    Музыкальный зал имеет эвакуационный выход (2 двери) на террасу.

    Ответственный за противопожарное состояние музыкального зала музыкальный руководитель Деревенченко Т.В.

    Оснащение музыкального зала

    1. Электропианино
    2. Музыкальный центр
    3. Нетбук Asus
    4. Стулья детские – 29 шт.
    5. Шкафы для хранения методической литературы и дидактических пособий.
    6. Скамьи гимнастические – 3 шт.
    7. Маты гимнастические – 2 шт.
    8. Скамьи мягкие для зрителей – 2 шт.
    9. Музыкальные инструменты:

     деревянные ложки (40 шт.),

     бубны (4 шт.),

     маракасы (9 шт.),

     бубенцы (2 шт.),

    барабаны (3 шт.),

    ксилофон,

    колокольчики (8 шт.).

    1. Дидактические и наглядные пособия:

    портреты композиторов,

    картинки с изображением музыкальных инструментов,

     платочки для игр,

     игра «Чай с мамой».

    1.  Игровые атрибуты, костюмы, декорации.

    Аудиотека

    Аудио записи в формате MP 3

    Библиотека музыкального руководителя

    1. «Логоритмика для детей старшего дошкольного возраста», составленная на основе пособий М. Ю. Картушиной и расчитана на возраст детей: 5-7 лет,
    2. Адаптированная основная образовательная программа детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида»
    3. Вихаревав Г. Ф. «Кленовые кораблики» – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
    4. Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 17 с.
    5. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 16 с.

    Зарицкая Е. «Земля полна чудес». – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

    1. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» подготовительная группа. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. СПб.: Композитор, 2009. 367с.
    2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» старшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. СПб.: Композитор, 2009. 308с.
    3. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Методическое пособие с аудио приложением для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов,  СПб «Невская неота», 2009. 60с.
    4. О.В. Акулова, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Дергунская. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 400 с.
    5. Опыт лучших-детям: Инновации в дошкольном воспитании. Сб. материалов / Отв. Ред. А. И.Буренина. – СПб.:ЛОИРО, 2009._52с.
    6. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей  с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой.  
    7.  Т.Н. Девятовой «Звук-волшебник» / материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста._М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006._208с.
    8. Тихонова Е.С. и Селиванова М.Е. Музыкально-грамматические рифмовки в логопедической практике: Методическое пособие. _ М.: Национальный книжный центр, 2016._64с.
    9. Учите детей петь // Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1986г. – с. 26, 58, 126.
    10. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» – СПб., «Акцидент», 1997
    11. Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика / методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальных классов – М., 1998г. – с. 52, 66
    12. Юдина С. Ю. Мои любимые праздники. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

    Документация музыкального руководителя

    1.Рабочая программа музыкального руководителя для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  с приложениями.

    Приложение 1.Календарно-тематическое планирование для старшей логопедической группы

    Приложение 2 Календарно-тематическое планирование для подготовительной к школе логопедической группы

    Приложение 3 Характеристика состава воспитанников старшей и подготовительной логопедических групп

    Приложение 4     Годовой план музыкальной деятельности с детьми на 2018-2019 уч. год

    Приложение 5    Проект «Знакомство с творчеством композиторов Кузбасса»

    2. Рабочая программа музыкального руководителя для детей 2-5 лет с приложениями.

    Приложение 1. Календарно-тематическое планирование для первой младшей группы

    Приложение 2. Календарно-тематическое планирование для второй младшей группы

    Приложение 3. Календарно-тематическое планирование для средней группы

    Приложение 4. Паспорт музыкального зала МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида»

    2. Пособие Н.В. Верещагиной Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации (на каждую возрастную группу)

    2. Портфолио музыкального руководителя

    3. Должностная инструкция музыкального руководителя.

    4. Инструкция о соблюдении безопасного режима во время проведения массовых мероприятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

    Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

    Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы

    Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....

    Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"

    Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....

    Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы

    Данная программа расчитана на год. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ...

    Рабочая программа воспитателя для работы с детьми младшей группы по программе "От рождения до школы"

    Методическая разработка рабочей программы воспитателя для  детей младшей группы ДОУ....