Проект познавательно - исследовательский в подготовительной группе на тему: «Юные археологи. Назад в прошлое»
проект (подготовительная группа)

Лысогор Лариса Вячеславовна

Доклад – презентация на РМО педагогов ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_arheolog.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

ФИЛИАЛ – ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЁК»

Доклад – презентация на РМО педагогов ДОУ на тему: «Проектная деятельность как развитие творческих и познавательных интересов дошкольников»

Подготовила воспитатель МБДОУ «Тополёк» Лысогор Л.В.

Проект познавательно - исследовательский в подготовительной группе на тему: «Юные археологи. Назад в прошлое»

Актуальность:

В настоящее время при огромной занятости родителей дети черпают знания в основном из мультфильмов, информация в которых зачастую не является правдоподобной. К тому же родители мало уделяют внимания общему развитию ребенка, поэтому важную роль в обучении детей имеет детский сад. Изучение жизни древних людей, их быт и творчество.

Древний мир динозавров очень интересен детям. И в то же время очень сложен для понимания по одной просто причине – в наше время динозавров нет. А без изучения динозавров не возможно в полной мере изучить мир живых существ (животных). Поэтому дети всегда с большим удовольствием переносятся в древний мир для встречи с ними. Нами был создан данный проект.

Этапы проекта: СЛАЙД 2

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Завершающий этап

Задачи подготовительного этапа: подбор необходимого материала для разработки и реализации проекта.

В ходе предварительной работы был отобран и систематизирован материал по теме проекта и на его основе были составлены конспекты занятий.

Кроме того, были подобраны демонстрационный материал, художественная литература, стихи и дидактические игры.

Были проведены беседы: СЛАЙД 3,4

«Что я знаю о динозаврах», «Знакомство с профессией археолог», «Что может найти археолог при раскопках и что это за наука?», Жизнь древних людей, их быт и творчество.

Работа с родителями. СЛАЙД 5

Домашнее задание: рисунки динозавров с кратким описанием  детей совместно с родителями для создания книги о динозаврах;

Памятка для родителей «Помогите детям узнать о динозаврах»; СЛАЙД 6.

Дидактические игры:

«Доисторическое лото» - дидактическая игра - лото СЛАЙД7 «Доисторические животные». Дидактическая игра, хоть и проста, но очень многофункциональна, поскольку развивает: - познавательные способности; - сенсорику (цветовосприятие); - логическое мышление; - навыки чтения. СЛАЙД 8
«Разрезные картинки», паззлы. Создана краткая энциклопедия
9,10,11.

Детям были предложены проблемно – игровые ситуации:

«Представьте, что вы встретили динозавра. Ваши действия?» ответы детей, «Если бы динозавры жили в наше время, какими бы они были? (рисунок)», «Вы нашли сундук с золотом. Что вы будете делать?».

Рисование: «Наскальные рисунки в технике граттаж». СЛАЙД 12,13

Конструирование:

 «Динозавр». СЛАЙД 14

Аппликация:

«Скелет динозавра из макарон». САЙД 15

Лепка:

 «Необычное животное». СЛАЙД 16, 17

Музыкальное развитие:

Слушание песни М. Боярского «Динозаврики».

Подвижная игра: «Хищники и травоядные», «Охота на мамонта»

Физминутка: «Динозаврик»

Пальчиковая гимнастика: «Динозавры на рассвете», «Динозаврик и стрекоза», «Шли вприпрыжку динозавры…».

Экспериментальная деятельность: «Вулкан» СЛАЙД 18

III этап

Завершающий

1. Презентация проекта.

3.  Создание в группе макета «Мир динозавров». СЛАЙД 19

Как выяснилось, воспитанники обладают недостаточным объемом знаний о динозаврах, древнем мире.

Продолжением работы было знакомство детей с динозаврами, профессией археолога в ходе НОД «Археологические раскопки».

Конспект НОД  на тему: «Археологические раскопки» к проекту «Юный археолог».

Образовательная область: Познавательное развитие

Содержание психолого - педагогической работы: развитие познавательно - исследовательской деятельности

Цель: создание условий для установления связей и отношений между предметами во времени (предметы прошлого и настоящего, развития представления об истории человечества через ориентацию на профессию археолога

Задачи:

Образовательные: формирование первичных представлений об истории и происхождении человека; способствовать формированию представлений детей об археологии, археологах, раскопках, способствовать формированию представлений детей о динозаврах, соотнесение предметов по форме и принадлежности, умение работать с таблицами; формирование предпосылок к поисковой деятельности.

Развивающие: развитие ассоциативно - образного и логического мышления, воображения, познавательной активности; развитие интереса к профессии археолог; обогащение словарного запаса;

Воспитательные: формирование правильного отношения к истории и историческим фактам, формирование бережного отношения к человеческому труду.

Оснащение и оборудование: компьютер, проектор, стол.

Материалы и инструменты: ящик с песком, кисти.

Наглядные пособия: презентация к занятию, звуковой ряд со звуками живой природы, таблицы для исследовательских работ.

1. Оргмомент

 Здравствуйте, дети! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Поздоровайтесь, пожалуйста.

2. Мотивационно-ориентировочный момент СЛАЙД 21

«Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Чей этот меч, а чей этот клык?

Кто ответить сможет вмиг?

Ни биолог, ни зоолог,

А, конечно, археолог!

Для истории открытья,

Они ищут далеко.

Удивляют нас находкой,

Что в земле лежит давно.

По крупицам всю эпоху,

Создадут они легко.

Наших предков клад находят,

И дарят нам они его.

Есть такая профессия - Археолог. Археологи занимаются поиском и разгадыванием древних надписей и наскальных рисунков, древней посуды, монет. Не редко они во время раскопок находят скелеты динозавров. СЛАЙД 22

Работа археолога требует терпения, внимательности, усидчивости, выносливости, аккуратности.

Если бы не археологи, мы бы так никогда и не узнали, что много миллионов лет назад жили древние люди, динозавры. Ведь именно археологи нашли останки динозавров и древних людей Находки, которые они раскапывают бесценны и очень хрупкие, потому что они пролежали под толстым слоем грунта (песка, глины) много миллионов лет. Данные находки помогают нам узнавать о древних цивилизациях.

Ребята к нам скоро придут ещё гости - это учёные археологи и мы вживую увидим как они проводят раскопки, правда же это интересно?

Стук в дверь, входит почтальон и вручает конверт.

Ой, ребята посмотрите!

Нас почтальон навестил,

И письмо заказное вручил.

Он просил вас срочно прочитать,

Кто его вам написал, узнать!

-А вы хотите узнать от кого письмо, и что там написано!

Здравствуйте ребята !

Мы команда учёных исследователей археологов. Мы ехали к вам на раскопки, но к сожалению наша машина сломалась. Мы просим вас помочь нам и принять участие в раскопках. В помощь передаём вам таблицу, для разгадывания древних предметов, которые вы найдёте.

Ребята, вот видите какая неприятность приключилась, надо выручать, ну что поможем учёным?

Сейчас я вам предлагаю стать настоящими археологами.

Ребята, место, где работают археологи, называется – раскоп. СЛАЙД 23. Для ориентира местность на раскопе делится на квадраты, чтобы точно отметить место находки. «Как вы думаете, какие инструменты нужны археологу? СЛАЙД 24

Подойдите, пожалуйста, к столу. И, если нам повезёт, мы можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет.

Для начала давайте немного разомнемся.

Физминутка «ДИНОЗАВРИК»

Динозаврик встал на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.

Оглядел он всё вокруг
И быстрей на место – плюх. 
(имитация движений)

Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.

1. Песок, кисти нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам.

А работать мы будем сегодня кисточками.

Посмотрите, пожалуйста, как я это делаю. Аккуратно, не спеша, чтобы не повредить находку, я разметаю песок, тем самым снимаю верхний слой.

Ребята посмотрите, что у нас в гнезде? Ледяное яйцо, как же нам посмотреть кто же внутри? (соль, вода). Когда мы смешиваем соль со снегом происходит два процесса: разрушается кристаллическая структура соли с поглощением тепла. Жидкое, твёрдое, газообразное состояние воды бывает. СЛАЙД 25

Вода в газообразном состоянии называется пар. Чтобы увидеть его, стоит поставить чайник греться, и тогда видно, как вода испаряется. Это и есть пар. Вода постоянно испаряется с земной поверхности, конденсируется и обратно выпадает на землю в виде дождя. Поэтому процесс испарения очень важен для жизни человечества.

- Я предлагаю вам взять в руки кисти.

Обнаруженные предметы аккуратно переносим в исследовательскую лабораторию и кладем на салфетки, которые лежат на столе. ЗВУКИ ПРИРОДЫ.

4. Практический момент

Посмотрите на свои предметы, на что они похожи и есть ли такие предметы в таблицах, которые нам передали археологи?

Вы знаете, что учёные не просто придумывают и дают названия находкам. Они опираются на специальные таблицы.

Нам в помощь передали  таблицу, для разгадывания древних предметов.

- попробуем разгадать, что за предмет вы раскопали. Их необходимо соотнести и сравнить по специальной таблице, которая поможет вам определить название предмета.

Аммониты (СЛАЙД 26) представляют собой останки древнего животного из отряда головоногих - одного из видов моллюсков, жившего на земле в Палеозойской эре. Этот вид вымер 100 млн. лет назад. Обитали моллюски в древних океанах. СЛАЙД 27

Меганевры (СЛАЙД 28) -  род вымерших стрекозоподобных насекомых, живших в каменноугольном периоде (300 млн. лет назад), имевшую размах крыльев до 65 см (ПОКАЗАТЬ НА РУЛЕТЕКЕ) и являющуюся одним из крупнейших насекомых всех времён.

В Египетской мифологии скарабей (СЛАЙД 29) почитался, как священное насекомое богов Солнца и считался символом созидательной силы Солнца.

Мамонты (СЛАЙД 30) - вымерший род млекопитающих, живших (около 5,3 млн. лет назад) из семейства слоновых. Достигали высоты 5,5 метров и массы тела 14—15 тонн; таким образом, мамонты были в два раза тяжелее самых крупных современных наземных млекопитающих — африканских слонов.

ТРООДОН - Небольшой хищный стройный и двуногий динозавр — 2—2,4 метра в длину, 1 метр в высоту, весом до 50 кг.

А кто такие динозавры (Страшный ящер - вот, как переводится с древнегреческого динозавр, вид питания), когда они жили (250 млн назад) и почему погибли(астероид, вулкан)? (СЛАЙД 32)

Эксперимент «Вулкан» - сода, краситель, уксус.

- Молодцы!

Обнаруженные и разгаданные нами предметы называются артефакты.

Как вы думаете, где хранятся артефакты?

Правильно. В музее созданы все условия для хранения данных предметов.

Вот и мы передаем наши находки в музей. Кладём в контейнер.

5. Рефлексивно-оценочный

- Молодцы, юные археологи! У вас все правильно получилось! Кладите кисточки в контейнер.

- А теперь давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня.

- Что больше всего понравилось?

- Назовите профессию людей, которые занимаются раскопками?

- Где хранятся артефакты?

- Какие новые слова вы узнали? (археологи, артефакты, раскопки, исследовательская лаборатория)

Вы, как настоящие археологи произвели раскопки и даже смогли их разгадать! В благодарность я вам вручаю медали «Юный исследователь» и золотые шоколадные монеты! Спасибо вам большое!

Уважаемые гости! Хочу предложить Вам тоже стать археологами, проявить фантазия. Задание: Сложить скелет динозавра из макарон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...

Познавательное развлечение в подготовительной группе на тему «Юные друзья природы»

Описание работы: Данный материал направлен на организацию познавательного досуга с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания. Разработка будет полезна воспитателям, ...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группе на тему: « Чудеса в природе —летом »

Проект по познавательно-исследовательской деятельности  подготовительной  группе  на тему:...

Информационно - ролевой проект в подготовительной группе на тему: «Юный журналист» Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна воспитатель I квалификационной категории 2021г.

Информационно - ролевой проект в подготовительной группе на тему: «Юный журналист» Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна воспитатель I квалификационной категории...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему « Юный археолог»

Цель: - создание условий для формирования у детей представлений о профессии археолог.Задачи:Обучающие:-Расширять знания детей о профессии археолога.Развивающие:-Развивать внимание, память, логическое ...

Поисково – исследовательское занятие в подготовительной группе на тему: «Юные палеонтологи».

Формирование представлений детей о профессии палеонтолог, об эпохи динозавров через познавательную активность и  исследовательскую деятельность детей....