Выступление на конференции на тему «Формирование духовно-нравственной культуры у воспитанников ДОУ через создание мини-музея»
методическая разработка

Оксана Владимировна Черкасова

Посещения мини-музеев, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ   «ДЕТСКИЙ  САД   «ОСТРОВОК»

«Формирование

духовно-нравственной культуры

у воспитанников ДОУ

через создание мини-музея»

Подготовила:

старший воспитатель:

Черкасова О.В.

2018г.

Вступительное слово

             Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольных учреждениях по разделу: «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», а также работая над духовно - нравственным воспитанием дошкольников, можно столкнуться с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда всё слышат, видят и делают сами. Именно здесь на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают вырабатывать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.

Дошкольный возраст - это время становления личности ребенка, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно формировать такие важные черты, как любовь к родному краю, к Родине, уважение к пожилым людям, к людям другой национальности. А для этого нам необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с тем как жили наши предки, какие соблюдали обычаи. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного искусства. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Я считаю необходимым, донести до сознания воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на русских традициях.

Посещения мини-музеев, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду был создан мини-музей «Русская изба», в котором находятся различные старинные русские предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей прошлого.

Основной нашей задачей было - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

      В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини – музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты. Брать их в руки и рассматривать. Вместе с ребятами были разработаны правила поведения в мини-музеи: Поиграй! Попроси взрослого почитать. Эти экспонаты можно только рассматривать. Эти экспонаты можно потрогать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Этот мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Целью создания мини-музея стало способствовать формированию у дошкольников знаний о культуре, быте и традициях русского народа; воспитывать осознанное отношение к народной культуре России.

Музей «Русская изба», находится совсем рядом – на втором этаже детского сада, в «Зеленом зале». Он занимает небольшой, очень уютный уголок, который привлекает к себе внимание детей и взрослых. На тематические праздники он перемещается в музыкальный зал.

      А началось все с русских народных детских песен, сказок, игр которые любят все – и взрослые и дети. В нашей повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.

     Мы считаем, что народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей.

     Мини-музей развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связывающую нить в общении со сверстниками и взрослыми. Надеемся, что создание мини-музея также будет способствовать установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству, русской народной культуре, мы проводим в нашем музее «Русская изба» педагогические мероприятия по обучению детей «пению, игре на деревянных ложках, глиняных свистульках,  знакомству с предметами русского быта».

Там же мы собираемся для проведения развлечений на основе русского фольклора. Темы наших развлечений разнообразны: «Где хорошо живется, там весело поется», «Приглашаем в горницу на чаёк».

Детям очень интересно находиться в Русской избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться росписью. Всему этому учатся дети в нашем мини-музее «Русская изба».

На будущее  запланированы  экспозиции: «Чаепитие» по теме «Русские традиции», «Пасхальный стол» на Пасхальную неделю.  К организации этой экспозиции приурочить проведение мастер-класса с детьми и их родителями на День открытых дверей ДОУ, где желающие научатся под руководством педагогов изготавливать пасхальных зайчиков, корзинки для яиц, праздничные сувениры. Также запланирован конкурс на лучшую масленичную куклу «Сударыня – Масленица - 2019».

     Основная цель конкурсов: повышение интереса детей к народной культуре, расширение их знаний о народных традициях, праздниках.

Мы планируем привлечь как можно больше   воспитанников и их родителей к совместной созидательной деятельности, укреплению родительско-детских отношений, содействовать укреплению связей дошкольного образовательного учреждения и семьи.

 В феврале    2019 года в нашем дошкольном учреждении запланирован конкурс-выставка «С днем рождения, Островок!», приуроченный к открытию нашего ДОУ.

       Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

      А сейчас хотим предоставить вашему вниманию короткий отчет о проделанной работе в мини музее «Русская изба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)

"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Проект на тему: Создание мини-музея «История гужевого транспорта»

Цель проекта:         Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциалы дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие дете...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В СОЗДАНИИ МИНИ-МУЗЕЯ ГРУППЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея. Чувствовалось единое понимание целей и задач музейной педагогики.  Совместно с детьми папы и мамы изго...

Доклад на тему: «Создание мини-музея в ДОУ»

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на конференции на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»

На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенапр...