.Кружок «Юный изыскатель»
методическая разработка (старшая группа)

На  сегодняшний  день  в  системе  дошкольного  образования  появляется  множество 
новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. 
Современный  образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска  новых, более 
эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей 
детей,  формированию  навыков  саморазвития  и  самообразования.  Вместе  с  тем,  обилие 
новейших  технологий  связано  определением  эффективности  самого  образовательно-
воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для 
самих детей. 
Наблюдая  за  детьми,  обратила  внимание  на  одно  замечательное  средство 
интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментирование. 
По  мнению  академика  Н.Н.  Поддьякова:  «В  деятельности  экспериментирования 
ребенок  выступает  как  своеобразный  исследователь,  самостоятельно  воздействующий 
различными способами на окружающие его  предметы и явления  с целью более полного 
познания и освоения». 
Актуальность. Современные  дети  живут  в  эпоху  информатизации  и 
компьютеризации.  В  условиях  быстро  меняющейся  жизни  от  человека  требуется  не 
только  владение  знаниями, но  и  в первую  очередь  умение добывать  эти знания  самому, 
оперировать  ими,  мыслить  самостоятельно,  творчески.  Все  исследователи 
экспериментирования  выделяют  основную  особенность  познавательной  деятельности 
детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые 
ребенком  практические  действия  выполняют  познавательную,  ориентировочно-
исследовательскую  функцию,  создавая  условия,  в  которых  раскрывается  содержание 
данного  объекта.  Учённые  выделяют  деятельность  экспериментирования  как  ведущую 
деятельность  дошкольного возраста:  «Детское  экспериментирование  претендует  на роль 
ведущей деятельности в период дошкольного  развития ребёнка». 
 Экспериментирование  пронизывает  все  сферы  детской  деятельности.  Ребенок-
дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя  живой интерес к различного 
рода  исследовательской  деятельности  -  к  экспериментированию.  Опыты  помогают 
развивать  мышление,  логику,  творчество  ребенка,  позволяют  наглядно  показать  связи 
между живым и неживым в природе. 
 Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее 
известных  и  современных  методик  детского  экспериментирования,  характеризуется 
структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников. 
Главное достоинство  метода  экспериментирования  заключается  в  том, что он  дает 
детям  реальные  представления  о  различных  сторонах  изучаемого  объекта,  о  его 
взаимоотношениях  с  другими объектами и со средой  обитания. Следствием  является не 
только  ознакомление  ребенка  с  новыми  фактами,  но  и  накопление  фонда  умственных 
приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. 
   Рабочая  программа  имеет  цель:   способствовать  развитию  у  детей 
познавательной  активности,  любознательности,  стремления  к  самостоятельному 
познанию и размышлению. 
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
•        Формирование  познавательной  инициативы,  умение  сравнивать  (различать  и 
объединять)  вещи и явления;  устанавливать простые  связи  и отношения между ними,  то 
есть упорядочивать свои представления о мире. 
•        Развитие умственных способностей:  
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; 
 - формирование способов познания путём сенсорного анализа. 
•        Социально-личностное  развитие  каждого  ребёнка:  развитие  коммуникативности, 
самостоятельности,  наблюдательности,  элементарного  самоконтроля  и  саморегуляции 
своих действий. 
•        Развитие  умений  пользоваться  приборами  -  помощниками  при  проведении  игр-
экспериментов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 2.3.4.programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_unyi_izyskatel.pdf942.48 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "юный ботаник" Продолжение

Кружок "юный ботаник" Продолжение...

План - программа по курсу ИЗО. Кружок "Юный художник".

План - программа кружка по рисованию для младших дошкольников...

Кружок "Юные исследователи"

Исследовательская деятельность...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Юный изыскатель"

Программа направлена на детское экспериментирование. Цель программы: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....

Исследовательская конференция "Юный изыскатель" на тему "Белый друг"

Вряд ли найдется человек, который за свою жизнь ни разу не столкнулся с мелом. Каждый день воспитатели, учителя и дети держат мел в своих руках. С его помощью, разбирая различные ситуации, они пишут и...