Главные вкладки

    Кружок "Юные исследователи"
    (средняя группа) на тему

    Исследовательская деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_moy.docx44.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство  образования и науки РФ

    муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированнного вида № 5 «брусничка»

    Программа рассмотрена и одобрена на заседании

    Советом педагогов

    МДОУ д/с №5 «Брусничка»

    Протокол №

    от «01»09.2013 г.

    Рекомендовано:

    МКУ «Ресурсный центр г. Бодайбо и района»

    «0» 09. 2013 г.

    Утверждено:

     Заведующая МДОУ д/с №5«Брусничка»

    Приказ № от .09.2013    

     _________ Проценко О.А

            

            ПРОГРАММА

    КРУЖКА  «Юные исследователи»

    для детей среднего дошкольного возраста

    Руководитель кружка:

    Ковтун Елена Ильхамовна

    воспитатель 2 квалификационной

    категории  МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

    г. Бодайбо

    2013 г.

    Пояснительная записка:

                Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
        Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
    Успешному развитию экспериментальных способностей у детей среднего дошкольного возраста способствует дополнительная образовательная программа,   а также методических рекомендации программы воспитания и обучения детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова и др.), с учетом реализации межпредметных  связей по «Художественное творчество», «Социализация», « Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд».

       Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, всего запланировано 36 - на учебный год. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

    Задачи:

    1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
    2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
    3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
    4. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.

    Возраст детей:

    В данной программе участвуют дети средней группы –
    4 – 5 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в неделю по 20  минут.

    Основное оборудование:

    • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
    • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
    • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
    • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
    • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
    • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
    • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

    Месяц

    Кол-во часов

    Темы игр- экспериментирования

    Первая неделя

    Вторая неделя

    Третья неделя

    Четвертая неделя

    Сентябрь

    4

    Путешествие с капелькой

    Вода прозрачная, может менять цвет.

    Значение воды в жизни растений

    Игра «Водяной» у нас в гостях

    Октябрь

    4

    Ветер, ветер, ветерок

    Поиск воздуха

    Летающие семена

    Песочная страна

    Ноябрь

    4

    В гостях у карандаша -Карандашовича и гвоздя- Гвоздовича

    Плавающие, тонущие предметы

    Плавающее перо

    Мех. Зачем зайчику другая шубка

    Декабрь

    4

    Песок, глина

    Волшебная рукавичка

    Предметы из металла

    Действие магнита на металл

    Январь

    3

    Льдинка и снежинка

    Вода, лед, снег

    Как снег становится водой

    Февраль

    4

    Волшебная кисточка

    С водой и без воды

    Путешествие в мир стеклянных вещей

    Как достать скрепку из воды

    Март

    4

    Почему  растаяла Снегурочка?

    Освобождение бусинок из ледяного плена

    Теплая капелька

    Стекло его качество и свойства

    Апрель

    4

    Чудеса растений

    Нужен ли корешкам воздух?

    Почва. Песок, глина, камни

    Солнечные зайчики

    Май

    4

    Растениям теплую водичку

    Зачем растения вертятся?

    Поймаем солнечного зайчика

    В мире пластмассы

    № п / п

    Месяц

    Тема

    Цели. Задачи

    Обеспечение интеграции образовательной области

    Планируемые результаты

    Сентябрь

    Сентябрь

    №1

    Путешествие с капелькой

    Создать целостное представление о воде, как о природном явлений; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде.

    Коммуникация:

    Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению.

    Познание : Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

    Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению.

    №2

    Вода прозрачная, но может менять цвет

    Определять свойства воды.  

    Коммуникация : Обогащать и активизировать словарь за счет существительных и прилагательных.

    Познание : Формировать у детей  познавательный интерес в ходе экспериментирования.

    Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.

    №3

    Значение воды в жизни растений

    Формировать представления детей о важности воды, для жизни и роста растений

    Коммуникация: Способствовать формированию диалогической речи у детей

    Познание: Расширять знания о состоянии растении осенью

    Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

    №4

    Игра «Водяной» у нас в гостях

    Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; Развивать творческое воображение

    Коммуникация: Развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов

    Познание: Подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным

    Умеют называть водоемы и их обитателей

    Октябрь

    №1

    Ветер, ветер, ветерок

    Познакомить детей с таким явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать. Проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

    Коммуникация: Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый)

    Познание: развивать наблюдательность, любознательность. мышление, память

    Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительных

    №2

    Поиск воздуха

    Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей

    Коммуникация: Формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы

    Познание: Закреплять знания осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы

    Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов экспериментов

    №3

    Летающие семена

    Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений

    Коммуникация: Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы

    Познание: Знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов

    Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений

    №4

    Песочная страна

    Выявлять свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы

    Коммуникация: Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы

    Познание: Знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов

    Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе проведения эксперимента, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

    Ноябрь

    №1

    В гостях у карандаша Карандашовича и гвоздя Гвоздовича

    Уточнить и обобщить знания  о свойствах дерева металла, воспитывать бережное  отношение к предметам. Пополнять словарь детей ( шероховатый, хрупкое, плавится)

    Коммуникация : Формировать умение согласовать слова в предложений

    Познание: Формировать познавательно – исследовательский интерес методом исследования

    Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

    №2

    Плавающие и тонущие предметы

    Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку тонет, плавает.

    Познание : развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный.

    Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

    №3

    Плавающее перо

    Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

    Познание: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

    Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

    №4

    Мех. Зачем зайчику другая шуба

    Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

    Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

    Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе.

    Декабрь

    №1

    Песок. глина.

    Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

    Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

    Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

    №2

    Волшебная рукавичка

    Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

    Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

    Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

    Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

    №3

    Металл

    Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

    Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

    Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

    Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

    №4

    Действие магнита на предмет

    Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

    Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

    Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

    Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

    Январь

    №1

    Как снег становиться водой.

    Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

    Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

     

    Умеют делать выводы и заключения.

    №2

    «Льдинка и снежинка»

    Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

    Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

    Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

    Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

    №3

    Вода, лед, снег.

    Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

    Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

    Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

    Февраль

    №1

    Волшебная кисточка

    Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

    Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

    Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

    №2

    С водой и без воды

    Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

    Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

    Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

    №3

    Путешествие в мир стеклянных вещей

    Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

       Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

    Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

    №4

    Как достают скрепку из воды.

    Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

    Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

    Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

    Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

    Март

    №1

    Почему растаяла Снегурочка

    Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

    Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования

    Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

    Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.

    №2

    Освобождение бусинок из ледяного плена.

    Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда, тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действию. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

    Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

    Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.

    №3

    Теплая капелька

    Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .

    Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

    Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными

    №4

    Стекло, его качества и свойства

    Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства : хрупкость)

    Познание : знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина.

    Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

    Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

    №1

    Чудеса растений

    Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

    Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

    Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

    Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

    №2

    Нужен ли корешкам воздух

    Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

    Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

    Коммуникация:  расширять словарь за счет  глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

    Называют комнатные растения.

     

    №3

    Почва (песок, глина камни)

    Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

    Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

    Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней.

    Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

    №4

    «Солнечные зайчики»

    Формировать представления о свойствах солнечных лучей

    Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

    Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

    Май

    №1

    Зачем растения вертятся

    Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

    Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

    Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

    №2

    «Растениям – теплую водичку»

    Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

    Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

    Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

    Умеют ухаживать за растениями на грядке.

    №3

    Передача солнечного зайчика

    Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

    Познание:  называть свойства солнечных лучей.

    Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

    Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

    №4

    В мире пластмассы

    Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

    Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

    Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

    Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

    Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников....

    Юнный исследователь

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

    Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

    Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

    Наши почемучки - будущие исследователи!

    Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

    Проект "Юные исследователи"

    Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

    Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

    Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

    Карапузы - исследователи.

    Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...