Кружок "Юные исследователи"
(средняя группа) на тему

Исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки РФ

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированнного вида № 5 «брусничка»

Программа рассмотрена и одобрена на заседании

Советом педагогов

МДОУ д/с №5 «Брусничка»

Протокол №

от «01»09.2013 г.

Рекомендовано:

МКУ «Ресурсный центр г. Бодайбо и района»

«0» 09. 2013 г.

Утверждено:

 Заведующая МДОУ д/с №5«Брусничка»

Приказ № от .09.2013    

 _________ Проценко О.А

        

        ПРОГРАММА

КРУЖКА  «Юные исследователи»

для детей среднего дошкольного возраста

Руководитель кружка:

Ковтун Елена Ильхамовна

воспитатель 2 квалификационной

категории  МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

г. Бодайбо

2013 г.

Пояснительная записка:

            Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
    Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Успешному развитию экспериментальных способностей у детей среднего дошкольного возраста способствует дополнительная образовательная программа,   а также методических рекомендации программы воспитания и обучения детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова и др.), с учетом реализации межпредметных  связей по «Художественное творчество», «Социализация», « Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд».

   Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, всего запланировано 36 - на учебный год. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
  3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  4. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.

Возраст детей:

В данной программе участвуют дети средней группы –
4 – 5 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в неделю по 20  минут.

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Месяц

Кол-во часов

Темы игр- экспериментирования

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

4

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет.

Значение воды в жизни растений

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

4

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

4

В гостях у карандаша -Карандашовича и гвоздя- Гвоздовича

Плавающие, тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь

4

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

3

Льдинка и снежинка

Вода, лед, снег

Как снег становится водой

Февраль

4

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Путешествие в мир стеклянных вещей

Как достать скрепку из воды

Март

4

Почему  растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Теплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

4

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

4

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика

В мире пластмассы

№ п / п

Месяц

Тема

Цели. Задачи

Обеспечение интеграции образовательной области

Планируемые результаты

Сентябрь

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлений; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация:

Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению.

Познание : Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению.

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды.  

Коммуникация : Обогащать и активизировать словарь за счет существительных и прилагательных.

Познание : Формировать у детей  познавательный интерес в ходе экспериментирования.

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды, для жизни и роста растений

Коммуникация: Способствовать формированию диалогической речи у детей

Познание: Расширять знания о состоянии растении осенью

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

№4

Игра «Водяной» у нас в гостях

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; Развивать творческое воображение

Коммуникация: Развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов

Познание: Подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным

Умеют называть водоемы и их обитателей

Октябрь

№1

Ветер, ветер, ветерок

Познакомить детей с таким явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать. Проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Коммуникация: Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность. мышление, память

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительных

№2

Поиск воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей

Коммуникация: Формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы

Познание: Закреплять знания осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов экспериментов

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений

Коммуникация: Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы

Познание: Знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений

№4

Песочная страна

Выявлять свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы

Коммуникация: Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы

Познание: Знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе проведения эксперимента, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь

№1

В гостях у карандаша Карандашовича и гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания  о свойствах дерева металла, воспитывать бережное  отношение к предметам. Пополнять словарь детей ( шероховатый, хрупкое, плавится)

Коммуникация : Формировать умение согласовать слова в предложений

Познание: Формировать познавательно – исследовательский интерес методом исследования

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку тонет, плавает.

Познание : развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь

№1

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Металл

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

 

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

Февраль

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

   Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда, тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действию. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло, его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства : хрупкость)

Познание : знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация:  расширять словарь за счет  глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

 

№3

Почва (песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание:  называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...