проект "С чего начинается Родина?"
проект (старшая группа)

Проект "С чего начинается Родина?"

        Природа, родина, народ – слова одного корня. В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному селу, где ребенок родился и живет, играет огромную роль в становлении личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Печищинский детский сад» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

Тема проекта:

« С чего начинается Родина?»

                                                                     Автор работы:  воспитатель

Баймяшкина Е.Н.

Оглавление

Введение

3

Основная часть  

6

Заключение

11

Список литературы

13

«На склонах гор правобережья,

Средь дивных зарослей лесов

Село раскинулось в одежде

Благоухающих садов»

 Н.Т. Мякишев

Введение

        Природа, родина, народ – слова одного корня. В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному селу, где ребенок родился и живет, играет огромную роль в становлении личности ребенка.

        В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Моя задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка новые знания, показав всё, чем дорожат люди.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Родины. Это гордое чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране,  уважения своего народа и желания сохранить богатство своего края.

       

 

Основные положения проекта

 « С чего начинается Родина?»

                  Проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования

  • Образовательные задачи: учить и совершенствовать знания детей о родном крае и селе: название республики, села, их символика, достопримечательности, национальная культура, социальные объекты и их назначение.
  • Развивающие задачи: развивать у детей любознательность, воображение, эстетическое восприятие, стремление лучше узнать историю нашей республики и села; обогащать словарный запас детей.
  • Воспитательные задачи: воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей и к их традициям; воспитание чувства любви к родному краю, селе, улице, дому, семье и бережного отношения к природе и ко всему живому.

Методы проекта

  • Наблюдение
  • Анкетирование
  • Познавательные игровые занятия
  • Беседы
  • Консультации
  • Экскурсии
  • Выставки
  • Дидактические игры
  • Встречи
  • Праздники и конкурсы
  • Спортивные мероприятия

   

 

  • Участники: дети дошкольной группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
  • Тид проекта: групповой, семейный.
  • Сроки проведения : в течение года.
  • Вид проекта : познавательный, творческий

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое: переработка теоретических материалов.

Материально техническое: создание предметно-развивающей среды,

Предполагаемый  результат реализации проекта.

  • Итоговым результатом является мониторинг, где учитывается активное участие детей на мероприятиях и их знания.
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, обобщать, рассуждать, оказывать посильную помощь при облагораживании детского сада.
  • Освоение доступных знаний о родном селе и крае.
  • Приобретение детьми навыков общения со взрослыми и проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

Основная часть

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема

Цели

Форма проведения

«Знаешь ли ты свое село?»

Определение уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа

2.

«Угадай, где я нахожусь?

Продолжение знакомства с достопримечательностями родного села

Дидактическая игра

3.

«Улицы нашего села»

Продолжить знакомство с красотой улиц нашего села и развивать умение изображать увиденное  на листе бумаги, создавая дома разной величины и подбирая цвет красок

Изобразительная деятельность

4.

«Улица Декабристов – Родина  героя»

Продолжить знакомство с героями родного села, с их жизненными подвигами

Экскурсия к дому В. Токанина

5.

«Будь внимателен»

Углубить представления детей о ПДД и поведения на дороге, общественных местах

Экскурсия на перекресток.

6.

«Достопримечательности родного села»

Закрепить знания детей о достопримечательностях  села.  

Экскурсия к геологическому разрезу, на завод.

7.

«Герб Республики Татартан»

Познакомить детей с гербом  РТ дать визуальное представление; закрепить знания о столице РТ, его символике и достопримечательностях; воспитывать положительные эмоции и чувство патриотизма

Занятие (прослушивание аудиозаписи )

8.

«Предприятия родного села»

Расширять знания о предприятиях села, изготавливаемой продукции

Экскурсии

9.

«В гостях у музея»

Расширить и углубить знания об истории села

Экскурсия

10.

«Многонациональное село»

Расширить знания детей о жителях разных национальностей (русские, татары, удмурты, марийцы), их быте, культуре и национальной одежде

Выставка кукол в национальной одежде.  

11.

«Сабантуй»

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

Спортивные соревнования

12.

«Дети- герои»

Сформировать представление о героизме, подвиге наших героев села

Беседа

13.

«Спасибо за мирное небо над головой»

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ

Встреча с ветеранами, выступление в СДК

14.

«Что ты знаешь о себе

Выявление усвоенных знаний детьми

Мониторинг

15.

«Какие растения и животные встречаются там, где ты живешь?»

Закрепить знания о флоре и фауне, бережного отношения к ним

Изобразительная деятельность

16.

«День рождения музея»

Уточнить представление о гербе, флаге нашей республики, уточнить знания о татарских сказках, национальной одежде вызвать желание больше узнать о своей республике

Экскурсия

17.

«Выложи узор на сарафане»

  Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям

Аппликация

18.

«Какие народы живут в нашей республике?»

Продолжать знакомить детей с народом РТ и его традициями. Прививать детям уважение к разным национальностям, живущих в республике и их культуре

Экскурсия  в библиотеку

19.

«Народное творчество»

Обобщить знания о произведениях устного народного творчества. Прививать любовь к родной земле, родному искусству. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение

Чтение и заучивание стихов о Родине, пословиц, поговорок

20.

«Из нашего города - по родной республике»

Посредством игры формировать, систематизировать у дошкольников представление о Родине, ее истории, национально-культурных традициях, о городах и столице, о символах Республики. Закреплять умение отвечать на вопросы

Игра-путешествие

21.

«Секреты татарской кухни»

Помочь ребенку раскрыть мир национальных культур. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам, гостеприимство как характерную черту татарского народа

Лепка, сюжетно-ролевая игра «Приглашаю на день рождения»

22.

«Базар юных умельцев»

  Формировать интерес, эмоционально - положительное отношение к трудовой деятельности

Изготовление из бросового материала  новогодних игрушек

23.

«Литературное наследие»

Расширить знания детей о жизни и творчестве, Г.Тукая,  А.Алиша, А.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака. А. Барто. Воспитание любви к поэзии

Выставка портретов и произведений писателей. Рисунков по сказкам, Чтение их творчества

24.

«23 февраля- красный день календаря!»

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Воспитывать заботливое отношение к близким людям

Изготовление подарка для пап

25.

«Москва – столица России»

Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней России и ее столицы - Москвы. Представить образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности. Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью

Ознакомительная беседа о столице России – Москве; чтение стихотворения  У. Глинки «Москва»

26.

«Наши таланты!»

Выявление и знакомство со знаменитыми людьми села, поэтами, художниками, умельцами.

27.

«Что ты знаешь о своем родном крае?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Мониторинг

Взаимодействие педагога с семьями.

 

 

Тема

Цели

Форма проведения

1.

«Патриотическое воспитание»

Взаимопомощь родителей и воспитателей в дальнейшем воспитании патриотизма у дошкольников

Анкетирование для родителей

2.

«Мой дом»

Учить детей передавать свое видение родного дома на рисунок

Совместная изобразительная деятельность с родителями

 3.

«Зарничка»

Обогащение представлений детей о защитниках нашей Родины, родах войск РФ, современной военной технике.

Воспитание у детей эмоционально-положительного, действенного отношения к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них

Развлечение на участке

4.

«Сделаем наше село чище»

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество

Выставка поделок (совместно с родителями)

5.

Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай»

Закреплять и расширять знания о селе, республике, символике, о городах республики, природе, традициях и обычаях татарского народа. Воспитывать чувство дружбы и уважения к людям других национальностей

КВН совместно с родителями

6.

«Богатырские состязания»

Организовать совместную деятельность педагогов, дошкольников и их родителей. Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии, развивать артистизм, творческую активность, ловкость и сноровку, создать атмосферу эмоционального комфорта, радости

Спортивное развлечение вместе с родителями

7.

«Мы за мир!»

Повышение интереса детей к истории Великой Отечественной войны, сохранение памяти её героических событий, формирование уважительного отношения к ветеранам, а также в связи с празднованием Дня Победы

 Митинг у обелиска

8.

«Как воспитать маленького патриота»

Формирование чувство ответственности за духовно – нравственное становление своих детей

Рекомендация

Заключение

Анализ достигнутых результатов.

  • Анализ результатов усвоения знаний  показал: среднее развитие у 60% детей, выше среднего у 40 % детей.
  • Высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками конкурсов,
  • Повышение активности родителей в делах группы.

Выводы

Таким образом, реализованный мной проект «С чего начинается Родина?» был в целом направлен на расширение круга представлений о родном доме, улице, селе и родном крае. Проект преследовал цели способствования развитию патриотических чувств детей. Для этого использовались задачи развития таких патриотических чувств детей, как гордость за свой родное село, за толерантное отношение к представителям других национальностей, за бережное отношение к родной природе.

В результате реализации проекта, поставленные цели и задачи были выполнены.

При осуществлении проекта  использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда.        Центральное место в проекте  было отведено познавательным беседам, экскурсиям, занятиям и практической деятельности детей. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы.

        Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта и принимали в нем участие. Благодаря нашей совместной деятельности мы организовывали увлекательнейшие экскурсии по достопримечательностям нашего села.

Мониторинг показал, что уровень патриотических представлений у детей дошкольного возраста после осуществления проекта изменился. Он стал значительно выше. Многие дети легко оперируют знаниями о родном городе и республике, знают их название, герб и флаг; называют столицу своей страны,  и могут рассказать о некоторых исторических событиях своего села; знают особенности его природы и культуры.  

Успех в патриотическом воспитании детей будет, достигнут, только тогда, когда будет осуществлена полноценная, совместная работа детей, родителей и воспитателей. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Я считаю, что проведенный мной проект дал положительные результаты.

Новые идеи к проекту:

1. Моя родословная.

2. Театрализованная постановка  татарских и русских народных сказок.

3 История и охрана Печищинского геологического разреза. 

Список литературы

1. А.Простатов, И.Простатов, Р.С.Троицкая  Не каждому дано так щедро жить… /рассказы о наших известных земляках, 1 выпуск / -Верхний Услон, 2001.

2. Верхний Услон: край родной, навек любимый… / Изд.: «По городам и весям»-2001.

3. Живёт в памяти родной -Верхний Услон-2005.

4. Не стареют душой ветераны» /рассказы о наших земляках по материалу «Волжской Нови» - Верхний Услон-2001.

5. Р.С.Троицкая Земля Услонская /Верхний Услон-2011.-С. 184

6. Р.С.Троицкая Им наградой будет наша память 1941-1945 - 2015-Верхний Услон.

7. Р.С.Троицкая  Победу ковали все.

7. Ты же выжил, Солдат! /Верхнеуслонцам-защитникам Родины в год 60-летия Победы-посвящается, ч.2-Верхний Услон-2005.

8. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа / Д.Р. Шарафутдинов. -  Казань: Гасыр, 2004. – 640 с.

10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного  возраста.// Управление ДОУ. - 2004. —  4. - С. 99-101.

1. Анкета родителям

Уважаемые родители!

Просим ответить на вопросы анкеты.

1.Что вы вкладываете в понятие нравственно-патриотическое воспитание?

2.Как вы считаете, нужно ли формировать у детей нравственно-патриотические чувства?

3.Согласны ли вы с тем, что при формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста акцент должен принадлежать краеведению \ история родного города, знаменитые люди родного села, природные богатства \ ?

4.Как вы относитесь к тому, что детский сад организует посещение детьми музея?

5.Беседуете ли вы со своим ребёнком о селе Печищи, его истории ?

6.В каких местах села вы любите бывать со своим ребёнком?

 7.Считаете ли вы достаточными свои знания о родном крае? Хотели бы вы пополнить свои знания о родном крае:

-  через информацию в родительском уголке;

-  через совместные мероприятия \ экскурсии, праздники/

8. Есть ли в Вашей семье родственники, активно участвовавшие в развитие нашего села?

 9. Какую помощь можете оказать? /рассказать о своей профессии, организовать экскурсию, изготовление фотоматериалов/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...