Статья
статья

Проблема социально- личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе демократических ценностей и норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

« Технологии социально- личностного развития дошкольника »

Воспитатель:

Иванова Анна Игоревна МДОУ «детский сад №192»

Дошкольная педагогическая наука о социально - личностном развитии как комплексном процессе, когда ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и пр.

Общественная функция ДОУ заключается в обеспечении условий для развития у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.
Социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Методологическая основа лежит в области философского учения о взаимосвязи человека и общества, рассмотрении человека как высшей ценности, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира.

Методологической основой этого процесса является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности (аксиологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя.

В психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей. Осуществление этих задач невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей психики.

Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих, ряда телепередач.

Психологические основы социального развития раскрываются в трудах М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Р.Б. Стеркиной. Группа детского сада - социализирующий фактор, источник позитивных эмоций. 

Психологические основы социального развития раскрываются в трудах виднейших отечественных ученых.

По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Многие психологи отмечают роль сотрудничества ребенка с окружающими в усвоении достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М,И. Лисина, B.C. Мухина, Р.Б. Стеркина). Т.А. Репина выявляет особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующую роль в развитии ребенка; показывает зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов.

Детское общество или группа детского сада — важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность).

Т.А. Репина определяет функции «детского общества» - общая социализация, интенсификация процесса половой дифференциации, информация о формировании ценностной ориентации группы.
Исследование Т.А. Репиной позволяет педагогам четко определить функции «детского общества» в социальном развитии детей:
— общая социализация. Дети получают первый социальный опыт группового общения, взаимодействия, сотрудничества, объединения. Как правило, это происходит в игровой, трудовой, художественно-эстетической, конструктивно-строительной и других видах деятельности;
— интенсификация процесса половой социализации и половой дифференциации.

Начиная с 5 лет дети предпочитают сверстников своего пола в общении, совместной деятельности, в системе групповых отношений;
— информация и формирование ценностной ориентации группы. Здесь велика роль субкультуры детства, особенностей образовательного процесса в детском  саду;

— оценка, влияющая на формирование самооценки и уровня притязаний ребенка, его нравственное поведение.

Педагогическая модель социально - нравственного воспитания дошкольников.
Педагогическая модель социально-нравственного воспитания дошкольников включает в себя: задачи, содержание, методы, приемы, средства, принципы.

Общие задачи:

1.воспитание культуры поведения

2.воспитание гуманных качеств личности у ребенка: уважительное отношение ребенка ко взрослому, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитание у ребенка норм и правил поведения в обществе.

3.воспитание этики межнационального общения
4. воспитание трудолюбия

5.воспитание гражданственности и патриотических чувств

Данные общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы в программах воспитания и обучения дошкольников.

Общее содержание нравственного воспитания дошкольника включает в себя:

1. раздел – воспитание культуры еды и поведения за столом

2. раздел - воспитание культурно-гигиенических навыков

3. раздел – воспитание у детей культуры поведения в общественных местах

4. раздел – воспитание культуры общения между сверстниками, а также

детьми и взрослыми

Методика нравственного воспитания, которая включает в себя целенаправленный, последовательный набор методов и приемов.

Дошкольная педагогическая наука в лице таких исследователей как Р.С. Буре, С.А. Козлова, Р.И. Жуковская, Г.Н. Година выделяют следующие группы методов нравственного воспитания:

  1. методы формирования нравственного сознания у дошкольников (приемы: убеждение, разъяснение, внушение, оценка поступков детей, рассказы)
  2. методы формирования нравственного поведения (приемы: прямое и косвенное требование, упражнение в нравственных поступках, приучение к формам общественного поведения, создание и решение проблемных ситуаций)
  3. методы стимулирования и торможения деятельности и поведения детей (приемы: поощрение, наказание)

Педагогические условия, необходимые для успешного нравственного воспитания дошкольников:

  1. общение детей со взрослыми, т.е. правильный стиль взаимоотношений
  2. общение детей со сверстниками

3. окружающая среда, которая должна отражать эмоциональную сторону

4. нравственное воспитание и социальное развитие детей требует ярких примеров из литературы, кино, мультфильмов.

Эволюция учений о детском развитии всегда шла по пути осмысления влияния социума на развитие ребенка. Ранние теории  рассматривали развитие детей в системе отношений «ребенок - предмет». На современном этапе детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества. 

Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...