Консультация для воспитателей «Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками»
консультация

Николаева Маргарита Леонидовна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

«Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно». Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

«Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно». Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников необходимо:

  • ознакомить ребёнка с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности;
  • продемонстрировать проведения опыта педагогом или провести опыт вместе с ребёнком;
  • дать возможность ребёнку провести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья).

Ознакомление ребёнка с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме. Недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводится опыт, необходимо использовать определённые схемы, модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов его проведения.

Применение карточек-схем способствуют развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления. Их использование предполагает:

  • расширение знаний об окружающем мире;
  • развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении, фильтрация);
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;
  • развитие элементарных представлений из области естествознания: о разнообразии видов и составе почвы, песка;
  • развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
  • умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу;
  • умение отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и сообразительность.

Работа с картами – схемами должна строиться, исходя из следующей логики процесса.

1. Ознакомление с правилами безопасности при проведении опытов (при необходимости).

2. Формирование понятия «карта – схема» начинается в момент  проведения первого опыта, в ходе которого дети:

  • осознают, что порядок проведения опыта отражён на карте схематично;
  • начинают понимать смысл схематичных изображений;
  • сознают, что действуя в обозначенном на карте – схеме порядке, можно провести опыт самостоятельно

3. Формирование понятия «алгоритм действий».

4. Проведение первых опытов педагогом в присутствии детей или вместе с детьми с подробным объяснением действий и показом их обозначения на технологической карте.

5. Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми (в присутствии педагога) при обязательном предварительном объяснении ребёнком своих действий по карте – схеме и выяснение всех схематических изображений на карте.

6. Самостоятельное проведение знакомых опытов ребёнком по карте – схеме без предварительного объяснения ребёнком своих действий (в присутствии педагога или без педагога в зависимости от опыта).

7. Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребёнком по карте – схеме (в присутствии педагога или без педагога в зависимости от опыта).

Организация работы по картам – схемам может быть осуществлена в следующих формах:

  • коллективная работа;
  • подгрупповая работа;
  • индивидуальная работа.

При организации образовательного процесса необходимо создавать такие дидактические условия, которые способствовали бы осмыслению материала, стремлению ребёнка понять, запомнить, воспроизвести опыт, овладеть способами проведения опыта по образцу и в изменённых условиях, интенсивному проявлению познавательных интересов. Для этого перед проведением опытов рекомендуется активно использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности, поиска ответа

Таким образом, использование карт – схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно – образного мышления дошкольников (наличие зрительно – смысловых образов по схеме, способствовать формированию логического мышления). При этом самостоятельная экспериментальная деятельность способствует повышению познавательной активности детей и созданию определенной эмоциональной атмосферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании дошкольников"

Консультации для воспитателей«Использование дидактических и народных игрв нравственном  воспитании» Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешн...

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование карточек- схем для развития самостоятельной двигательной деятельности в группе».

В материале говорится о том, что представляет собой карта- схема, раскрывается вопрос организации динамического часа при помощи карты- схемы, этапы игрового динамического часа с картой- схемой....

консультация для воспитателей «Использование народной куклы в культурно – досуговой деятельности дошкольников»

материал может быть использован для организации различных мероприятий для дошкольников ....

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...