консультация для воспитателей «Использование народной куклы в культурно – досуговой деятельности дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Осипова Екатерина Юрьевна

материал может быть использован для организации различных мероприятий для дошкольников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Использование народной куклы в культурно – досуговой деятельности дошкольников»

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» Китайская пословица

Актуальность темы.

В современных условиях реформирования отечественного образования, особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативе личности. Воспитательная ценность народной куклы состоит в том, что дети, играя с разными куклами, могут почувствовать прошлое, представить, как играли и веселились их прабабушки. У детей пробуждается интерес к истории возникновения куклы. А в процессе изготовления кукол формируется усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь детям для успешного обучения в школе. Именно поэтому, мною и была выбрана тема «Народная кукла в культурно – досуговой деятельности дошкольников».

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Но ребенок, есть ребенок и основным видом деятельности для него является игра. Большинство игр подразумевает наличие каких-либо атрибутов – игрушек. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На   нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. На Руси с давних времен изготовление тряпичных кукол носило характер семейной традиции.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши  бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как  работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам,  правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если  мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности.  Без прошлого нет будущего.

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка, как личности, народные традиции играют важное значение. Особенно, это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь наших детей самодельную куклу.

Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. В начале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение. В широком смысле слова кукла – это не только детская игрушка, но и любая фигура, изображающая человека или живое существо.

По своему назначению куклы делятся на следующие разновидности:

обрядовые куклы;

обереговые куклы;

театральные куклы.

Первые  куклы  носили  обрядовый  и  обережный  характер,  участвуя  в  магических  заклинаниях  и  мистериях. При  их  изготовлении  практически  никогда  не  использовались  колющие и режущие  предметы,  которыми человек  мог  пораниться.  Куклам  приписывались  магические  свойства:  они  защищали  человека  от болезней  и  злых  сил,  помогали  в  хозяйстве,  повседневной  жизни,  личных  делах.  Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и многие другие виды старинных кукол. Куклы делали из бересты, золы, дерева, но в основном это были тряпичные куклы из лоскутов ткани.

Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы " Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!".

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции. Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, культурно - досуговым действиям, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать "жесткие" выкройки, и это даёт толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Традиционная народная кукла на протяжении многих - многих лет практически не изменилась в своем выполнении, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки "родится" настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребёнок будет обращаться со своим "творением", он никогда не бросит её на пол, у него не возникнет желания "распотрошить" её затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам её сотворил.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Именно поэтому, мною и была выбрана тема «Народная кукла в культурно – досуговой деятельности дошкольников». Таким образом, занятия детей с народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребёнка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе работы с тканью у детей сформируется: усидчивость, целеустремлённость, способность доводить начатое дело до конца, разовьётся мелкая моторика - все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребёнку для успешной учёбы в школе.

Культурно - досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел, способствует повышению эффективности воспитательно - образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова) досуг – рассматривается, как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Особенности организации досуга, как развлечения и праздника изучены в работах: СИ. Бекина, B.C. Левшина, Г.Н. Тубельской, А.И. Ходькова. Анализ практики дошкольных учреждений также свидетельствует, что традиционно досуг рассматривается узко, только, как развлечение ребенка; в досуге преобладают непродуктивные виды деятельности. Вместе с тем досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и т.д.), которые могут быть эффективным средством развития творческого потенциала ребенка. Это обусловливает противоречие между сущностью досуга как целостного, интегративного феномена и особенностями его организации в системе дошкольного образования с позиции развлечения и праздника для детей. Культурно - досуговая  деятельность является одним из важнейших  средств реализации сущностных сил  человека и оптимизации предметно-пространственной, развивающей, социокультурной среды, окружающей его. В процессе использования народной куклы в культурно - досуговой деятельности, наиболее полно проявляются индивидуальные способности каждого ребенка. Формируются представления о том, как играли с куклами их прабабушки. В педагогической энциклопедии досуг трактуется, как «свободное от непосредственно-образовательной деятельности время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими полезными видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг развивал у детей личностные качества и свойства, запросы и творческие наклонности». В ходе культурно -досуговой деятельности удовлетворяется детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с окружающим миром, со сверстниками, получает информацию, перерабатывает ее и использует в своей деятельности. В результате этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание и другие нравственные волевые качества, а также происходит освоение языка и культуры речи. Умение ребенка наполнить свое свободное время содержательной творческой деятельностью может быть сформировано только в процессе культурно-досуговой деятельности, когда ребенок руководствуется действенным мотивом именно в этой деятельности. Она продиктована его личными интересами и культурными потребностями, которые осуществляются при использовании свободного времени на основе досуговой культуры. В настоящее время, в связи с введением новых Федеральных государственных требований и разработкой соответствующих им программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Л. С.Выготский указывал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое». Художественный досуг детей дошкольного возраста интегрирует разнообразные продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) и является эффективным средством становления творческого потенциала ребенка. Создание в процессе досуговой художественной деятельности условий для проведения художественных выставок, изготовления поделок из ткани, из ниток обеспечивает полноценное гармоничное художественное развитие детей (З.А. Богатеева, Т.С.Комарова, Т.А. Котлякова). В то же время, досуговая деятельность художественно – творческой направленности, способствует развитию коммуникативных способностей детей, формирует социальные навыки и взаимодействия с окружающими сверстниками, содействует знакомству детей с народным творчеством, приобщает к истокам народного творчества, воспитывает у них уважение к культуре и истории нашей страны, ее гражданам. Культурно - досуговая  деятельность ребёнка связана с  удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. В то же самое время  любая такая деятельность зависит  от познавательной активности ребёнка  и побуждает тем или иным мотивом. Познание, по мнению Л.А. Венгер, - это процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, приобщение человека к культуре. Вместе с тем важно  отметить, что большинство детей дошкольного и школьного возраста предпочитают проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных программ, большинство из них не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимися возможностями для проведения интересного, содержательного и познавательного досуга. Ребёнок часто стремится  в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания.

К основным причинам этого  явления можно отнести то, что взрослые не приучают ребёнка, с детства относится к досугу, как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений. Часто проявляется неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.

М.Б. Зацепина выделяет три типа отношения к организации досуга:

Полное безразличие, то есть педагогическая безнадзорность;

2) Излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духовным напряжением.

3) И третий тип руководства - это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое: познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.

Творчество – тоже рассматривается, как культурно-досуговая деятельность ребенка.  Обычно, чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду. На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в студий, в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала и интеграция искусств, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.Развитие творческого потенциала ребенка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом, поэтому творческие задания должны способствовать развитию восприятия, мышления, воображения. Культурно -досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей. Для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника.

Такими условиями являются:

личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых;

эмоционально положительное отношение между сверстниками;

индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развития творческих способностей;

создание предметно -развивающей и творчески -проектировочной среды;

добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

не мешать ребенку творить;

быть рядом с ним в этом процессе;

принять и понять его позицию;

довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;

самому быть творцом;

бережно относиться к результатам детского творческого труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников."

Опыт работыПо теме:«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников.»Музыкального руководителяМБДОУ – детский...

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

«Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»

laquo;Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»...

Организация совместной музыкально-исполнительской деятельности детей и родителей в процессе подготовки к культурно-досуговой деятельности дошкольников.

Одной из задач современного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и обра...

Культурно-досуговая деятельность дошкольников

Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями интересами человек, а не вызванная внешними...