Дополнительная образовательная программа "Я по улице шагаю, все правила я знаю!"
рабочая программа (средняя группа)

Цель:  повышение активности педагога, родителей и детей в обеспечении безопасности        дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни посредством доступных в дошкольном возрасте средств.

      Задачи:

  • создание безопасных и современных условий  в группах ДОУ для выработки модели безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах города;
  • отбор наиболее эффективных  способов взаимодействия педагогов и детей по данному направлению.
  • выстраивание системы работы по формированию у детей практических навыков поведения на улице и установление взаимосвязи с другими видами детской деятельности.
  • обеспечение тесной взаимосвязи педагогов и родителей для реализации программы.
  • коррекция взаимодействия работы ДОУ с социумом.
  • повышение эффективности педагогического воздействия на обеспечение безопасности дошкольников при соблюдении правил дорожного движения.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_pdd.doc508.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Родничок»

Рабочая  программа

Для детей 3-7 лет

г.Когалым

2014год

1.

Пояснительная записка  

3

2.

Паспорт программы

4

3.

Актуальность

5

4.

Нормативно–правовая база  

7

5.

Основные положения программы:

8

5.1.

Принципы построения программы

8

5.2.

Этапы реализации

10

5.3.

Условия реализации

11

5.4.

Взаимосвязь с общими задачами ДОУ

13

6.

Структура работы в группе по формированию правильной модели поведения:

14

7.

Работа с детьми

15

7.1.

Задачи

15

7.2.

Содержание работы

17

7.3.

Система планирования

21

7.4.

Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

25

8.

Работа с родителями

26

9.

Приложения

2

                                                                                                                                                                                   

 Данная программа предлагает разработанную  систему комплексного использования традиционных и инновационных технологий работы в группе ДОУ для углубленного знакомства  дошкольников с правилами дорожного движения на основе современных подходов к развитию  личности каждого ребёнка и требований Федерального образовательного стандарта дошкольного образования и рассчитана на работу с детьми  дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Программа разработана в соответствии с федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральным законом о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ, Приказом Министерства внутренних дел «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» № 930 и периодичной нормативно-правовой документацией регионального и муниципального  уровней.

В программе представлен актуальный материал по проблеме формирования  у детей практических навыков поведения в различных ситуациях городского транспортного движения и создания правильной модели поведения пребывания на улицах города, разработано перспективное планирование работы с воспитанниками и их родителями на учебный год; подобраны материалы для оценки индивидуального развития детей и анкетирования взрослых, описание вариативных форм, способов  и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Данная программа ориентирована на педагогов, работающих в ДОУ  и родителей, в том числе развивающих детей в рамках семейных детских садов. Приёмы и формы работы также применимы для начальной школы.

Материалы программы систематизированы, обобщены и апробированы в МДОУ детском саду «Родничок» в течение 2012-2013, 2013-2014 учебных годов, используются в комплексном единстве с государственными программами и  образовательной программой ДОУ.

   3

                       

  Цель:  повышение активности педагога, родителей и детей в обеспечении безопасности        дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни посредством доступных в дошкольном возрасте средств.

      Задачи:

  • создание безопасных и современных условий  в группах ДОУ для выработки модели безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах города;
  • отбор наиболее эффективных  способов взаимодействия педагогов и детей по данному направлению.
  • выстраивание системы работы по формированию у детей практических навыков поведения на улице и установление взаимосвязи с другими видами детской деятельности.
  • обеспечение тесной взаимосвязи педагогов и родителей для реализации программы.
  • коррекция взаимодействия работы ДОУ с социумом.
  • повышение эффективности педагогического воздействия на обеспечение безопасности дошкольников при соблюдении правил дорожного движения.           

      Разработчик  программы:

      педагог МДОУ детского сада «Родничок»  Даудова Рахима Абдуллаевна.

      Исполнители  программы:    

      педагог и воспитанники  группы №5 МБДОУ д/с «Родничок»;

      родители дошкольников,

      инспектора ГИБДД.

      Сроки реализации программы:     4 года

     (вторая младшая; средняя; старшая  и подготовительная к школе группа)

4

                                                                                 

С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах, растет число дорожно-транспортных происшествий.  Все чаще и чаще жертвами становятся дети. Статистика свидетельствует, что детский дорожно-транспортный травматизм со смертельным исходом во многих странах превосходит смертность от детских болезней. Не составляет исключения и наш город. Поэтому обучение безопасности движения детей, начиная с младшего дошкольного возраста, становится все более важной государственной задачей.  

Улица – это предмет особого интереса, где ребёнок одновременно и зритель и участник. Именно здесь и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Причиной таких происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит  к этому незнание или недостаточное знание элементарных основ правил дорожного и пешеходного движения. А так же стремление детей к самостоятельности, но одновременное неумение адекватно оценивать свои возможности.

Также много несчастных случаев происходит по причине недостаточной информированности и равнодушия, безучастного отношения взрослых к поведению детей на проезжей части.  

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения  ребенка. Ребенку необходимо внушить,  что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Вовремя сделанное замечание и необходимые знания помогут  сохранить ребенку здоровье и жизнь. Дети должны понять опасность уличного движения, но  без  боязни к улице, чтобы не растеряться в момент возникшей опасности. Ведь у детей дошкольного возраста отсутствует самостоятельная  защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственная взрослым.

Знание и соблюдение детьми правил дорожного движения поможет снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Такую работу необходимо начинать с 3 лет, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.                

 

5

Этому также  способствуют следующие возрастные особенности дошкольного детства:

  • дошкольное детство - это период активного развития мыслительных процессов; развитие произвольности познавательных процессов, эрудиции;
  • активизация словарного запаса и формирование сферы рассуждения через непосредственное наблюдение;                                                                                                  
  • особая восприимчивость к воздействиям взрослого.                                                                      

Однако процесс формирования у дошкольников грамотного безопасного поведения на улицах и дорогах нуждается в совершенствовании. В детских садах нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности дошкольников. Анализ имеющихся вариативных и рабочих  программ показывает, что содержание  знаний, умений, навыков детей и способов изучения правил дорожного движения в детском саду  не являются системой действий для достижения высокого уровня социальной  активности при  взаимодействии с окружающим миром и его опасностями на выходе в школу.

Также, следует отметить, что введение государственного стандарта дошкольного образования способствует активизации в планировании игровых форм и приёмов в работе с дошкольниками для повышения качества достигаемой цели – грамотного ребёнка-пешехода.

6

  • Федеральный закон РФ  от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон № 196-ФЗ от 01.12.2007 «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»   (ред. От 02.04.2014);

  • Приказ от 17 октября 2013 №1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ МВД России от 02.12.2003 № 930

«Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»;

«Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»;

  • Ст. 18 закона ХМАО-Югры от 11.06.2010г №102-ОЗ «Об административных правонарушениях»;
  • Нормативно-правовая документация регионального и муниципального  уровня.

                                                                                                                                                                            7

           

Принцип преемственности:

При подаче знаний дошкольникам необходимо опираться на уже усвоенные знания.

Последовательность и постепенность:

Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

Принцип развивающего обучения:

 Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Главным является достижение понимания и осмысления у детей конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанное поведение в реальных дорожных условиях.

Принцип доступности:

Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.

Принцип наглядности:

Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макет дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы.

Принцип единства воспитания и обучения:  

На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.                                                                                                                

Принцип интеграции:

Интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность  с целью стимулирования активной жизненной позиции.

8

Принцип дифференцированного подхода:

 способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть личностные способности и возможности воспитанников.                                                                                                

Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников:

Новым и пока еще недостаточно разработанным является вопрос об оптимальной активизации хода саморазвития ребенка. Взрослый может участвовать в этом процессе только косвенно, создавая благоприятные условия для формирования собственного представления ребёнка о ситуации на дороге. Наиболее активно процесс саморазвития протекает в игровой деятельности дошкольника. Большое значение здесь имеет создание развивающей среды. Здесь ребёнок имеет возможность проявить себя как самостоятельная личность.

Принцип сотрудничества:

Вся работа строится на основе содействия и сотрудничества детей и взрослых,  поддержке инициативы ребёнка; взаимодействия с семьями воспитанников.

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                       9

       

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                             

  10                  

       

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает требования, которые направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечиватьигровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения детей с учётом следующих принципов:

Трансформируемость развивающего  пространства (возможность изменений в предметно-пространственной среде в зависимости от образовательной ситуации);

Полифункциональность (возможность разнообразного использования различных компонентов группового пространства);

Вариативность (наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, экспериментирования, рассматривания и т.д.);

Доступность  всего игрового и развивающего материала;

Безопасность (соответствие всех  элементов требованиям инструкций по охране жизни и здоровья детей по обеспечению их безопасности, санитарно-гигиеническим нормам).

11

Реализация программы осуществляется при наличии следующих условий:                          

           1.  Технические средства обучения:

                 Широкоформатный телевизор.

Музыкальный центр

Мультимедийное оборудование

Компьютерная техника

Комплект интерактивных игр

            2. Методические материалы:

- перспективные планы проведения НОД, экскурсий, целевых прогулок

  на учебный год;

              - конспекты НОД, бесед;

- сценарии развлечений по ПДД;

- аудио, фото, видеоматериалы; 

- консультации для воспитателей и родителей;

- материалы стендов и папок-передвижек;

- подборка методической и художественной  литературы

   по данному направлению работы;

- комплекты модулей по изучению правил дорожного движения;

- комплекты дидактических игр по ознакомлению детей с правилами;

- плакаты и наборы иллюстративного материала;

- предметы театрального искусства для инсценировок.

            3. Наличие на территории ДОУ автогородка, простейшей дорожной разметки для сюжетно-ролевых игр и инсценировок.

          4. Территориальное окружение ДОУ:

перекрестки, светофоры, зебры, автомобильные трассы, автомобили во дворах,

с которыми сталкиваются дети во время экскурсий  к городским социальным объектам.

                                                                                               12                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

  1. Создание в группе  условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольниками правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
  2. Повышение уровня материально-технической оснащённости в группе.
  3. Повышение эффективности педагогического воздействия на обеспечение безопасности дошкольного при соблюдении правил дорожного движения.
  4. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников по соблюдению правил дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и в транспорте.
  5. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
  6. Обеспечение тесной взаимосвязи педагогов и родителей в рамках освоения  программы.
  7. Ознакомление дошкольника с окружающей действительностью.
  8. Знакомство с людьми разных профессий и содержанием их деятельности;
  9. Формирование нравственных ценностей:

программа способствует использованию жизненных ситуаций для формирования правильной модели поведения;

  1. Формирование интеллектуальной и социальной готовности к школе;
  2. Игра – основной вид деятельности дошкольника:

программа предполагает широкое использование игровых приемов и вариантов игр;

  1. Программа предполагает целенаправленное развитие познавательных процессов дошкольников с опорой на возрастные возможности и индивидуальные темпы развития посредством специальных игр и упражнений;
  2. В программе решаются речевые задачи: обогащение словаря, развитие связной речи, а так же развитие коммуникативных навыков;

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                              13

                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                            14

             

Задачи:

  • познакомить детей с основными правилами дорожного движения;
  • познакомить с главными обязанностями поведения пешеходов и пассажиров;
  • познакомить с основными терминам и понятиями, встречающимися при изучении правил дорожного движения;
  • познакомить с работой инспектора ГИБДД и его основными обязанностями;
  • сформировать у дошкольников комплекс  знаний о правилах безопасного поведения на улице посредством метода собственных наблюдений;
  • формировать осознанное бережное отношение к своему здоровью;
  • формировать самостоятельность и ответственность в действии ребенка на дороге;
  • формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения;
  • учить самостоятельно определять опасные места на дорогах;
  • учить свободно ориентироваться за территорией детского сада относительно элементов дорог и движущихся транспортных средств;
  • закреплять навыки поведения в общественном транспорте;
  • развивать у детей качественно новые двигательные навыки для бдительного восприятия окружающей обстановки (быстрота реакции в движении);
  • развивать внимание,  наблюдательность;
  • развивать у детей чувства контроля и самоконтроля в ситуациях на дороге;
  • способствовать передаче впечатлений о полученных знаниях в репродуктивной деятельности (составление рассказов, рисунки и т.д.);
  • способствовать усвоению воспитанниками социальных норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;
  • способствовать становлению у дошкольников сознания, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

15

Основные требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы: 

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  1. ребенок – пешеход        
  2.                                   ребенок – пассажир городского транспорта
  3.                                   ребенок – водитель (велосипед, санки, ролики).

                                                                  16

Приёмы развития познавательной активности:

  -Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

  -оформление уголков безопасности;

  -подбор литературы, фотографий по ПДД;

  - изготовление атрибутов к играм.

  - Взаимодействие с родителями.

  - наблюдение за конкретным объектом или событием;

  - рассматривание иллюстраций;

  - разрешение поисковых задач;

  - обыгрывание ситуаций;

  - работа со знаками и моделями;

  - заучивание правил;

  - собираем «копилку правил»;

  - обсуждение случайно возникших ситуаций в ходе экскурсий к социальным объектам;

  - рассматривание «близко-далеко»;

  - взрослый в позиции незнающего;

  - встречи с интересным и людьми

   (водители, инспектора ГИБДД, ветераны ГИБДД);

  - экскурсии в музей ГИБДД;

  - образец поведения воспитателя.

      Приёмы речевого воздействия:

- мы тебя не торопим, подумай;

- проговаривание своих действий вслух;

-ответ на вопрос воспитателя, сверстника, родителей;

- составление плана действий по схематичным зарисовкам;

-  вопросы к воспитателю;

- не бойся говорить, мы тебя внимательно слушаем;

- скажи так, чтобы мы тебя поняли;

- использование загадок, стихотворений.                                                                          

17

                                                                                                                                                                                                                           

   

Игровые упражнения:

- «минутки любознательности»;

- читаем знаки;

- найди ошибку;

- узнай по звуку;

-узнай по описанию.

      Приёмы психологического воздействия:

- общение «на равных»;

-подыгрывание;

- поделись своей тайной;

- рисуем музыку дороги;

- работаем вместе;

- помоги другу;

-представь себя водителем автобуса, машины;

- выбери сам, что считаешь нужным.

 Методы оценки индивидуального развития дошкольников:

  • выявление уровня познавательной активности по проблеме в естественных условиях;
  • методика оценки уровня практических умений  и навыков в ситуациях на дорогах.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных  дорожных ситуаций.
  • Личностно- ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы.

                                                         

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                         18

Схема взаимодействия видов детской деятельности в педагогическом процессе:

                                                                             

                                                                                                                                                                          19

Взаимодействие с социумом:

- сотрудничество с театральной студией Дома детского творчества

- встречи с интересными людьми;

- совместные экскурсии.

 

                                                                       20

                                                                           Перспективное планирование для второй младшей группы.

Месяцы

НОД и развлечения

Беседы

Целевые прогулки

Игры

Чтение художественной литературе 

Работа с родителями

Сентябрь

«Улица»

«Для чего нужен светофор»

«Внимание дорога»

Словесная игра «Изобрази сигнал машины»

Стихотворения С Яковлева «Нужно слушаться без спора…»

Папка-передвижка – «Твой друг светофор».

Октябрь

«Светофор»

Беседа по мультфильму «Паровозик из Ромашкино»

«Знакомство с улицей и дорогой»

С/р  игра «Водитель и автомобиль»

Стихотворение                 М. Пляцковского «Стоп, машина»

 Консультация «О поведении в общественном транспорте».

Ноябрь

«Пешеходный переход»

«Зачем нужны дорожные знаки»

«Наблюдение за работой светофора»

П/и «Воробушки и автомобиль»

Стихотворение                   С. Михалкова «Если свет зажегся красный…»

 Папка-передвижка – «Ребята, внимательнее на дороге! ».

Декабрь

«Знакомство с дорожными знаками»

«В каком месте нужно переходить через улицу»

«Осторожно скользкая дорога»

Д/и «Дорожные ситуации».

 Стихотворение

 А Северного «Светофор»

Консультация:
«Как вести себя на улице»

Январь

«Внимание, пешеход!»

  «Зачем милиционеру регулировочная палочка»

«Пешеходный переход»

Д/и «Машина едет- стой»

Стихотворение                  Я. Пишумова «Машина моя»

Буклет, памятка «Как выбрать автокресло ребенку».

Февраль

«Дорожная сказка»

«Как нужно переходить улицу»

«Наблюдение за автомобилем»

С/р«Поездка на автобусе»

 Рассказ  И. Серякова «Улица, где все спешат»

Памятки для родителей «Внимание, дети»

Март

«Пассажирский транспорт»

«Правила дорожного движения»

«К автобусной остановке»

Игра

«Путешествие Лёлика и

Болика»

Стихотворение И. Лешкевича «Гололёд»

 Консультация «В гололёд»

Апрель

«Грузовой транспорт»

«Дорога – не место для игр»

Наблюдение  за автомобилем

 Д/и

«Собери знак»

 Рассказ И Серякова «Машина, которую рисовать научили»

Консульта-ция «Ребенок на перекрестке

Май

«Правила поведения в транспорте»

«Дорога и я верные друзья»

«Знакомство с перекрестком

Д/и «Мы и дорога»,

С/р игра «Автобус»

Стихотворение                         В. Кожевникова «Светофор»

Стенгазета «Дети и дорога».

                                                                                                                                                                                                                             21                                                          


                                                                            Перспективное планирование для  средней группы

Месяцы

НОД и развлечение

Беседы

Целевые прогулки

Игры

Чтение художественной литературе

Работа с родителями

Сентябрь

«Знакомство с уголком ПДД»

«Наша улица родная»

«Знакомство с улицей и дорогой»

Д/и «Движение по улицам города»

 Я. Пишумов «Машины»

Консультация «Я по улице гуляю, ведь все правила я знаю»

Октябрь

«Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении»

«Как вести себя в общественном транспорте»

«Наблюдение за светофором»

Д/и«Знаки заблудились»

В. Миходед «Уроки светофора» 

Консульта-ция «Правила  дорожного движения»

Ноябрь

Дорожные знаки

«Пешеход переходит улицу»

« Как могут ехать машины»

«Знакомство с дорожными знаками»

Игра

«Умелый пешеход»

С/р. Игра «Мы водители» 

Стихотворение «Торопыжка»  Волков С.

Консульта-

ция «Ребёнок и дорога»

Декабрь

«Дорожные знаки»

«Кто такой пассажир»

«Перекресток»

С/р «Посажиры»

 д/и  «Машины»

Я. Пишумов «Пешеход"

Целевая прогулка родителей с детьми. «Перекресток»

Январь

«Городской общественный транспорт.

«Транспорт на улице поселка"»

«Пешеходный переход»

Д/и « Дорожный знак знаешь - загадку отгадаешь»

Ф. Саулина «Три сигнала светофора»

Памятка для родителей « Знайте  правила  движения как таблицу умножения»

Февраль

Я еду в транспорте.

« Опасности нашего двора»

«Сравнение легкового и грузового автомобилей»

С/р. игра «На дороге»

Игра-массаж: рельсы-рельсы, шпалы-шпалы.

Л Новогрудский «Движется - не движется»

Консультация для родителей: “Безопасность детей - забота взрослых”. 

Март

«Правила поведения в транспорте

«Какие бывают машины»

« К автобусная остановке»

 П.и. “Цветные автомобили”.

д/и «Красный, желтый, зеленый»

Н. Носова «Автомобиль"

Памятки для родителей «Осторожно, дети»

Апрель

«Запрещающие знаки»

«Правила поведения на улице»

«Правила поведения на остановке»

Д/и «Перекресток»

Н.п. игра “На дороге”.

А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»

Консульта-ция «Ребенок и дорога»

Май

«Незнайка и  пешеходный переход»

" О чем говорят дорожные знаки".

«Наблюдение за работой инспектора ГИБДД»

Инсценировка «Скажите, как пройти» 

Н. Мигунов " Друг светофора"

Викторина «Незнайка в Когалыме»

                                                                                                                                                                                                                           22        

Перспективное планирование для старшей группы

Месяцы

Экскурсии

НОД и развлечение

Беседы

Целевые прогулки

Игры

Чтение художественной литературе

Работа с родителями

Сентябрь

«Знакомство с улицей»

«Правила поведения на улице»

«Наша улица родная»

«Внимание дорога»

Д/и «Движение по улицам города»

«Как ребята переходили улицу» С.Михалков

«Памятка родителям: “Памятка водителю. Водители, помните…»

Октябрь

«Красный, желтый, зеленый»

Беседа с инспекто-ром ГИБДД о важности светофора

«Наш друг светофор»

Д/и «Угадай ,что изменилось», «Включи сигнал»

«Мой приятель светофор» С.Прокофьев

Консульта-ция «Дети – дорога – безопас-

ность»

Ноябрь

«Наши верные друзья»

«Зачем нужны дорожные знаки»

«Знакомство с дорожными знаками»

С/р «В автобусе»,

д/и «Нужный знак»

«Запрещается- разрешается»

В. Семерин

Консульта-

ция «Что сказать детям о дорожных знаках»

Декабрь

«Опасности на нашей улице»

«Берегите руки ноги не шалите на дороге»

«Трудно ли быть водителем машины» -встреча с интересными людьми

«Осторожно скользкая дорога»

С/р «Путешествие

 д/и «Кто спешит на помощь»

«Азбука города»

Я.Пишумов

Консульта-

ция «Осторожно гололед»

Январь

«Внимание, пешеход!»

 «Что должны знать пешеходы» с инспекто-ром ГИБДД

 

«Пешеходный переход»

С/р «Азбука дорожного движения», д/и «Машина едет- стой»

«Что я видел» Б.Житков

Памятки «Правила движения зимой»  

Февраль

«Городской транспорт»

«Игры во дворе»

«Транспорт на нашей улице»

Игра –драм. «Я пешеход», д/и «Закон улицы и дорог»

«Машины на нашей улице»  М.Ильин

Памятки для родителей «Внимание, дети»

Март

«Учимся переходить улицу»

«Правила поведения в транспорте

«Что должны знать пассажиры»

«К автобусной остановке»

С/р « Мы водители»,

д/и «Красный, желтый, зеленый»

«Автобус номер 26»  С.Маршак

Встреча за круглым столом «Здоровье детей в наших руках»

Апрель

«Путешест-вие на перекресток

«Дорога – не место для игр» -с инспекто-ром ГИБДД

«Знакомство с перекрестком

Д/и «Перекресток» с/р «Самый быстрый»

«Моя улица»

С. Михалков

Консульта-ция «Ребенок на перекрестке

Май

«Что нам улица расскажет»

«Незнайка на дороге»

«Юные велосипеди-сты»

«Наблюдение за работой инспектора ГИБДД»

Д/и «Мы и дорога»,

с/р «дорожный марафон»

«Новые приключения  Буратино» Г.Тумаринсон

Викторина «Что? Где? Когда?»

23

                                                                   Перспективное планирование для подготовительной группы

Месяцы

Экскурсии

НОД и развлечение

Беседы

Целевые прогулки

Игры

Чтение художественной литературе

Работа с родителями

Сентябрь

«Мы по улице идем»

На улице -не в комнате, о том, ребята, помните»

«Зачем нужны знаки на дорогах» - с инспектором ГИБДД

«Главные дорожные знаки»

Д/и «Дорога и дорожные знаки»,

с/р «Автомобиль»

С.Маршак «Правил уличных не зная»

Консультация «Безопасность детей на дороге»

Октябрь

«Загадки Шапокляк

«Зачем нужны перекрёстки

«Наш перекресток

С/р «Регулиров-щик»,

д/и «Волшебные полоски»

С.Михалков

 « Шагая осторожно»

Консультация «Ребенок на перекрестке»

Ноябрь

«Путешествие в страну дорожных знаков»

«Какие знаки на дорогах главные»

«Где стоят светофоры»

Д/и «Мир города»,

с/р «Мы водители»

«Про Петра и про Егора, про сигналы светофора»

Г. Варшавский

Памятка:

«Мы в ответе за тебя, малыш»

Декабрь

«Учимся переходить дороги»

«Важные привычки

«Осторожно гололед»

Наблюде-ние за движением транспорта в гололед

С/р «Азбука дорожного движения»,

д/и «Угадай какой знак»

«Дети и дорога»

И. Яворская

Папка –передвижка:

«Учим ребенка ходить самостоятельно по улице»

Январь

«Законы улиц и дорог»

«Будь внимателен на улице»

Наблюде-ние за работой инспектора дорожного движения»

Д/и «Умные машины»,

с/р «правила уличного движения»

«Если бы…»

О.Бедарев

КВН «Правила дорожного движения и наши дети»

Февраль

«Знакомимся с дорогами нашего города»

«Зачем нужна дорога»

«Какие бывают дороги»

«К централь-ному городскому перекрестку

Д/и «Велосипедная дорожка»,

«Чего не хватает»

«Шагая осторожно» С.Михалков

Консультация «Что сказать детям о дорожных знаках»

Март

«Запреты на дорогах»

«Дорога- не место для игр»

Игра – драмматиз.

«Я перехожу через дорогу»

«Правил уличных не зная»

С.Михалков

Встреча с инспектором ГИБДД  

Апрель

«Уроки безопасности»

Как можно безопасно пройти по улице

Опасные машины около детского сада

Д/и «Сложи по схеме»,

«Угадай какой знак»

«Машины»

Я. Пишумов

«Автомобиль»

Н. Носов

Консультация «Типичные случаи детского травматизма. Меры его предупреждения»

Май

«Мой путь к школе»

«КВН – с дорогой дружить долго жить»

«Опасные участки на пешеходной части улицы»- встреча с инспект.

«Кто регулирует движение на дороге»

Д/и «Велосипедная дорожка»,

с/р «Путешествие по городу»

С.Михалков «Дядя Степа милиционер»

Папка- передвижка «Наш ребенок идет в школу»

24

Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к волевым усилиям;
  • обладает начальными знаниями о себе;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • ребёнок самостоятельно переходит автомобильную дорогу с движущимся транспортом,  соблюдая правила дорожного движения;
  • адекватно реагирует на видимую ситуацию на дороге;
  • может объяснить значение установленного дорожного знака на переходах и  
  • перекрёстках, около общественных  и социально значимых мест;
  • умеет делать самостоятельные выводы и умозаключения;
  • проявляет интерес к литературе, содержащей знания или ситуации по правилам дорожного движения;
  • передаёт впечатления от экскурсий, прогулок, встреч, занятий в рисунках, поделках.
  • Ребенок знает:

- что участниками дорожного движения являются пешеход водитель пассажир инспектор  

        ГИБДД;

- элементами дороги называются проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный

  переход, перекресток;

- средствами регулирования дорожного движения являются светофор для автомобилей

  светофор для пешеходов, движение регулировщика жезлом;

- правила перехода проезжей части по знакам пешеходного перехода;

- правила движения по обочинам и тротуарам в качестве пешехода и водителя детского  

  велосипеда;

- правила посадки и поведения в общественном транспорте;

- основные дорожные знаки;

      - особенности работы инспектора ГИБДД и его функциональные  обязанности  

        в  разных дорожных ситуациях;                                                                                             25                                                                            

                                                                                                     

Задачи:

  • помочь родителям понять необходимость грамотного поведения ребенка на улице для обеспечения его собственной безопасности;
  • повысить компетентность родителей  по данному вопросу;
  • показать реальные возможности семьи по формированию у  дошкольников комплекса  знаний о правилах безопасного поведения на улице.

Методы активизации родителей и педагогов:

  • Поведение родителей на дороге как образец для подражания.
  • Обсуждение разных точек зрения.
  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Ролевое проигрывание ситуаций дома.
  • Тренинговые игровые упражнения и задания с родителями.
  • Самоанализ родителями  поведения ребенка.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- семинары;

- папки-передвижки, стенды;

- совместные экскурсии;

   - выпуск газет, буклетов, памяток;

   - день открытых дверей;

   - фотовыставки о работе ДОУ;

   - индивидуальные и групповые консультации;

   - творческие мастерские по изготовлению пособий и атрибутов к играм.

Ожидаемые результаты:        

  • Формирование сознательного отношения взрослых к поведению детей на дороге;
  • Сближение семьи и ДОУ по вопросам обучения контроля и привития навыков самостоятельности детей на дорогах города;
  • Снижение уровня детского дорожно- транспортного травматизма посредством повышения бдительности родителей.                                                                                    26

                                                                                                                                                                                      Приложение 1

Воспитатель  МБДОУ

д/с «Родничок»

Даудова Р.А.

г.Когалым  2014 год                                                      

Горелки

     Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,        Птички летят,

Чтобы не погасло.        Колокольчики звенят!

Глянь на небо -        Раз, два, три – беги!

        После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.

        Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2-3 раза.

        Число участвующих не должно превышать 15-17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

Стоп

        На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слова «стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай…» и т.д. Все продолжают движение с того места, где застал сигнал «стоп!» Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.

        Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп!» Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.Игра возобновляется с новым водящим.

Теремок

Ц е л ь   и г р ы:

1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.

2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «железнодорожный переезд», «Дети», «опасный поворот; запрещающих знаках:  «Въезд запрещен (велосипедисту, водителю)», «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка; информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

М а т е р и а л: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.

Х о д   и г р ы:

        Воспитатель вставляет в круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его назначение.

Угадай, какой знак

Ц е л ь   и г р ы:

1. Учить детей различать дорожные знаки.

2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

М а т е р и а л: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Х о д   и г р ы:

Первый вариант

        Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.

Второй вариант

        Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

        Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

П р и м е ч а н и е. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье.

Улица города

Ц е л ь   и г р ы:

        Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

М а т е р и а л: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Х о д   и г р ы:

        Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

        Вопросы к детям:

- Какие дома на нашей улице?

- Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?

- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

- Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

- Как обозначается пешеходный переход?

- Как регулируется движение на улице?

- Какие сигналы светофора вы знаете?

- Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

- Как надо вести себя в автобусе?

- Можно ли играть на улице?

        Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

Виды перекрестков

Ц е л ь   и г р ы:

1. Познакомить детей с видами перекрестков.

2. Учить правилам перехода улицы.

3. Развивать внимание и наблюдательность.

М а т е р и а л: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

Х о д   и г р ы:

        По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

Поставь дорожный знак

Цель игры:

  1. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса).
  2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.

Ход игры

Детям предлагается:

  1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
  2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

Ловкий пешеход

Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - не пересек улицу - выбываешь из игры. Попал в желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.

Для игры нужно: светофор, мячик, в пяти шагах от светофора - линия броска.

Угадайка

Играющие встают в ряд. Перед каждым несколько табличек с дорожными знаками (перевернутых рисунками вниз). Такой же комплект знаков находится у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак, а потом правильно назовет его значение.

То, что дети знают даже,

Подтвердим для ясности:

Светофор стоит на страже

Нашей безопасности.

   Красный, жёлтый, зелёный

                Играют 2-3 команды по 5 человек. Встают в ряд на линии старта. Перед стартом на определенном расстоянии - флажки. В руках у стоящих впереди по воздушному шарику - красный, желтый, зеленый. Начали! Ребята, подбивая шарик рукой, обходят свой флажок, возвращаются до линии старта, передавая шарик следующему. Игра продолжается до тех пор, пока все команды не вернутся на старт. За лопнувший шарик команда получает штрафное очко (а ей выдается шарик другого цвета).

К своим флажкам

Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.

Бегущий светофор

Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный - все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 с. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Умелый пешеход

Вариант 1. На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга - внешний и внутренний. Рассто-яние между ними 1 м. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.        

Мяч в корзину

В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Учимся дышать, играя» с элементами изучения правил дорожного движения Тема: «Транспорт»

Здоровьесберегающая технология – одна из ведущих педагогических технологий в дошкольном образовании. Остается актуальной проблема в сохранении детского здоровья особенно для жителей Северной сто...

Дополнительная образовательная программа "Вместе весело шагать"

Программа по степ-аэробике разработана для детей 5- 7лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Свой край люби и знай »

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Свой край люби и знай »МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №5»...

Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности 2020-2021 учебный год

Одним из подходов к построению модели педагогического процесса, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие  д...

Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности 2021-2022 учебный год

Дополнительное образование в ДОУ  позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные сп...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Первые шаги в робототехнику"

Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательн...