Творческий отчет педагога-психолога
материал
В материале представлен отчет педагога-психолога детского сада за проработанное время.Основной целью работы является: обеспечение полноценного психолого-физического здоровья детей дошкольного возраста, в основу которого лежит полноценное развитие ребенка на всех этапах его дошкольного детства.
В соответствии с поставленной целью я поставила перед собой решение следующих задач:
- развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду;
- оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям;
- распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.
Соответственно, моя деятельность в рамках сопровождения осуществлялась по следующим направлениям:
- психопрофилактика
- психодиагностика
- коррекционно-развивающая работа
- психологическое просвещение и консультирование.
Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:
v умею планировать действия по диагностике и коррекции психического развития, анализировать психологическое содержание ситуаций, внутренний мир и отношения, понимать, воспринимать (эмпатия) чувства, переживания, состояние другого человека;
v владею технологиями исследования субъективного мира и межличностных отношений;
v применяю рекомендуемые и утверждённые методики психологической диагностики и коррекции индивидуального развития: личностного, эмоционально-волевого, интеллектуального; групповой динамики; межличностных отношений;
v просвещаю и консультирую по вопросам социальной, возрастной и педагогической психологии ( педагогов, родителей).
Считаю, что необходимо продолжить работу по использованию различных мультимедийных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet_pedagoga-psihologa.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет педагога-психолога МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр»
(дошкольное отделение)
Хартагановой Алены Гавриловны
Важно не столько учить детей, сколько создавать ситуацию, в которой ребёнок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием.
К. Роджерс.
Каждый из нас хочет быть успешным в своей профессии. Человеку необходимо сознавать, что он нужен людям, что делает свое дело хорошо. В качестве практического примера я бы привела восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Этой мудрости я придерживаюсь постоянно. Трудно «учить человека ловить рыбу», гораздо легче накормить его «рыбой», но, поверьте, результат оправдывает затраченное время. Это стало моим внутренним законом.
Работая педагогом-психологом, с детьми и их родителями я стараюсь не поучать, не руководить, не командовать, не запрещать, а вдохновить и побудить ребенка, родителя к действию, к инициативе, помочь в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманные отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу.
Основной целью моей работы является: обеспечение полноценного психолого-физического здоровья детей дошкольного возраста, в основу которого лежит полноценное развитие ребенка на всех этапах его дошкольного детства.
В соответствии с поставленной целью я поставила перед собой решение следующих задач:
- развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду;
- оказание своевременной психолого-педагогической помощи, как детям, так и их родителям, воспитателям;
- распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.
Соответственно, моя деятельность в рамках сопровождения осуществлялась по следующим направлениям:
- психопрофилактика
- психодиагностика
- коррекционно-развивающая работа
- психологическое просвещение и консультирование.
Психопрофилактическая деятельность. Основным средством профилактики является информирование родителей и педагогов об особенностях развития детей, повышение их психолого-педагогической культуры, поэтому это направление деятельности тесно связанно с консультированием. Так с целью психопрофилактики тяжелых форм адаптации детей к условиям ДОУ мною проводятся консультации для родителей вновь поступивших детей: «Первый раз в детский сад», «Мама тоже идет в детский сад», «Как ребенка приучить к режиму ДОУ», а также в уголках для родителей помещаются «Памятки для родителей, чей ребенок первый раз пришел в детский сад». С целью психопрофилактики страха перед поступлением в школу с детьми подготовительной к школе группы проводятся экскурсии в МБОУ -Питлярская СОШ «Образовательный центр».
Правильно организованная развивающая среда способствует психопрофилактике отклонений в развитии ребенка, поэтому в дошкольном отделении проводятся смотры-конкурсы организации воспитателями развивающей среды в группах и на групповых участках.
Диагностика. При реализации диагностического направления работы используются такие методы исследования как наблюдение, анкетирование родителей, педагогов, тестирование.
Программой обучения и воспитания ребенка в детском саду (М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова) по которой работает дошкольное отделение, не указывается перечень необходимых диагностических методик, поэтому в зависимости от запроса осуществляется подбор методик самостоятельно. В связи с тем, что основной деятельностью ребенка дошкольника является игра, тестовые методики с детьми проводятся в форме игры: «Найди нелепицы», «Четвертый лишний», «Кто больше запомнит слов (картинок)», «Найди различия в картинках» и др. Начальная диагностика проводится по запросу воспитателей и родителей, а так же в сентябре, с целью определения начального уровня готовности детей к обучению в школе проводится плановое психодиагностическое обследование детей подготовительных группы. Для этого, уже на протяжении трех лет, используется следующий набор тестовых методик:
1.Тестовая беседа (С.А.Банков). Цель: определение степени развития психосоциальной зрелости и мотивационной готовности.
2.Тестовая беседа «Хочу ли я в школу?» (Арнаутова Е.П.) Цель: выявление степени принятия ребенком нового возрастного статуса школьника, определение мотивационной готовности.
3.«Графический диктант» (Д.Б.Эльконин) Цель: определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности.
4.Тест «Треугольники-2». Цель: определение уровня развития произвольности внимания и слуховой памяти.
5. Тест «Дорожки». Цель: определение уровня развития тонкой моторики руки.
Данный набор психодиагностических методик позволяет, наиболее полно и достоверно выявить готовность детей к обучению в школе.
После проведения коррекционно-развивающей работы с детьми проводится повторная диагностика, которая позволяет выявить особенности развития ребенка, результативность проводимой работы и, при необходимости, наметить дальнейшую работу.
Коррекционно-развивающая работа. При проведении коррекционно-
развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и
подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия,
по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих
занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования. В связи с
тем, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является
игра, предпочтения отдаются игровым приемам. На протяжении учебного
года проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми по авторской модифицированной программе «Играем иУчимся».
С целью психолого-педагогическое сопровождения родителей будущих
первоклассников, психопрофилактики родительской тревожности, обучение
родителей игровому взаимодействию с детьми мною разработан и ведется
игровой практикум для родителей «Готовимся к школе - играя».
На протяжении 3 лет ведется систематизация опыта работы по теме «Роль игры в развитии познавательных психических процессов будущих школьников», основной частью которого стала модифицированная программа коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительных к школе групп «Играем и учимся».
Заключения по итогам проведения плановых итоговых диагностик готовности детей подготовительных к школе групп за последние 3 года показывают эффективность проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных к школе групп.
Психологическое просвещение и консультирование.Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Тематика психологического просвещения и консультирования очень широка и определяется в зависимости от запроса воспитателей, родителей, администрации ДОУ. А так же в зависимости от поставленных годовых задач.
По итогам 5 лет работы можно сделать вывод, что наиболее актуальными темами индивидуальных консультаций являются: «Подготовка ребенка в школу», «Не послушание», «Детские истерики», «Адаптация ребенка к условиям ДОУ».
Оформляются «Странички психолога» в родительских уголках, памятки для родителей, регулярно ведется психолого-педагогическое просвещение родителей через индивидуальные консультации.
Регулярно проводятся встречи с родителями на родительских собраниях. Темы выступлений определяются воспитателями: «Научим детей дружить», «Начальный уровень готовности к обучению в школе», «Первые шаги ребенка в детском саду», «Роль математики в развитии познавательных психических процессов у детей» и др. Участие в малых педагогических советах способствует активному взаимодействию с педагогами детского сада.
Кроме выше перечисленной работы дошкольное отделение на протяжении многих лет работает в тесном сотрудничестве со школой. Стало уже доброй традицией приглашать педагогов начальной школы на итоговое общее родительское собрание подготовительных к школе групп, на выпускной утренник «До свиданья, детский сад!». Педагоги дошкольного отделения приглашаются на уроки в первые классы с целью выявления особенностей адаптации детей дошкольного отделения к школе и определения наиболее актуальных вопросов в подготовке детей к обучению в школе. С целью ознакомления учителей начальных классов с особенностями подготовки детей дошкольного отделения к школе, и выявления пробелов, педагог-психолог приглашается на методическое объединение учителей.
Качество работы, можно проследить по результатам итоговых диагностик и результатам наблюдений. (см. результаты коррекционно-развивающей работы).
Ежегодно в мае проводится итоговая диагностика готовности к школе детей подготовительных групп.
Цель: определение общего уровня готовности детей подготовительной к школе группы к поступлению в школу, и определение эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы.
Используются следующие методики:
1.Тестовая беседа (С.А.Банков). Цель: определение степени развития психосоциальной зрелости и мотивационной готовности.
2.Тестовая беседа «Хочу ли я в школу?» (Арнаутова Е.П.) Цель: выявление степени принятия ребенком нового возрастного статуса.
3. «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин). Цель: определение уровня развития предпосылок учебной деятельности.
4.Тест «Треугольники-2». Цель: определение уровня развития произвольности внимания и слуховой памяти.
5.Экспресс-диагностика готовности к школе (Вархотова Е.К., Дятко Н.В. и др.), включающая в себя 11 субтестов, позволяющих увидеть состояние всех наиболее важных для адаптации к школьному обучению сторон психики ребенка:
1) Т.«Нелепицы». Цель: установление эмоционального контакта с детьми, определение уровни развития зрительной памяти.
2) Т.«Пространственно-арифметический диктант». Цель: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и наглядно-образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект: диагностика навыков счета в пределах 10.
3) Т.«Геометрические фигуры». Цель: диагностика уровня развития наглядно-схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогический аспект: диагностика знания ребенком названий геометрических фигур.
4) Т.«Аналоги». Цель: определение уровня развития понятийного мышления.
5) Т.«Последовательные картинки». Цель: определение умений устанавливать причинно-следственные связи и отношения, развитие связной речи.
6) Т.«Логопедический». Цель: диагностика звукопроизношения и умения произвести звукобуквенный анализ слова.
7) Т.«Запрещенные слова». Цель: диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам.
8) Т.«Ключи». Цель: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.
9) Т.«Чтение». Педагогический аспект: диагностика знания букв и умения читать.
10) Т.«Рисунок человека». Цель: диагностика образного мышления и мелкой моторики руки.
11) Т.«Составление слов». Цель: определение уровня развития наглядно-схематического мышления и словарного запаса у наиболее способныхдетей.
Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:
- умею планировать действия по диагностике и коррекции психического развития, анализировать психологическое содержание ситуаций, внутренний мир и отношения, понимать, воспринимать (эмпатия) чувства, переживания, состояние другого человека;
- владею технологиями исследования субъективного мира и межличностных отношений;
- применяю рекомендуемые и утверждённые методики психологической диагностики и коррекции индивидуального развития: личностного, эмоционально-волевого, интеллектуального; групповой динамики; межличностных отношений;
- просвещаю и консультирую по вопросам социальной, возрастной и педагогической психологии (учащихся, педагогов, родителей).
Считаю, что необходимо продолжить работу по использованию различных мультимедийных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет педагога-психолога
Отчет работы педагога-психолога ДОУ за учебный год...
Годовой отчет педагога-психолога Мценского детского дома для детей дошкольного возраста
Годовой отчет о проделанной работе...
Аналитический отчет педагога-психолога ДОУ
В помощь педагогу-психологу для написания ежегодного аналитического отчета своей деятельности....
Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год
Представлен аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....
Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников»
Именно в детском саду мы имеем возможность начать работу по формированию основ этикета и тем самым положить начало пути по избавлению общества от невежества. С малых лет ребенку необходимо приви...
Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год
Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в ...
Аналитический отчет педагога -психолога за 2016 - 2017 учебный год
РазделыОбщие сведенияПовышение квалификацииГодовые цели и задачи Приоритетные направления деятельностиПрограммы, реализуемые с различными адресатамиРасширение и поплнение предметно-развивающей среды, ...