«Геометрический планшет»
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)

Якушова Надежда Николаевна

Мастер-класс для воспитателей.

Тема мастер-класса «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности   на основе нетрадиционного пособия» 
 

Цель мастер – класса:

Создание условий для ознакомления педагогов с различными способами использования нетрадиционного пособия «Геометрический планшет» для познавательного и речевого  развития детей дошкольного возраста.

3адачи:

Познакомить слушателей мастер – класса с приемами работы с нетрадиционным  пособием «Геометрический планшет»

Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении способами работы с нетрадиционным  пособием «Геометрический планшет»

Оборудование: Мультимедийное оборудование, столы, геометрические планшеты , резиночки разные, мелкие игрушки.

Назначение пособия: данное дидактическое пособие может быть использовано при работе с дошкольниками в возрасте от 1,5года – 7 летнего возраста

Вводная часть.

 Я предлагаю вам начать нашу  игру.  Встретились однажды предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек.

Итак, что же представляет собой «Геометрический планшет» Данное пособие было изобретено итальянским педагогом Марией Монтессори, его можно найти в книжном или детском магазине, но можно сделать и самостоятельно, это гораздо проще и быстрее.

Ребенку от 1.5 года можно предложить планшет 3 на 3 кнопки (всего 9 кнопок). Ребенку от 2.5 лет лучше предложить 5 на 5 кнопок (всего 25 кнопок). Детям старше 4 лет можно не ограничивать пространство и сделать планшет любого размера.А к нему в комплект вы можете подобрать самые разнообразные цветные резиночки: банковские, резинки для волос, а так же различные модели машинок,  самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.

Хочу поделиться игровыми технологиями, которые мы применяем в работе с детьми на основе мобильного развивающего планшета.

Весь процесс обучения дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала идет через игру и игровые упражнения. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми. Ребенок, не замечая, что его учат, легко преодолевает трудности умственной работы. Упражнения подбираем в соответствии с возрастом и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Способов игры с планшетами  очень много. Если у вас дети раннего и младшего дошкольного возраста, предложите для начала просто надевать резинки на кнопки, сортировать их по цветам. В старшем возрасте задачи, конечно же, усложняются. Обратите  внимание,  что это можно сделать не только по прямой, но и по диагонали, разворачивая  резиночку. Так же вы можете использовать не одну, а две, три, да еще разного цвета, что позволяет ребенку проявить свою фантазию.

Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально, его можно использовать в разных видах образовательной деятельности. Игра с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Развивается координация движений обоих рук их ловкость, умение моделировать на плоскости, умение создавать изображения по образцу, по схеме, фантазия, логика, кругозор. Во время работы с малыми фольклорными формами (загадками, стишками, пословицами, поговорками,  закличками) развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук – всё, что необходимо для развития речи детей.

Можно  попросить ребенка рассказать, что у него получилось, что будет способствовать развитию его речи и словесного творчества во время работы со сказками, стихами, загадками.  Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории,  а затем их рассказать.

Данное пособие прост в использовании. "Рисование  резиночками" – уникальный способ изображения предметов. Он позволяет ребенку "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемых силуэтов. Закрепление основных цветов проходит непосредственно в игре.

Еще один способ взаимодействия с пособием– это выполнение задания по образцу. Например, слева на планшете вы можете выложить простую геометрическую форму, букву, цифру или какой – либо предмет, а затем попросить ребенка справа на планшете ее повторить.  Такая игра способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.

Все вы знаете, что дети любят отгадывать загадки. В более старшем возрасте дети могут с помощью планшета изображать отгадки на загадки. Например, вы загадывайте загадку, а отгадку предлагаете ребенку выложить на планшете. Здесь можно использовать несколько резиночек. Обратите внимание, что загадки нужно тщательно подбирать. А отгадку предварительно выложить самому, прежде чем предлагать детям. И вам предлагаю послушать загадки, а отгадки – изобразить на планшете.

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке(Снежинки)

 

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый. (дом).

 

После того, как выложили дом, можно предложить детям его обыграть. Для этого и пригодятся различные мелкие предметы: машинки, игрушки мелкие  и т. д. Так же данная игра поможет ребенку закрепить умение ориентироваться на плоскости. Вы можете использовать словесную инструкцию: например, возьмите, пожалуйста, фигурку человека и поставьте ее в правом (или левом) верхнем углу. Затем возьмите  резиночки и выложите дорогу, по которой человек придет к дому. Затем каждый участник рассказывает, как его человек пришел к дому (например: спустился сверху вниз, затем повернул направо (налево) и т. д.).

Далее вы можете предложить своим воспитанникам еще одну интересную игру, называется она «Дорисуй». Возьмите, пожалуйста, равное количество резинок. Например, три. Затем начинайте «рисовать» какой – либо предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой- то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например,  у вас может получиться такая цепочка  превращений:  полоска – крестик – снежинка - цветок и т. д. Или квадрат – домик - окошко в  домике  – заборчик - крыльцо и т. д. Старайтесь не акцентировать  внимание  ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных  рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.

 

Игровое поле планшета может быть небольшим и использоваться в индивидуальной работе с воспитанниками .  А так же вы можете  изготовить планшет, который рассчитан на  подгруппу детей. Планшет может превратиться в лабиринт, даже в макет. Работа с таким большим  планшетом предполагает подгруппой. Сюжет может быть разнообразным. Например, правила дорожного движения. Предложить детям  нарисуйте с помощью резиночек лабиринт - дорожку. Затем расставьте по своему усмотрению предметы, которые у вас есть (макеты домов, дорожные знаки ,мелкие игрушки и т. д.)Именно работа в команде развивает у детей умение договариваться, слаженно работать вместе, развивать игровой сюжет.

Геометрический планшет – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его познавательному развитию,  а также развитию творческих способностей. А это означает – развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.

Игры с «Геометрический планшет» способствуют развитию логики, мелкой моторики свободно ориентироваться на плоскости. Ребенок может воплотить свои фантазии.

Заключительная часть.

 Сегодня я познакомила вас с математическим планшетом с помощью  которого  вы можете  в непринуждённой игровой  форме  развивать познавательную, речевую, интеллектуальную сферы детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

 Спасибо за внимание!

Список литературы:

1) Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников”,    Москва, “Просвещение”, 1990 г.

2) Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» ТЦ Сфера,2005г.

3) Б.Б. Финкельштейн  «Учебно - игровое пособие «Математический планшет для детей 2-8 лет»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планшет математический планшет

Планшет предполагаетработу по математике: развитие знаний на правую и левую руки, возможность подборки различных заданий.Упр-е "Положи на правую ладошку ... треугольник"Упр-е " сколько ...

Применение геометрических планшетов и конструктора ТИКО в формировании математических представлений у дошкольников

Формирование у дошкольников математических представлений с помощью конструирования и моделирования, используя геометрические планшеты и конструктор ТИКО...

Дидактическое пособие "Геометрический планшет"

коррекционно - развивающее пособие...

Влияние планшета на ребенка: 5 причин сказать планшету «НЕТ»!

По словам детских психотерапевтов, многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам....

планшет геометрических фигур

Учить детей раскладывать фигуры по форме, цвету и величине...

Развивающие планшеты "Геоборд", "Математический планшет"

Дидактические настольные игры, развивающие логическое мышление, память, мелкую моторику....

Геометрический (математический) планшет – развивающая игра для детей 2 – 7 лет.

Геометрический (математический) планшет – развивающая игра для детей 2 – 7 лет....