программа саморазвития
рабочая программа (старшая группа)
программа саморазвития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад»
(МБДОУ «Красносельский д/с)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол №____________ «Красносельскийд/с»
От «______» __________20 г. _______________О.В.Рьянова
Приказ от ___________№____
Программа
Профессионально- личностного саморазвития
Воспитателя Бекичевой Елены Анатольевны
На 2019-2020 уч.год
Методическая тема:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности»
Составила:
Воспитатель
Бекичева Е.А.
С.Кичанзино
2019г.
1.Пояснительная записка.
Методическая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
- Актуальность:
В последнее время количество детей с дефектами речи, по наблюдениям специалистов, возросло в разы. А ведь речь — это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа: средство мышления и воображения, средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и в конечном итоге себя в целом.
Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и, что гораздо важнее, эмоциями и чувствами.
Вторая причина — это «дефицит концентрации» у современных дошкольников. Его симптоматика — это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем-нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства: что интересует наших дошкольников, каковы их предпочтения и склонности, на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности привлекать?
Нужно предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.
И здесь на помощь родителям приходим мы –работники дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Для ребенка игра - это мир, вселенная.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.
Именно театр позволяет сделать жизнь наших воспитанников увлекательнее и разнообразнее, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. В старшей и подготовительной к школе группах дети активно принимают участие в праздниках и развлечениях. Именно в них можно заметить насколько развита ловкость, координация движений. У детей с легкостью получается имитация голосов птиц и зверей. И тема театрализованной деятельности здесь неограниченна: можно активно включаться в подвижные игры, этюды, драматизации.
Значение театрализованной деятельности:
Театрализованная игра развивает следующие качества детей:
- Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазия, мышление);
- Происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает выразительными средствами общения: словесными (интонация, артикуляция, громкость произношения и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты, пантомима);
- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
- Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
- Позволяет формировать опыт социального поведения;
- Способствует творческому развитию личности.
1.2. Цель:
Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
1.3. Задачи:
∙ Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
∙ Обогащать словарь детей, активизировать его;
∙ Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
∙ Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
∙ Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
∙ Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
∙ Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Задачи по центрам активности.
Игровая деятельность.
∙ разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;
∙ передавать характер персонажей;
∙ учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест,
∙ движение; учить сочетать движение и речь;
∙ формировать интонационно – образную речь
∙ развивать инициативу и фантазию.
Речевое развитие.
∙ Учить: понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;
∙ давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения,
∙ образные выражения; использовать выразительные средства интонационно – образной речи;
∙ пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;
∙ развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.
Математическое развитие.
∙ ориентироваться в пространстве;
∙ различать геометрические фигуры и формы;
∙ пользоваться условной меркой при измерении расстояний;
∙ развивать представление о составе числа;
∙ учить пользоваться моделями;
∙ формировать представление о количественной характеристике числа.
Социализация.
∙ расширять представления детей об окружающей действительности;
∙ уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;
∙ воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам
∙ декорациям, уважение к труду взрослых и детей; закреплять представление о различных видах кукольных театров.
Изобразительная деятельность.
∙ учить рисовать эскизы (рисунки), отражающие основные действия спектакля;
∙ развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей и декорации из различных материалов ( бумага, соленое тесто, ткань и др.) создавать на плоскости композицию, соответствующую мизансценам. Конструирование и ручной труд. Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в
∙ ручных инструкциях; Учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус);
∙ Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой,
∙ картоном, бросовым и природным материалом. Развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.
1.4. Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
1.5.Основные направления реализации программы:
Практическая работа осуществляется по трём направлениям:
• Развивающая среда
• Дети
• Взрослые
Первое направление – формирование развивающей среды:
Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:
• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
• Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо,пальчиковый, настольный, варежковый театр и др.).
• Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).
Второе направление – это работа с детьми: Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности: продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское (речевое, двигательное) - актёрские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.)
Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
Связная речь: в литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:
—просмотр спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)
Третье направление – взрослые:
Работа с родителями, она включает в себя:
организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
совместное выступление детей и их родителей;
1.6. Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
1.7. План реализации проекта:
1. Подготовительный.
Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством. Были приобретены маски, сценические костюмы, изготовлены атрибуты, ширма, декорации для спектаклей. Музыкальным руководителем была подобрана музыка к образу каждого героя.
2.Основной.
Этапы | Задачи, содержание деятельности | Работа с родителями | |
Диагностический | Сентябрь | Проведение диагностики | -Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности». |
Практический | Октябрь | Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время: 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»; 3. Упражнения на интонационную выразительность: «Волк рассердился» «Грустный Ослик», «Петух проснулся». Игры с подгруппой детей по интересам: Отгадывание загадок о домашних животных с использованием пальчикового театра. Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра Игры на развитие воображения Групповая работа «Фантазия» рисование методом кляксографии «Барашек» аппликация из комочков салфетки | - Памятка для родителей «Использование сказкотерапии в развитии речи». - Консультация: «Развитие речи детей - шестилеток»
|
| Ноябрь | - Индивидуальная работа в свободное от занятий время: Артикуляционная гимнастика Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «З». Игра-загадка «Кто стучится в двери?» Игры с подгруппой детей по интересам Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу» Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра, показ детям средней группы Групповая работа «Домик в лесу» конструирование из мелкого конструктора «лего» 2. «Бычок» пластилинография Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма | -Консультация «Игровая терапия –искусство отношений». -Изготовление памятки: «Загадки для шестилеток» |
| Декабрь | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: Артикуляционная гимнастика. Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется». Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса. Игры с подгруппой детей по интересам: Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Лес шумит», «Цветок расцветает» Народные игры со словами -Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) «К бабушке в гости», «Хитрый Волк», «Работа дровосеков» Групповая работа Чтение сказки «Красная шапочка» «Красная Шапочка и Волк» рисование «Пирожки в корзине» лепка | -Консультация «Формирование правильной речи детей шестого года жизни» |
| Январь | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: Артикуляционная гимнастика Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе. Игры с подгруппой детей по интересам: Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки» Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов» Отгадывание загадок о животных. Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка». Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк». Групповая работа «Волк» работа с природным материалом | - Консультация «папка - раскладушка» «Играйте вместе с детьми»
|
| Февраль | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: Артикуляционная гимнастика Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук. Игровые занятия с элементами театрализации Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем» Игра «Куда течёт река?» Хоровод «Где мы были, мы не скажем» Мини-спектакль «Волк и бабушка» Подготовка показа сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта Групповая работа «Красная Шапочка» работа с настольным театром «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом) | - Памятка для родителей «Чистоговорки, скороговорки для развития речи» |
| Март | Индивидуальная работа в свободное от занятий время: Артикуляционная гимнастика Проговаривание потешек с использованием кукол настольного театра. Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник и сыновья» Игры с подгруппой детей по интересам: Игровая викторина по стихам А.Барто. Чтение потешки с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма). Упражнение на интонационную выразительность «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку». Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов». Загадывание и отгадывание загадок Обыгрывание сказки «Красная Шапочка» Показ сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта Групповая работа 1. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с героями) | Привлечь родителей к изготовлению костюмов по сказке «Красная Шапочка». |
| Апрель | -Индивидуальная работа в свободное от занятий время: Артикуляционная гимнастика Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса. Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу». Игры с подгруппой детей по интересам: Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались» Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь». Чтение сказки «Маша и медведь». Обыгрывание сказки «Маша и медведь» Игры для развития речи Групповая работа «Кузовок для бабушки и дедушки» лепка | Консультация «Компьютер и психика ребенка» Памятка «Телевизор – друг и враг» |
| Май | Индивидуальная работа в свободное от занятий время: Артикуляционная гимнастика Чтение поговорок Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик». Игры с подгруппой детей по интересам: 2.Мимическийе этюды: «Сердитый медведь», «Весёлая Маша», «Бабушка грустная», «Дедушка плачет» Обыгрывание сказки «Маша и медведь» Показ театрализованного представления родителям «Маша и медведь» Групповая работа «Маша и медведь» аппликация | Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.
|
3 этап. Презентационно-обобщающий |
| Обобщение работы за год | Отчет о результатах проделанной работы |
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях
Выводы:
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в по - вседневной жизни.
Список литературы:
1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.
Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012.
2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн.,
1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-249025-1370156722.jpg)
«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»
«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»...
Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-523095-1415648796.jpg)
Проект программы саморазвития профессиональных компетенций учителя-логопеда в ДОУ
В данной статье представлена программа саморазвития профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ в рамках курса «Развитие профессиональных компетенций работников образования»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-559825-1420623138.jpg)
Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"
Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-352171-1601234828.jpg)
Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/20/picture-648854-1613844588.jpg)
Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-315087-1637937551.jpg)
Программа саморазвития педагога Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год
ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫПовышение собственного уровня знаний по темеЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:1....