программа саморазвития
рабочая программа (старшая группа)

Маклюк  Е.А.

программа саморазвития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_na_2018-2019_uch.god_.docx85.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                «Красносельский детский сад»

                               (МБДОУ «Красносельский д/с)

 ПРИНЯТО                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                            Заведующий МБДОУ    

Протокол №____________                                                           «Красносельскийд/с»

От «______» __________20     г.                                                  _______________О.В.Рьянова

                                                                                                        Приказ от ___________№____

                                                                                                                                               

                                                    Программа

Профессионально- личностного саморазвития

             Воспитателя Бекичевой Елены Анатольевны

                                   На 2019-2020 уч.год

Методическая тема:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности»

                                                                                Составила:

                                                                                Воспитатель

                                                                                Бекичева Е.А.

                                         С.Кичанзино

                                              2019г.

1.Пояснительная записка.C:\Users\acer\Downloads\театр.jpg

Методическая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста      посредством театрализованной деятельности».

  1. Актуальность:

В последнее время количество детей с дефектами речи, по наблюдениям специалистов, возросло в разы.  А ведь речь — это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа: средство мышления и воображения, средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и в конечном итоге себя в целом.

Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и, что гораздо важнее, эмоциями и чувствами.

Вторая причина — это «дефицит концентрации» у современных дошкольников. Его симптоматика — это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем-нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства: что интересует наших дошкольников, каковы их предпочтения и склонности, на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности привлекать?

Нужно предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.

И здесь на помощь родителям приходим мы –работники дошкольных учреждений. 

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Для ребенка игра - это мир, вселенная. 

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.

Именно театр позволяет сделать жизнь наших воспитанников увлекательнее и разнообразнее, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. В старшей и подготовительной к школе группах дети активно принимают участие в праздниках и развлечениях. Именно в них можно заметить насколько развита ловкость, координация движений. У детей с легкостью получается имитация голосов птиц и зверей. И тема театрализованной деятельности здесь неограниченна: можно активно включаться в подвижные игры, этюды, драматизации.

Значение театрализованной деятельности:

Театрализованная игра развивает следующие качества детей:

  1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазия, мышление);
  2. Происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает выразительными средствами общения: словесными (интонация, артикуляция, громкость произношения и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты, пантомима);
  3. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  4. Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  5. Позволяет формировать опыт социального поведения;
  6. Способствует творческому развитию личности.

1.2. Цель:

Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

1.3. Задачи:

        Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

        Обогащать словарь детей, активизировать его;

        Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

        Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

        Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

        Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

        Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

 

Задачи по центрам активности.

Игровая деятельность.

        разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;

        передавать характер персонажей;

        учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест,

        движение;  учить сочетать движение и речь;

        формировать интонационно – образную речь

        развивать инициативу и фантазию.

 Речевое развитие.

        Учить:  понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;

        давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения,

        образные выражения;  использовать выразительные средства интонационно – образной речи;

        пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;

        развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.

Математическое развитие.

        ориентироваться в пространстве;

        различать геометрические фигуры и формы;

        пользоваться условной меркой при измерении расстояний;

        развивать представление о составе числа;

        учить пользоваться моделями;

        формировать представление о количественной характеристике числа.

Социализация. 

        расширять представления детей об окружающей действительности;

        уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;

        воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам

        декорациям, уважение к труду взрослых и детей;  закреплять представление о различных видах кукольных театров.

 Изобразительная деятельность.

        учить рисовать эскизы (рисунки), отражающие основные действия спектакля;

        развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей и декорации из различных материалов ( бумага, соленое тесто, ткань и др.)  создавать на плоскости композицию, соответствующую мизансценам. Конструирование и ручной труд.  Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в

        ручных инструкциях;  Учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус);

        Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой,

        картоном, бросовым и природным материалом.  Развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.

1.4. Принципы организации образовательного процесса:

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

1.5.Основные направления реализации программы:

Практическая работа осуществляется по трём направлениям:

• Развивающая среда

• Дети

• Взрослые

Первое направление – формирование развивающей среды:

Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:

• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

• Наглядные пособия  (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).

• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо,пальчиковый,  настольный, варежковый театр и др.).

• Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).

          Второе направление – это работа с детьми: Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности: продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское (речевое, двигательное) - актёрские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.)

Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).

            Связная речь: в литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

 Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

—просмотр спектаклей и беседы по ним;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

         При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)

Третье направление – взрослые:

Работа с родителями, она включает в себя:

организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;

совместное выступление детей и их родителей;

1.6. Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

1.7. План реализации проекта:

1. Подготовительный.

 Подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством. Были приобретены маски, сценические костюмы, изготовлены атрибуты, ширма, декорации для спектаклей. Музыкальным руководителем была подобрана музыка к образу каждого героя.

2.Основной.

Этапы

Задачи, содержание деятельности

Работа с родителями

Диагностический

Сентябрь

Проведение диагностики 

-Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности».

Практический

Октябрь

 Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»;

3. Упражнения на интонационную выразительность: «Волк рассердился» «Грустный Ослик», «Петух проснулся».

 Игры с подгруппой детей по интересам:

Отгадывание загадок о домашних животных с использованием  пальчикового театра.

Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра

 Игры на развитие воображения

Групповая работа

«Фантазия» рисование методом кляксографии

 «Барашек» аппликация из комочков салфетки

- Памятка для родителей «Использование сказкотерапии  в развитии речи».

- Консультация: «Развитие речи детей - шестилеток»

 

 

Ноябрь

- Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

Артикуляционная гимнастика Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «З».

Игра-загадка «Кто стучится в двери?»

Игры с подгруппой детей по интересам

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу» 

Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра, показ детям средней группы

 Групповая работа

«Домик в лесу» конструирование из мелкого конструктора «лего»

2. «Бычок» пластилинография

Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма

-Консультация  «Игровая терапия –искусство отношений».

 -Изготовление памятки: «Загадки для шестилеток» 

 

Декабрь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется».

Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса.

Игры с подгруппой детей по интересам:

Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи»,  «Лес шумит», «Цветок расцветает» Народные игры со словами

-Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) «К бабушке в гости», «Хитрый Волк», «Работа дровосеков»

Групповая работа

Чтение сказки «Красная шапочка»

«Красная Шапочка и Волк» рисование

«Пирожки в корзине» лепка

-Консультация «Формирование правильной речи детей шестого года жизни» 

 

Январь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

Артикуляционная гимнастика

Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе.

Игры с подгруппой детей по интересам:

Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама   печёт пирожки для бабушки»

Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Бабушка отвечает внучке», «Волк  и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов»

Отгадывание загадок о животных.

Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка».

Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк».

Групповая работа

 «Волк» работа с природным материалом

- Консультация «папка - раскладушка» «Играйте вместе с детьми» 

 

 

Февраль

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

Артикуляционная гимнастика

Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук.

Игровые занятия с элементами театрализации

Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем»

Игра «Куда течёт река?»

Хоровод «Где мы были, мы не скажем»

Мини-спектакль «Волк и бабушка»

Подготовка показа сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта

Групповая работа

«Красная Шапочка» работа с настольным театром

«Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом)

- Памятка для родителей «Чистоговорки, скороговорки для развития речи»

 

Март

Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

Артикуляционная гимнастика Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.

Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник  и сыновья»

Игры с подгруппой детей по интересам:

Игровая викторина по стихам А.Барто.

Чтение потешки  с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма).

Упражнение на интонационную выразительность «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку».

Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов».

Загадывание и отгадывание загадок

Обыгрывание сказки «Красная Шапочка»

 Показ сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта

Групповая работа

1. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с героями)

Привлечь родителей к изготовлению костюмов по сказке «Красная Шапочка».

 

Апрель

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

Артикуляционная гимнастика

Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса.

Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу».

Игры с подгруппой детей по интересам:

Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались»

Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь».

Чтение сказки «Маша и медведь».

Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

Игры для развития речи

Групповая работа

 «Кузовок для бабушки и дедушки» лепка

Консультация «Компьютер и психика ребенка»

Памятка «Телевизор – друг и враг»

 

Май

Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

Артикуляционная гимнастика

 Чтение поговорок

Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик».

Игры с подгруппой детей по интересам:

2.Мимическийе этюды: «Сердитый медведь», «Весёлая Маша», «Бабушка грустная», «Дедушка плачет»

Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

 Показ театрализованного представления родителям «Маша и медведь»

Групповая работа

 «Маша и медведь» аппликация

Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.

 

3 этап. Презентационно-обобщающий

 

Обобщение работы за год

Отчет о результатах проделанной работы

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.  Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях

Выводы:

 Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в по - вседневной жизни.

 

Список литературы:

1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.

Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012.

2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн.,

1994.

 

 

  

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»

«Проект программы саморазвития профессиональных компетенций»...

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и к...

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье представлена программа саморазвития профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ в рамках курса «Развитие профессиональных компетенций работников образования»....

Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"

Программа саморазвития на тему "Активизация словаря дошкольного возраста детей"...

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Программа саморазвития педагога Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год

ЦЕЛЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫПовышение собственного уровня  знаний  по темеЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -   ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:1....