Главные вкладки

    Особенности организации экспериментальной деятельности в детском саду
    консультация

    Майшева Татьяна Васильевна

    Тема: «Особенности  организации экспериментальной деятельности в детском саду»

    Возрастные периоды

    • Младший дошкольный возраст

     (от 3 до 4 лет)

    • Средний  дошкольный возраст

     (от 4 до 5 лет)

    • Старший дошкольный возраст

     (от 5 до 7 лет)

    Работа с детьми направлена на:

    Младший дошкольный возраст

    Средний  дошкольный возраст

    Старший дошкольный возраст

    1. Сенсорное развитие

    1. Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира

    1. Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений

    2.  Формирование представлений о материалах:

    песок, глина, дерево, ткань, бумага

    глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса

    ткань, бумага, металл, стекло, фарфор, пластик, керамика,  поролон

    3. Формирование представлений о  природных явлениях:

    снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение

    времена года, явление погоды, объекты неживой природы: песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками

     

    явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад и временные отрезки (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год)

     

    4. Формирование представлений:

    О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений: гороха, бобов, семян цветов)

    О мире животных

    (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)

     

    Об агрегатных состояниях воды

    (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок черезлупу и  т.д.)

     

    5. Формирование представлений:

    о способах исследования объекта

    (раздел «Кулинария для кукол»: как заваривать чай, как сделать салат, как сварить суп)

    о  предметном мире

    (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.)

     

    о мире растений

    (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений)

    6. Формирование представлений о геометрических эталонах:

    об эталоне

    «1 минута»

    круг, прямоугольник, треугольник, призма

    овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар

    7. Формирование представлений о предметном мире:

    одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее

    о человеке

    (мои помощники- глаза, нос, уши, рот и т.д.)

    родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.

     

    Роль педагога

    Во второй младшей группе педагог помогает детям продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

    Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать  детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы.

     

    В средней группе можно проводить эксперименты по  выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки.

    Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.

    С этого возраста проводятся длительные наблюдения.

     

    В старшей группе при проведении опытов работа чаще всего строится поэтапно: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты.

     

    В подготовительной группе инициатива по проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования.

    Решение задач осуществляется в двух вариантах:

    1)     Дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания.

    2) Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

     

    Приемы, используемые в процессе экспериментирования:

     

    Младший дошкольный возраст

    • сочетание показа предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах;
    • сравнение схожих по внешнему виду предметов: шуба - пальто, чай-кофе, туфли- босоножки (дидактическая игра « Не ошибись»);
    • сопоставление фактов и выводов из рассуждений (Почему стоит автобус?);
    • активно используется опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

     

    Средний  дошкольный возраст

    • активное использование опыта игровой и практической деятельности детей («Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?»,  «Почему мячик катится?»);
    • группировка объектов по функциональным признакам («Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?»);
    • классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая);
    • активное использование строительных игр.

     

    Старший дошкольный возраст

    • активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»);
    • классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные), материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто назовёт больше качеств и свойств?»)

     

    Словарь детей пополняется:

    Младший дошкольный возраст

    Средний  дошкольный возраст

    Старший дошкольный возраст

    Словами обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнётся - ломается, высоко - низко, близко - далеко, мягкий – твёрдый, тёплый – холодный и прочее).

    За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

    За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий, тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

     

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Особенности организации экспериментальной деятельности в детском саду Подготовила: Майшева Т.В.

    Слайд 2

    Возрастные периоды Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет ) Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет )

    Слайд 3

    Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 1. Сенсорное развитие 1. Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира 1. Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимос-ти объектов и явлений Задачи:

    Слайд 4

    Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 2. Формирование представлений о материалах: песок, глина, дерево, ткань, бумага глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса ткань, бумага, металл, стекло, фарфор, пластик, керамика, поролон

    Слайд 5

    Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 3. Формирование представлений о природных явлениях: снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение времена года, явление погоды, объекты неживой природы: песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад и времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год)

    Слайд 6

    Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 4. Формирование представлений: О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений: гороха, бобов, семян цветов) О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло) Об агрегатных состояниях воды (вода- основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.д.)

    Слайд 7

    Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 5. Формирование представлений: о способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заваривать чай, как сделать салат, как сварить суп) о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.) о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений)

    Слайд 8

    Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 6. Формирование представлений о геометрических эталонах: об эталоне «1 минута» круг, прямоугольник, треугольник, призма овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар

    Слайд 9

    Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 7. Формирование представлений о предметном мире: одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее о человеке (мои помощники- глаза, нос, уши, рот и т.д.) родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.

    Слайд 10

    Во второй младшей группе педагог помогает детям продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым. Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. Роль педагога

    Слайд 11

    В средней группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых хорошо развиты технические навыки. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними. С этого возраста проводятся длительные наблюдения.

    Слайд 12

    В старшей группе при проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. В старшей группе продолжают вводиться длительные эксперименты.

    Слайд 13

    В подготовительной групп е инициатива по проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах: 1) Дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания. 2) Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

    Слайд 14

    Младший дошкольный возраст сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах; сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай-кофе, туфли- босоножки (дидактическая игра « Не ошибись»); учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?) Приемы, используемые в процессе экспериментирования:

    Слайд 15

    Приемы, используемые в процессе экспериментирования: Средний дошкольный возраст активное использование опыта игровой и практической деятельности детей («Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?», «Почему мячик катится?»); группировка объектов по функциональным признакам («Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?»); классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая); активное использование строительных игр.

    Слайд 16

    Приемы, используемые в процессе экспериментирования: Старший дошкольный возраст активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для кукол?»); классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные), материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто назовёт больше качеств и свойств?»)

    Слайд 17

    Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Словами обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнётся - ломается, высоко - низко, близко - далеко, мягкий – твёрдый, тёплый – холодный и прочее). За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий, тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). Словарь детей пополняется:

    Слайд 18

    Спасибо внимание! за


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".

    Опыт дошкольного учреждения   по организации продуктивной деятельности детей, строящейся  в партнерстве с  включенным в  нее взрослым....

    Особенности организации проектной деятельности в детском саду.

    Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помни...

    Отзыв родителей группы об организации экспериментальной деятельности в детском саду.

    Отзыв родителей группы об организации экспериментальной деятельности в ДОУ....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

    Материал подготовлен для воспитателей и педагогов, в период перехода на ФГОС....

    ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

    Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста. Поэтому очень важно правильно организовать эту деятельность. Предлагаю собранные мною требования к орган...

    Формирование у ребенка качеств исследователя через организацию экспериментальной деятельности в детском саду

    Выступление из опыта работы по формированию личности ребенка-исследователя средствами экспериментальной деятельности...

    Памятка "Организация экспериментальной деятельности в детском саду"

    Памятка "Организация экспериментальной деятельности в детском саду"...