Методическая разработка к многофункциональному дидактическому пособию "Книжка-игрушка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Хакимова Зульфия Раисовна

Многофункциональное дидактическое пособие "Книжка-игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx 22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

к многофункциональному дидактическому пособию

«Книжка – игрушка»

        Автор работы: Хакимова Зульфия Раисовна

Воспитатель МАДОУ детский сад № 16 г.Туймазы

Стаж работы: 20 лет

Туймазы 2019 г.

Направленность дидактического пособия: закрепление пройденного материала; развитие речи, психических процессов, мелкой моторики рук.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды логопедической группы.

Предназначение: для детей старшего дошкольного возраста, также рекомендуется воспитателям, логопедам и заинтересованным родителям.

Актуальность

Человек становится подлинно

 человечным только тогда,

когда играет.

Шиллер

Для ребенка игра - это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально - познавательный разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. Это убедительно доказано как научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны для детей, и поэтому мною было создано дидактическое пособие «Книжка - игрушка». Изначально она была предназначена для развития мелкой моторики рук. Но я решила расширить функции книжки-игрушки, подобрав для этого соответствующий  дидактический материал. И теперь моя книжка – игрушка – это многофункциональное дидактическое пособие, включающее в себя различные виды игр, позволяющие ребенку переключать внимание, чаще менять вид занятий, что позволяет поддерживать интерес к обучению.

Цель:

Развивать речь,  логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику рук.

Ожидаемый результат:

Увлекательное развитие мелкой моторики рук, компонентов речи.

Появляется интерес к повторению пройденного материала.

Положительная динамика развития детей соответственно возрастным и индивидуальным возможностям.

Положительная динамика в развитии психических процессов.

Совершенствование социально-коммуникативных умений и навыков.

Этапы работы:

  1. Организационный:
  1. Изучение методической литературы.
  2. Постановка цели.
  3. Предварительная работа с детьми.
  4. Подбор оборудования и материалов.
  5. Изготовление дидактического пособия.

    2.Основной (практический):

         1. Знакомство детей с дидактическим пособием.

         2. Проигрывание игр с детьми.

         3. Презентация пособия на педагогическом совете.

         4. Игровой практикум для родителей.

    3. Заключительный (итоговый):

         1. Анализ наблюдения динамики развития детей.

         2. Обобщение результатов работы.

Основные достоинства пособия:

- доступно в изготовлении;

- мягкое;

- яркое;

- крупное;

- многофункциональное;

- можно использовать как подгруппой, так и индивидуально;

- необычное.

Описание дидактического пособия:

Пособие представляет собой большую мягкую книгу с обложкой и страницами,  которые скреплены между собой с помощью «липучки», при необходимости открепляются от самой книги. Страницы книжки сшиты с одной стороны из ткани с рисунком, с другой, рабочей стороны из однотонной ткани светло-зелёного цвета, чтобы не отвлекать внимание ребёнка и не раздражать глаз. Страницы и обложка книжки-игрушки  наполнены листами тонкого поролона. На рабочей стороне страниц нашиты из фетра крупные яркие так называемые главные герои. Каждая страница несет свою функцию для развития мелкой моторики рук.

Наравне с развитием мелкой моторики рук книжку-игрушку можно использовать в познавательном развитии, речевом развитии и физическом развитии. Например, предложить детям карточку с игрой «Веселый счёт» (Один ёж, два ежа, три ежа, четыре ежа, пять ежей и т.д.). Все зависит от задач, поставленных воспитателем.

В  своей работе я использую книжку – игрушку, опираясь на «главных героев» страниц по лексическим темам.

Варианты использования многофункциональной книжки – игрушки

Образовательная область «Речевое развитие»

Игра «Назови семью»

Цель: образование существительных — названий животных разного пола и возраста.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и назвать всех членов звериной семьи — и больших и маленьких.

• Папа — медведь, мама — медведица, детеныш (и) — медвежонок, медвежата.

• Папа — волк, мама — волчица, детеныш (и) — волчонок, волчата.

• Папа — заяц, мама — зайчиха, детеныш (и) — зайчонок, зайчата.

• Папа — еж, мама — ежиха, детеныш (и) — ежонок, ежата.

• Папа — лис, мама — лиса, детеныш (и) — лисенок, лисята.

• Папа — олень, мама — олениха, детеныш (и) — олененок, оленята.

• Папа — лось, мама — лосиха, детеныш (и) — лосенок, лосята.

Игра «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.

Медведь живет в берлоге.

Лиса живет в норе.

Волк живет в логове.

Заяц живет под кустом.

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок

Медведь – медведи – много медведей

Заключение

Использование данного пособия  создаёт благоприятные условия для закрепления пройденного материала, развития речи,  логического мышления, психических процессов, мелкой моторики в том числе.

Таким образом, такая яркая и необычная книжка-игрушка  обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он не раз возвратится к ней, чтобы поиграть в неё и незаметно для самого себя закреплять имеющиеся знания и развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область

Лексическая тема

Дикие животные

Насекомые

Комнатные растения

Игрушки

Обувь

Деревья

Познавательное развитие

Д/игры «Назови и покажи», «Узнай зверя по описанию», «Кто где живёт»,  «Назови дикое животное», «Как зовут тебя, малыш?», «Весёлый счёт», составление и решение задач и примеров с листьями, которые собрал ёж.

Игра «Будь внимательным»,

«Узнай насекомое по описанию», «Весёлый счёт», «Что изменилось?»,   составление и решение задач и примеров с точками на спине божьей коровки.

«Весёлый счёт», «Четвёртый лишний»,  «Что изменилось?»,  составление и решение задач и примеров с цветками.

«Весёлый счёт», «Четвёртый лишний»,  «Что изменилось?»,  составление и решение задач и примеров с составляющими пирамиды, распределение частей пирамиды от большего к меньшему и наоборот.

Д/игра «Одеваемся по сезону», «Из каких частей состоит обувь?», «Слушаем внимательно, думаем старательно».  

Д/игра «Узнай, о чём я говорю», «Четвёртый лишний»,  составление и решение   задач и примеров с треугольниками, из которых состоят ёлки; закрепление понятий «большой»-«малень-кий».

Речевое развитие

Пальчиковая игра, Игра-драматизация «В лесу», «Назови семью», «Опиши животное», «Один – много», «Составь рассказ о животном», «Назови ласково»,  «Наоборот», «Чей, чья, чьё, чьи?», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.

Диалог «Разговор с жуком», д/игра «Что есть, чего нет?»,  «Нелепицы», «Кто лишний?», «Один –много», «Кто как передвигается», «На полянке», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.

Д/игра «Образуй слова», «Назови цветок с нужным звуком», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои», «Что делал? Что делали?», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.

Д/игра «Назови игрушку с нужным звуком», «Назови ласково», «Назови, какой, какая?», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.

Д/игра «Закончи предложение», «Скажи наоборот», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.

Д/игра «Дополни предложение», «Родственные слова», «Назови, какие», «Украсим ёлочку», «Закончи предложение», «Что лишнее и почему?», «Как я украшал ёлку», «Подскажи слово»,  «Как назвать лес?», «Чьи плоды?», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.

Физическое развитие

Физминутка, логоритмические упражнения «Я как белка в колесе», «Мишка косолапый», «Ёжик», «Белка», п/и «Зайцы и волк», «Зайцы и лиса», «Замри».

Пальчиковая игра «Насекомые», «Пчела», «Осы», игра «Мотылёк, «Гусеница», п/и «Гусеницы наперегонки», «Муха», физминутка «Насекомые над лугом»,

Пальчиковая игра «Хризантемы», «Цветок», «Фикус», «Бегония», «Кактус», физминутка «На окне цветок колючий».

Пальчиковая игра «Игрушки», физминутка «Пирамидка», «Матрешки».

Пальчиковая игра «Обувь», «Новые кроссовки», «Ботинки», физминутка «Туфельки», «Я умею обуваться».

Пальчиковая игра «Осенний букет», «Деревья в лесу», «Ёлка», «Берёзка», физминутка «Листья», «Дуб».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»

Подборка дидактических игр на освоение и закрепление культурно-гигиенических навыков....

Методическая разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему "О дружбе"

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ (в ходе НОД), для родителей (во время занятий с детьми), а также для самих детей (в процессе их самостоятельной деятельности). Пособие помогает сформи...

Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....

Методическая разработка комплектов наглядно - дидактических пособий на тему: Движение+движение = формула здоровья

Задачи методической разработки:- вызвать интерес у родителей к решению проблемы  укрепления здоровья детей и формированию элементарных  привычек здорового образа жизни;- обеспечить взаимодей...

Методическая разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему: «О дружбе»

Методическая разработкаэлектронного интерактивного дидактическогомультимедийного пособияна тему: «О дружбе»...

Методическая разработка для малышей дидактическая игра "Что нужно доктору для работы".

Данная игра знакомит малышей с профессией врача и инструментами необходимыми для его работы....

Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»

Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким и занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности....