Статья на тему "Современные технические устройства (гаджеты) в жизни ребёнка: благо или зло?"
статья (младшая группа)

Якушева Ольга Викторовна

Современные технические устройства (гаджеты) в жизни ребёнка: благо или зло?

Подготовила: Якушева Ольга Викторовна

Воспитатель ГБДОУ д/с 99

Московского района Санкт-Петербурга  

В наше время, в век высокого развития технологий, появилось множество устройств, или гаджетов, позволяющих человеку облегчить свою жизнь в разных сферах деятельности. Это явление не обошло стороной и воспитательный процесс. Однако, ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям в процессе  воспитания – это зависимость детей от этих самых устройств, таких как телевизор, компьютер, планшет, смартфон, компьютерные приставки и пр.

Конечно, у многих мам и пап высвобождается большое количество времени на свои личные дела, когда они дают ребёнку подобную «игрушку»: малыши перестают капризничать и быстро переключаются на предложенное им развлечение, которое, как полагают многие родители, ещё и развивает ребёнка. Однако, подобное увлечение новомодными техническими «игрушками» таят в себе большую опасность. Попробуем рассмотреть подробнее, в чём же именно она заключается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технические устройства (гаджеты) в жизни ребёнка: благо или зло?

Подготовила: Якушева Ольга Викторовна

Воспитатель ГБДОУ д/с 99

Московского района Санкт-Петербурга  

В наше время, в век высокого развития технологий, появилось множество устройств, или гаджетов, позволяющих человеку облегчить свою жизнь в разных сферах деятельности. Это явление не обошло стороной и воспитательный процесс. Однако, ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям в процессе  воспитания – это зависимость детей от этих самых устройств, таких как телевизор, компьютер, планшет, смартфон, компьютерные приставки и пр.

Конечно, у многих мам и пап высвобождается большое количество времени на свои личные дела, когда они дают ребёнку подобную «игрушку»: малыши перестают капризничать и быстро переключаются на предложенное им развлечение, которое, как полагают многие родители, ещё и развивает ребёнка. Однако, подобное увлечение новомодными техническими «игрушками» таят в себе большую опасность. Попробуем рассмотреть подробнее, в чём же именно она заключается.

У детей, особенно в период раннего детства, идёт формирование эмоциональных связей и отношений с родителями и окружающим миром. У детей формируется речевое развитие, закладываются сенсорные эталоны, происходит накопление сенсорного опыта, что определяет интеллектуальное развитие ребёнка в будущем. В этот период ребёнок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он будет воспроизводить поведение взрослых. Внимание любящих родителей ребёнку просто незаменимо. Вместо  вышеперечисленного малышу предлагают компьютерную игру на каком-либо устройстве (смартфон, планшет) или электронную игрушку, которая не требует от ребёнка высокого интеллектуального потенциала, соизмеримого возрасту, творчества, умения осмысливать действия, умения разговаривать, не требует освоения нравственных норм поведения, не учит договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Все предлагаемые сенсорные эффекты и иллюзии примитивны, понятны ребёнку без слов, а поэтому и не требуют присутствия взрослых. Малыш сам заполняет свой досуг. А между тем, такое времяпровождение ведёт не к развитию, а к деградации личности. У детей начинает формироваться психическая зависимость от подобных устройств. Бесконтрольное использование ребёнком смартфонов и планшетов приводит к тому, что дети предпочитают общество гаджетов обществу своих родителей, впадают в истерику при отказе дать им в руки смартфон и т.п.

Возникают подобные явления потому, что детям окружающая действительность кажется не такой яркой и интересной, как виртуальный мир. Происходит подмена понятий, искажение действительности в становлении детской психики. А если игра ещё и агрессивная, то это наносит непоправимый ущерб нравственно-моральным устоям и психическому здоровью малыша.

По каким признакам можно понять, что у ребёнка наступила зависимость?  Как правило, ребёнок с уже начавшейся зависимостью не играет в игрушки, не стремится к общению со сверстниками, хочет побыть один, быстро меняет настроение, капризничает или впадает в истерику при отказе дать ему гаджет (смартфон с компьютерной игрой, мультфильмом);  предпочитает проводить время со смартфоном, планшетом или компьютером вместо общения с родителями.

Заметив, что ребёнок в процессе общения с гаджетом (нажимает кнопки во время игр) приоткрывает рот и высовывает язык, следует немедленно обращаться к соответствующим специалистам, так как психике уже нанесён значительный ущерб. Кроме этого, долгое и частое сидение перед экраном планшета или смартфона значительно влияет на зрение, поэтому у ребёнка резко повышается вероятность близорукости. Будучи очень сильно увлечённым компьютерной игрой, ребёнок может не моргать долгое время, что является причиной возникновения сухости слизистой оболочки глаз, появление ощущения «песка» в глазах. Отчего дети потом начинают тереть их руками, занося на слизистую глаз болезнетворные бактерии и микроорганизмы, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту. Функционирование дыхания при сильной психической нагрузке во время таких игр значительно снижается, а это уже отражается на обеспечении организма ребёнка кислородом, а значит, ухудшается работа головного мозга и всего организма в целом.

 Для того чтобы избежать пагубного воздействия гаджетов на психику и неокрепший организм малыша, взрослым следует уделять ему как можно больше личного времени, показать ребёнку красоту и полноту реальной жизни. Родителям следует больше разговаривать с ребёнком, гулять, читать, играть, трудиться вместе с ним (труд должен быть сообразно возрасту малыша), личным примером задавая модель поведения ребёнка в будущем. Ребёнка следует обучать общению с другими детьми и взрослыми. Для гармоничного развития личности малышу необходимо развиваться с раннего детства в физическом, умственном и в духовном плане, и сделать он может только при помощи взрослого.

Что же можно предложить малышу вместо гаджета, не менее интересное для него? Прежде всего, это творчество: рисование, лепка, конструирование. Рисовать можно не обязательно кисточками, но и пальчиками, губками, ватными палочками, создавать картины из счётных палочек, пуговиц, круп и пр. (так называемое, нетрадиционное рисование). Лепить можно из пластилина, глины, солёного теста. Конструировать не только при помощи традиционного конструктора типа «лего», но и с помощью крышечек, оставшихся от детского питания (они разноцветные и фактурные), крышек после использования бутылок с молоком, водой и т.п. При наличии желания и фантазии всегда можно подобрать для своего малыша что-то очень интересное, что непременно доставит ему удовольствие.

Конечно, от взаимодействия ребёнка с гаджетами не получится полностью оградить. Сами по себе они «злом» не являются. Однако, во всём хороша мера. Прежде чем предложить ребёнку смартфон (планшет), его следует познакомить с реальным миром (а не выдуманным), а также учить ребёнка грамотному и умеренному использованию современных электронных устройств путём личного примера.

Планшеты и смартфоны (для просмотра мультфильмов) должны быть использованы только в качестве поощрения. Просто как один из видов развлечения, при этом вполне заменяемый каким-то другим  интересным занятием.

Мы живём в век «высоких технологий», и когда придёт время, ребёнок сам освоит все необходимые электронные ресурсы для  удовлетворения потребностей современного человека. Для этого совсем необязательно предлагать ему гаджеты в столь раннем возрасте. Главное, дарить ребёнку своё внимание, любовь и заботу, предлагая ему своё личное время и интересные развивающие занятия, не заменяя их новомодными устройствами.

 
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание правильного отношения к техническим устройствам.

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков инфо...

Статья на тему: "Современные гаджеты в жизни детей"

В статье освещается проблема зависимости наших детей от современных электронных устройств, о тесной связи "компьютер-ребенок", которая укрепляется с каждым годом все прочнее и прочнее. Так л...

Консультация : "Гаджеты в жизни ребёнка"

ПОМНИТЕ: даже самый дорогой и умный гаджет никогда не заменит живого человеческого общения!...

Современные гаджеты в жизни ребёнка

Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Даже дети начинают пользоваться ими с самого раннего возраста...

Консультация для родителей "Гаджеты в жизни ребёнка"

Смартфоны, планшеты и другие гаджеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. 90 % детей пользуются ежедневно электронными гаджетами. Но помимо пользы они приносят и вред в любом воз...

Статья "Значение сказок А.С.Пушкина в жизни ребёнка"

Статья "Значение сказок А.С.Пушкина в жизни ребёнка"...

Гаджеты в жизни ребёнка

Рекомендации для родителей "Гаджеты в жизни ребёнка"...