Семинар "Формы организации театрализованной деятельности в ДОУ". Уровень ДОУ, 2018г.
материал

Шершнёва Ангелина Валерьевна

Старший воспитатель МДОУ № 32, Шершнева Ангелина Валерьевна выступила  с сообщением и презентацией "Формы театрализованной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                       «Детский сад № 32 общеразвивающего вида»

Сообщение и деловая игра для педагогов

на семинаре

«Формы организации театрализованной деятельности в ДОУ»

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Шершнева Ангелина Валерьевна

26.01.2018 г.

Формы организации театрализованной деятельности в детском саду

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

Занятия

Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

Таким образом, театрализованная деятельность будет способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди.

Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов и зрителей», т.е. на «постоянно выступающих» и «постоянно смотрящих», как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи:

Понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны;

Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал.

В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Индивидуальная работа

Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком – один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и малышом. Это даёт воспитателю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

Самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «… как будто бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают чему они могут верить и чего не надо замечать.

Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей… Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности детей ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мир, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Развлечения

Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Праздники

Праздники, также как и развлечения должны доставлять радость и давать возможность каждому проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Кружковая работа

Также одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа, которая способствует решению следующих задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое.

В дошкольном учреждении имеется педагог- руководитель детского театра, который не только реализует эти задачи, но и корректирует действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том числе и по театрализованной деятельности, привлекает их к активному участию в работе над играми – представлениями (вплоть до участия в них в роли «актеров»).

Руководитель театрализованной деятельности проводит работу с детьми, желающими ходить в кружок. Руководитель кружка ставит перед собой цель – не ограничиваться сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми – «актерами», а красной нитью через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала.

Содержание курса включает в себя, главным образом, работу над спектаклем: анализ содержания произведения, распределения ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, а постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, которые бывают не реже одного раза в неделю по тридцать – сорок минут, либо в первую половину дня, либо во вторую. Но такая работа не проводится в изоляции от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности.

Так, например, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т.д.; на речевых занятиях у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чисто говорок, потешек и пр., дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля и пр., на занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельные ее персонажи. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной детской деятельности. Дети играют в «театре». Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу. Дети рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

В театральной студии под руководством специалиста разыгрываются разные этюды для передачи различных чувств, речевые упражнения. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной игрой – постановкой, представлением. При этом целесообразнее использовать прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых кукол би-ба-бо и пр.). Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (музыка В. Золотарева), одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы би-ба-бо на ширме, другие – настольный театр, третьи – драматизируют.

В дни, когда намечена постановка, распределяются роли между всеми детьми группы: кто пойдет разносить пригласительные билеты для детей- зрители (в приглашенную группу) и взрослым (сотрудникам учреждения), кто принимает участие в оформлении выставки ,фойе детского театра, вывешивают афиши, кто помогает подготовить артистическую комнату (костюмы, атрибутику) и т.д. – это в первую половину дня. После дневного сна игра – действие продолжается: теперь нужен контролёр, экскурсовод, дежурный по залу, по сцене, в кафе; артисты переодеваются в костюмерной… И в назначенный час приходят гости (дети другой группы и взрослые). Спектакль начиняется. Целесообразно задействовать в нем как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артистов на отдельные роли и включить в действие взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Отчет по самообразованию «Театрализованная деятельность в ДОУ за 2016 – 2018г.

Отчет по самообразованию«Театрализованная деятельность в ДОУ за 2016 – 2018гОтчёт по самообразованию по теме:«Театрализованная деятельность в ДОУ»воспитателя Сериковой Над...

Открытая организованная образовательная деятельность "Помоги Мишутке". Уровень ДОУ 2018г.

27 апреля 2018 года в нашем детском саду, воспитатель, Андреенкова Татьяна Николаевна, провела открытый показ организованной образовательной деятельности для педагогов с детьми младшего дошкольного во...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности: Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

Обоснование актуальности и перспективности опыта.Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность являе...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...