1.ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ
методическая разработка (старшая группа)

Рахуба Оксана Васильевна

Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте

Развитие интереса к укладу, быту и традициям русского народа .

Развитие творческих способностей детей и познавательной активности

Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.obzornaya_ekskursiya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

            Экскурсия в мини-музей «Чудо-ложка»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и гражданской ответственности; активизация интереса к изучению истории Отечества

Задачи:

Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте

Развитие интереса к укладу, быту и традициям русского народа .

Развитие творческих способностей детей и познавательной активности

Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Ложки деревянные», атрибуты для игр, коллекция ложек, поделки и рисунки учащихся.

                                        Ход мероприятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в наш музей.  Только уговор у меня такой с вами будет: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны? А еще в наших краях говорят исстари: «Где хотенье, там и уменье!» Согласны ли вы с такими правилами?

Воспитатель:

А теперь, ребятки, вам моя загадка:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые!

Дети: Это Хохлома.

Да! Это Хохломская роспись. А началась она с росписи одного маленького, но очень необходимого нам предмета. А что это, отгадайте сами:

Ребенок 1: Длиннохвостая лошадка

                 Привезла нам каши сладкой.

                 Ждёт лошадка у ворот –

                 Открывай по шире рот . (Ложка)

Да, сегодня мы поговорим о ложке. О старинной деревянной русской ложке. Узнаем, когда она появилась, как к ней относились в старину. Познакомимся с пословицами, приметами, связанными с ложкой. Вы узнаете много интересного.

История ложки.

 Кто из вас задумывался, когда же появился этот прибор?

 Она состоит из черпака и ручки. А делали это чудо мастера-ложкари.

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались.  

У нас на Руси ложки появились в 17 веке.  Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами.

Ребенок 2. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

Ребенок 3. Ложки часто носили при себе  просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"

                                     

                                           Хохломская роспись

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень  раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги.                              

Жители села издавна занимались разными ремеслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Огромным спросом пользовалась деревянная посуда, расписанная в красные, черные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей Руси. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии, заслужив всемирную славу. Хохломская ложка- один из популярнейших сувениров из России.  Орнамент ложки- змеящийся стебель, покрытый травой, где каждая ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей дома, на природе и на даче.

Ложки в основном обрабатываются в ручную, а изготавливают из осины, липы, березы.

Игровая пауза «Кто быстрее?»

Двое играющих получают по столовой ложке и по деревянному расписному яичку. Встав на линию старта, они должны взять в правую руку ложку с яичком и по сигналу побежать. Стараясь не уронить яйцо, участники добегают до финиша (его обозначают стулом или флажком) и возвращаются обратно. Если яйцо упадёт, надо остановиться, поднять его без помощи второй руки и продолжить бег.

                                      Пижемская ложка

Поселенцы  из  Великого Новгорода, были обучены грамоте. Они принесли в Печерский Край рукописную книжную культуру, которая и послужила важнейшим источником для пижемской росписи. Мастера по изготовлению ложек и посуды традиционно живут в деревнях по реке Пижме, поэтому ложка и получила название – пижемская.

Пижма по древнерусски означает- рябина, это дерево служит материалом для изготовления ложки. Верхняя часть ложки чаще выполнялась в виде вытянутого овала, небольшого по глубине (по сравнению с хохломской ложкой) или имела каплевидную форму и гармонично соединялась с черенком: пижемские ложки «разливистые», в форме овального лепестка, черенок у них щепкой.

Моделирование из ложек: «Собери узор по образцу»

                                                   Вятские ложки

 Делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой ложки, не похожей на другие.

Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой.

В Вятской губернии, например, одним из обрядов на свадьбе было связывание ложек жениха и невесты. Ложки сматывали одну с другой со словами: «Как эти ложки связаны крепко-накрепко, так бы и молодые друг с другом связаны были». Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой  - хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

                       Ложка-музыкальный инструмент

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

 Ребенок: Если только заскучаю,

                  Стоит мне на них сыграть,

                  Сразу станет веселее,

                  Ножкам хочется плясать.

                  Подождите, ножки,

                 Пусть сыграют (ложки)

Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

Ребенок 1:Вы же время не теряйте

                   И на ложках нам сыграйте.

                   Сделать ложку лишь полдела,

                   Нужно, чтоб она запела.

Проводится игра «Угадай, на чем играю».

Воспитатель использует инструменты, сходные с ложками: трещотку, колотушку, коробочку, ритмические палочки. Повторять нужно в различном чередовании, если дети слышат звучание ложек, они стучат кулачками, изображая игру на ложках.

Итог мероприятия

Полюбуйтесь – просто диво,

Как всё чудно и красиво.

Нравятся вам ложки? (Да)

Спасибо чудо - мастерам!

-- Вам понравилась наша встреча?

-- Что вы узнали нового о ложке?

-- А что ещё хотели бы узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзорная экскурсия по музею " Космонавтики"

Материал по проектной деятельности...

Методическая разработка к обзорной экскурсии для старших дошкольников «Памятники города».

Патриотическое воспитание – процесс воздействия на детей  с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях русского народа, его героической борьбе, подвигах, знание сим...

Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу

Данный материал использовался мною для проведения выездной обзорной экскурсии со старшими дошкольниками (2011год)...

Обзорная экскурсия по городу Мурманску

В данном материале представлена примерная разработка обзорной экскурсии по городу Мурманску. Здесь можно познакомиться с городом и для этого не обязательно нанимать автобус, экскупсовода. Сядьте на об...

Обзорная экскурсия в мини-музей "Весёлый клоун"

«Каждый музей по-своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого». С давних времён существуют на свете клоуны — люди, чья работа — веселить других...

обзорная экскурсия по городуХвалынску

Экскурсия по городу ХвалынскуЗадачи:Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Хвалынска. Расширять представл...

Обзорная экскурсия в школу для воспитанников подготовительной группы.

Данное мероприятие будет полезно тем воспитателям, которые отправляются вместе с будущими первоклашками на экскурсию в школу....