Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Генрих Наталья Николаевна
Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivalochka.doc591.48 КБ

Предварительный просмотр:

       

          СОГЛАСОВАНО                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета                             Директор  Детского сада «Светлячок»

№_______от_____________                                _______________________Е.В. Бушмелева

 

                                                                 «_____»______________________2019 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Развивалочка»

для детей 6 - 7 лет

                                                                  Составитель: Генрих Н.Н., воспитатель                                                                                                                                                          первой  квалификационной  категории

г. Заводоуковск, 2019 г

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………3

2.Цели, задачи………………………………………………………………………..3

3.Учебно - тематический план программы………………………………………...4

4.Содержание программы. ……………………………………................................17

5.Планируемые результаты…………………………………………………………

6.Годовой календарный учебный график…………………………………………18

7.Организационно-педагогические условия реализации программы…………..18

8.Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоение программы, условия реализации программы…………………………………….19

9. Список литературы………………………………………………………………23

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                               

           

Пояснительная записка

         Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

       В основе дополнительной общеразвивающей программы «Развивалочка», лежит увлекательный математический материал, который представлен различными играми способствующим  развитию логическое мышления, смекалки,  гибкости ума, воображения,  самостоятельности, умению анализировать.            Математическая грамотность – это один из  критериев составляющих успешное обучение выпускника детского сада в школе. Упражнения конструктивного характера, содержательны по форме, отличаются необычностью решения. Головоломки   геометрической и арифметической   направленности, а также игры с тико, лего конструкторами, позволяют развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия в игровой форме, развивают фантазию и творческие способности детей.

       В данной программе, выбрана система работы с использованием  заданий из программы И.А.Понамарёвой,  В.А. Позиной  «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие», развивающих игр с кругами Луллия,  Ф. Фрёбеля, Д.Кюзенера, З.Дьенеша, В.Воскобовича.

      Программа разработана со следующими нормативными документами:

      - Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.)

      - Федеральный закон РФ от 29.12.2012г № 223 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

      - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13»  

        Дополнительная общеобразовательная программа реализуется во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут.

         Цель: развитие математических способностей и овладение детьми подготовительного к школе возраста  приёмами логического мышления через систему занятий познавательной направленности.                                                                                                                                  

Задачи:

1. Заинтересовать детей математическим материалом.

2. Создать условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.

3. Продолжить формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции.

4. Развивать   пространственное мышление, умение ориентироваться на листе бумаг, чувство цвета, формы, мелкую моторику рук.

5.Развитие интеллектуального, эмоционального, социально – личностного компонента.

                                       3.Учебно - тематический план программы

Кол-во занятий

Тема

Содержание

Количество часов

сентябрь

1 -4

         Мониторинг

Счет до 10

Геометрические фигуры

Цвет, форма, размер (в соответствии с требованиями возрастных особенностей)

определение уровней развития

 2ч

октябрь

1

«Цвет, форма»

 Игра: «Составим узор».

(цветные счетные палочки Кюизенера)

Интеллектуальная игра с бросовым материалом «Разложи предметы по цвету»

развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму и размер.

30 мин

2

«Большой - маленький»

Игра: «Грибы».

(Используя муляжи грибов различного размера)

Игра «Матрёшки»

Игра «Что в руке?»

закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

30 мин

3-4

«Формирование представлений  «высокий - низкий» , «толстый – тонкий», «длинный - короткий» (использование «Тико» конструктора )

Игра: «Новый микрарайон»

Игра «Дома высокие и низкие»

Игра «Тропинка во дворе»

Научить детей сравнивать предметы по величине: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий – узкий,

 закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам,

закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

5

«Счёт, порядковые числительные».

(использование песочниц)

Игра: «Сосчитай жителей пустыни»

Упражнение в рабочей тетради «Кто прибежит к финишу первый?» ,

Игры «Бродилки»

 закреплять прямой и обратный порядковый счет, развивать речь, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

30 мин

6

«Пространственные представления»

Игра:«Будь внимательным!»

Игра:«Что справа?

Что слева?»

Интеллектуальная игра «Близкие по значению» (использование пуговиц, мозаики, игра с воздушными шарами)

 учить  сравнивать два предмета, контрастные по высоте, обозначая результаты.

30 мин

7

«Круг, квадрат, прямоугольник»

Игра «Собери фигуру»-

(использование Тико – конструктора)

Игра «Собири фигуру из счётных палочек» (круги Лулия)

Игра «Колокольчик»

Игра «На плоту»

 закрепить названия геометрических фигур, упражнять в счете в пределах 10;

- закрепить умение составлять геометрические фигуры из счетных палочек

30 мин

8

«Зрительно – мыслительный анализ» 

Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников (использование блоков Дьенеша)

 Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

ноябрь

1-2

«Измерение жидких и сыпучих тел условной меркой»

Игровые задания: «Измерь живую и мертвую воду в графинах»;

«Определи, какой крупы больше, гречневой или рисовой?»

«Математические загадки»,

Игра: «Что легче?»

 

Формирование умения определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки. 

2

«Сравнение»

Игра «Варим кашу»

Пальчиковая игра

«Повар»

Игра малой подвижности «Маша каши наварила»

продолжать формировать умения определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки. 

30мин

3

«Сенсорное развитие»

 Игры: «Черный, серый, белый», «Волшебные краски»,

 Игра с крупой «Разбери гречку и рис»

Игры:«Забавные прищепки», «Весёлые клоуны», «Вагончики»,

«Пуговицы и застёжки»

формирование у детей психомоторных навыков  и сенсорного восприятия

30мин

4

«Графические умения»

Графическое упражнение «Заяц»;

Математическая разминка «Графические загадки»

ормирование глазомера, зрительной памяти; развитие воображения.

30 мин

5

«Веселые цифры»

Игры: «Задание на сложение»,

«Лабиринт»,

«Дорисуй узор»,

 « Найди  три одинаковых предмета».

закрепить умение сравнивать два рядом стоящих числа, используя знаки «больше», «меньше», развивать память, мышление, умение делить квадрат, путем складывание на разное количество разных фигур.

30 мин

6

«Счет по цепочке»

Игры: лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

«Нарисуй стрелки на часах»,

«Сосчитай треугольники и квадраты»,

 «Повтори узор», «Найди четыре одинаковых фигуры

 закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате.

Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность

30 мин

7 -8

Математический КВН «Математические приключения»

Закрепить навыки полученные ранее

1час

декабрь

1

«Предметы формы шара»

Квест – игра «Найди объёмную фигуру, шар»

 формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара.

30 мин

2

«Куб»

«Загадки о геометрических фигурах»

Игра «Ящик со сказками»

формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы куба.

30 мин

3

«Параллелепипед»

Игровая ситуация «Что есть у параллелепипеда?», «Что в мешочке?», «Фотографы».

формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы параллелепипеда.

30 мин

4

«Задачи на смекалку» (использование киндер – игрушек, счётных палочек, мозаики), (Электронное дидактическое пособие «Шхуна»)

упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку

30  мин

5

«Цилиндр»

Игра «Каток»,

Подвижная игра

«Будь внимателен!»

Упражнение «Сосчитай» (палочки Кюзеинира)

формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы  цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей

30 мин

6

«Задачи на смекалку»

(Электронное дидактическое пособие «Шхуна»)

повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление

30 мин

7

« Графические умения»

«Кораблик» - графический диктант.

отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7.

30 мин

8

«Пирамида»

 Игры с песком «Фигура потерялась», «Покажи и расскажи», упражнения в тетради.

формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, продолжать закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей.

30 мин

январь

1

«Ориентирование в пространстве»

Игры:  «Колумбово яйцо»,

 «Напиши так же»,

«Молчанка»

 развивать навыки счета,  умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве

 

 

30 мин

2

«Веселые цифры»

 «Задание на сложение»;

Игры: «Лабиринт»,

«Дорисуй узор» (рисование в песочнице )

 развивать  зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность

Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги,  проходить лабиринт

30 мин

3

«Время по часам»

Игры: «Веселый счет»,

 «Определи время по часам»

Игра с кругами Луллия

закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры

Развивать образное восприятие,  внимание, глазомер, мышцы рук

30 мин

4

«Счет»

Игры: «Счет с хлопками»,

 «Танграм»,

 «Продолжи узор»

 закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки

Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности , логическое мышление

30 мин

5

«День и ночь» 

Игры: «Какая цифра исчезла?»

 Электронное дидактическое пособие «Шхуна»

развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность

30 мин

6

«Назови соседей»

Игровые задания: «Найди одинаковые домики»,

 «Дорисуй домики» - работа в тетрадях;

 Игры со счетными палочками

Цель: развивать   умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль

30 мин

февраль

1

«Состав числа»

Игровые упражнения: «Я задумала число»,

 «Числовые домики»,

«Чего не хватает?»,

 «Покажи одинаковые чашки»- рабата в тетрадях

Цель: закрепить состав чисел 8. 9, 10  из двух меньших

Развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность

30 мин

2

«Логическое мышление»

Цель: «Веселые цифры»,

 « Разложи по клеточкам»,

«Что останется?»,

Цель: развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер

30мин

3

«Забавные примеры»

Игровые задания:

«Измени число»,

 Электронное дидактическое пособие «Шхуна»,

«Помоги щенку пройти к домику»

развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания,  пространственное представление

30 мин

4

«Выводы»

Логическая задача

 «Составь изображение»,

Лабиринт «Найди самую короткую дорогу»

развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений

5

«Логические задачи»

«Птицы на ветке»,

«Головоломка»,

«Животные в лесу»,

«Математические задачки»

развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление

30 мин

6

«Счет по цепочке»

Игры: лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

«Нарисуй стрелки на часах»,

«Сосчитай треугольники и квадраты»,

 «Повтори узор», «Найди четыре одинаковых фигуры

 

учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа»..

30 мин

7

«Счет по цепочке»

Игры: лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

«Нарисуй стрелки на часах»,

«Сосчитай треугольники и квадраты»,

 «Повтори узор», «Найди четыре одинаковых фигуры»

(игры с блоками Дьенеша)

закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате.

Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений

30 мин

8

«Математическая викторина»

 Задачи в стихах

 «Найди лишнее»

«Найди два зонтика»

«Нарисуй так же»

Лабиринт  «Помоги червяку съесть грушу»,

«Найди похожие предметы»

Закрепление  знаний полученных ранее

30 мин

март

1

«Решение задач»

«Волшебные  палочки» и игра с палочками Кьюзенера,

«Математические загадки»

закрепить счет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели.

Развивать  смекалку, сообразительность, быстроту реакции

30 мин

2

«Дни недели»

Игровое упражнение «Исправь ошибку художника»

Работа с перфокартами – «Дни недели»

Развивать  умение ориентироваться в пространстве, знать последовательность дней недели.

30 мин

3

«Веселый счет»

Упражнения:

«Считай не ошибись»,

   «Что сначала, что потом?»,

 «Сложи вместе», игра «Лабиринт».

закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки

Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности , логическое мышление

30 мин

4

«Сенсорное развитие»

 Игры: «Черный, серый, белый», «Волшебные краски»,

 Игра с крупой «Разбери гречку и рис»

Игры:«Забавные прищепки», «Весёлые клоуны», «Вагончики»,

«Пуговицы и застёжки»

развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисти рук, мелкую моторику.

30 мин

5

«Знаки «больше – меньше»

Игры: «Расположи правильно», «Назови соседей», «Знаки просят помощи», «Цифры спрятались»; упражнения: «Заполни пропуски», «Реши примеры», «Что нужно сделать , чтоб получилось 4 квадрата?»;

Игры: «Скажи наоборот», «Посади ребят в вагоны паровоза».

закрепить умение сравнивать два рядом стоящих числа, используя знаки «больше», «меньше», развивать память, мышление, умение делить квадрат, путем складывание на разное количество разных фигур.

30 мин

6

«Веселые цифры»

Игры: «Задание на сложение»,

«Лабиринт»,

«Дорисуй узор»,

 « Найди  три одинаковых предмета».

развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность

Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги,  проходить лабиринт

30 мин

7 - 8

«Математический волейбол»

закрепление пройденного материала

1 час

апрель

1

«Логические задачи»

«Птицы на ветке»,

«Головоломка»,

«Животные в лесу»,

«Математические задачки»

развивать у детей приёмы мыслительной активности

30 мин

2

«Задачи на разделения целого на части».

Игры: «Как

называется  часть?», «Четвертинка».

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин».

развивать умение, делить  целое на равные и неравные части .

30 мин

3

«Составление задач»

«Придумай задачу», «Какое действие?»,

«Задачи», работа в тетради.

закрепить умение составлять задачи, сравнивать числа, называть последующее и предыдущее число.

30 мин

4

«Ориентирование в пространстве»

Игровые  упражнения «Гуси – лебеди», «Сапоги скороходы», «Что длинней?», графический диктант «Кораблик».

закреплять умение ориентироваться на листе бумаге; представление о геометрических фигурах (отрезок, луч, прямые, кривые линии).

30 мин

5

«Части суток»

Презентация « Неделя у Емели»,

Игра «Задания семи гномов», «Лото – неделька», работа в тетрадях, считалка «Дни недели».

закрепить знания о том, что 7 дней (суток) составляют неделю. Каждый день недели имеет своё название и порядковый  номер.

30 мин

6

«Счет по цепочке»

Игры: лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

«Нарисуй стрелки на часах»,

«Сосчитай треугольники и квадраты»,

 «Повтори узор», «Найди четыре одинаковых фигуры

закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате.

Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений

30 мин

7 -8

«Математический квест»

Закрепление пройденного материала

1 час

май

1

«Математические головоломки»

«Задачи – шутки», «Ребусы», «Математический кроссворд».

закрепить понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов

30 мин

2

«Счёт десятками»

Игры: «Умники и умницы», «Составь число из десяток и единиц», «Назови, сколько?», «Дружные числа».

способствовать к счёту десятками, в прямом и обратном счёте в пределах 100.

30 мин

3

«Измерение объёма. Литр»

Видиопрезентация «Как медведь мерил бочки с мёдом», игровые упражнения «Сравним сосуды», «Угадай сколько литров и проверь»игра «Магазин».

закреплять навыки сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки, закрепить представление о мере – литр

4

«Клуб юных знатоков»

1й этап «Разминка»,

2й этап «Заяви о себе»,

3й этап «Найди своё место»

4й этап «Реши задачу»,

5й этап «Построй фигуру»,

7й этап «Заполни домик».

развивать математические способности, память, логическое мышление.

30 мин

5 -8

«Мониторинг»

2 ч

И того:

64ч

4.Содержание программы.

В основе программы лежит идея о развитии интеллектуальных способностей, общего умственного развития по средством нетрадиционных техник, нестандартного оборудования.

Деятельность представляет систему развивающих игр,  упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания,
которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Разделы программы: 

  • Количество и счет
  • Ознакомление с геометрическими фигурами
  • Ориентировка в пространстве
  • Ориентировка во времени

Количество и счет.

Цель:  знакомство со счетом и цифрами  в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу»

« Путаница»

«Задумай число»

«Считай, не ошибись»

«Мозаика цифр»

«Веселые цифры»

«Подбери пару»

«Числовые домики»

Электронные дидактические пособия: «Умею считать», «Забавная арифметика», «Найди цифру»

Геометрические фигуры.

Цель: расширение представлений о многоугольниках и их свойствах,  умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»

«Что общего и чем различаются фигуры»

«Найди предмет такой же формы»

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»

«Найди лишнюю фигуру»

«Танграм»

«Пифагор»

Игры со счетными палочками

Электронные дидактические пособия: «Незнайка и геометрические фигуры», «На что похоже»

Определение величины.

Цель: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения, ориентироваться на листе бумаги, в пространстве.

В работе по данному разделу используются игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче - длиннее»

«Путешествие по комнате»»

«Художник»

Электронные дидактические пособия: «Кто, где находится», «Слева, справа»

Работа в тетрадях – графические диктанты

Ориентировка во времени                                                                                            

Цель: формирование  чувства времени, умение определять время по часам, знакомство с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепление представлений  о последовательности дней недели, месяцев года.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Живая неделя»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

«Назови пропущенное слово»

«Круглый год»

Электронное дидактическое пособие «Учимся определять время по часам»

Модели времен года, месяцев года, недели, часов

Перфокарты

Логические задачи

Цель: развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

В работе используются:

Счетные палочки

Ребусы

Игры: «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм»,  «Пифагор»

Головоломки:  «Кубик-рубик», « Лабиринт»

Задачи в стихах, задачки - шутки

Логические задачи

Задания на поиск недостающих частей, предметов, отличий – «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?»,  «Чего не хватает?»,  « Найди ошибку»

Лабиринты

Решение проблемных ситуаций - «Кого больше?», «Что получится, если измерять разными мерками?»

Словесные логические задачи.

Работа в тетрадях.

Электронные дидактические пособия: «Найди такой же», «Четвертый лишний», «Что лишнее?»

                                                               5.    Планируемые результаты.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

 К семи  годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
  • Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
  • Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

                                     6.Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

16.09.2019-29.05.2020г.

Продолжительность образовательного процесса

34 недели

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2020-13.01.2020г

Педагогическая диагностика

16.09.2019-27.09.2019г

11.05 – 29.05.2020г

             7.Организационно-педагогические условия реализации программы

Участники:  дети 6 -7 лет

Срок обучения: программа кружка  рассчитана на один год обучения

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Методы и формы работы:

       Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты) 

  • Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
  • Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
  • Практические (упражнения)
  • Интегрированный метод (проектная деятельность)

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические  задачи

  • Логико - математические игры.
  • Интегрированные игровые задания.
  • Совместная игровая познавательная деятельность.
  • Самостоятельная игровая деятельность.

Методическое обеспечение:

  • Игры на составление плоскостных изображений предметов
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике
  • Геометрические мозаики и головоломки
  • Занимательные книги по математике
  • Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы
  • Простой карандаш; набор  цветных карандаше
  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами
  • Счетный материал, счетные палочки.                                
  • Набор цифр
  • Геометрическая мозаика, песочницы, контейнеры с сыпучими материалами (крупы), круги Луллия,  «Колумбово яйцо».
  •  Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
  • Электронные дидактические пособия »

                                      8.Оценочные и методические материалы:

                                                             Мониторинг

        Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме       итоговых игровых занятий (конец года)

1) Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5-6 лет / А. В. Белошистая. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 24 с. – (Готовим ребенка к школе).

2) Диагностическая карта освоения образовательного маршрута учащимися по дополнительной общеобразовательной программе «Развивалочка».

Критерии оценки :

Высокий уровень - ребенок:

- знает названия частей суток (утро, день, вечер, ночь); времен года (лето, осень, зима, весна);

- умеет устанавливать причинно-следственную связь событий;

- имеет понятия один – много; знает числа и цифры, состав числа, числовой отрезок, порядковый счет;

- знает названия основных геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, трапеция); математических знаков (+,-, =, <,>); школьных принадлежностей (карандаш, точилка, ластик, линейка, счетные палочки, тетрадь, мел, доска);

- умеет свободно ориентироваться на плоскости листа; зрительно-моторная координация развита хорошо;

- умеет сравнивать множества по кол-ву на основе счета; сравнивать предметы сложной формы и находить одинаковые;

- умеет самостоятельно определять и продолжать закономерность чередования;

- свободно считает в пределах 10 и сравнивает множества с опорой на пересчет, соотносит число предметов с цифрой;

- умеет логически мыслить, различать фигуры по форме, находить соответствие предметов друг с другом;

- отлично пользуется школьными принадлежностями: счетными палочками, набором геометрических фигур, карандашом, линейкой, ластиком, точилкой;

- умеет воплотить свой замысел и самостоятельно организовать, и выполнить работу;

- умеет анализировать, сравнивать, дополнять;

- умеет слышать и слушать педагога;

- умеет работать в коллективе, культура общения присутствует на достаточно высоком уровне;

- умеет рационально организовывать свое рабочее место, самостоятельно соблюдает технику безопасности в процессе деятельности.

Средний уровень – ребенок:

- неуверенно знает название частей суток (утро, день, вечер, ночь); времен года (лето, осень, зима, весна);

- неуверенно устанавливает причинно-следственную связь событий;

- неуверенно различает понятия один - много, числа и цифры. Неуверенно знает состав числа, числовой отрезок, порядковый счет - иногда пользуется помощью педагога;

- неуверенно называет основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, трапеция); математические знаки (+,-, =, <,>); школьные принадлежности (карандаш, точилка, ластик, линейка, счетные палочки, тетрадь, мел, доска);

- неуверенно ориентируется на плоскости листа; зрительно-моторная координация недостаточно развита;

- неуверенно сравнивает множества по количеству на основе счета; сравнивать предметы сложной формы и находить одинаковые;

- с помощью педагога умеет определять и продолжать закономерность чередования;

- неуверенно считает в пределах 10 и сравнивает множества с опорой на пересчет, соотносить число предметов с цифрой;

- не всегда хорошо логически мыслит, умеет различать фигуры по форме, находить соответствие предметов друг с другом;

- неуверенно пользуется школьными принадлежностями: счетными палочками, набором геометрических фигур, карандашом, линейкой, ластиком, точилкой;

- воплощает свой замысел с помощью педагога;

- может анализировать, сравнивать, дополнять на определенные темы или на определенных этапах работы;

- умеет слышать и слушать педагога, но не всегда может концентрировать внимание;

- работает в коллективе, не склонен к конфликтам, культура общения присутствует, но часто не уверен в себе;

- не всегда может рационально организовывать свое рабочее место, выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога.

Низкий уровень – ребенок:

- плохо знает название частей суток (утро, день, вечер, ночь); времен года (лето, осень, зима, весна);

- слабо и неуверенно устанавливает причинно-следственную связь событий;

- имеет понятия один - много, путает понятия числа и цифры. Не знает состав числа, числовой отрезок, порядковый счет, всегда пользуется помощью педагога;

- не знает название основных геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, трапеция, математических знаков (+,-, =, <,>) часто их путает; не знает названия школьных принадлежностей (карандаш, точилка, ластик, линейка, счетные палочки, тетрадь, мел, доска);

- не умеет ориентироваться на плоскости листа; зрительно-моторная координация развита слабо;

- не может без помощи педагога сравнивать множества по количеству на основе счета; не всегда может сравнивать предметы сложной формы и находить одинаковые;

- не умеет определять и продолжать закономерность чередования;

- слабо считает в пределах 10, сравнивать множества с опорой на пересчет, соотносить число предметов с цифрой может в элементарных случаях;

- не умеет логически мыслить, не умеет различать фигуры по форме, находить соответствие предметов друг с другом;

- не всеми школьными принадлежностями умеет пользоваться;

- не умеет воплотить свой замысел, т. к. действует случайным образом;

- не может анализировать, сравнивать, дополнять самостоятельно;

- часто не понимает смысла задания педагога;

- при работе в коллективе, не проявляет активности, либо мешает общей работе; культура общения развита слабо;

- не может рационально организовывать свое рабочее место, выполняет правила техники безопасности только под контролем педагога.

Методические материалы.

На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.

Методы обучения:

Словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).

Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)

Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи).

Наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование).

Исследования (знакомство с электронными носителями).

Обучение успехом (поощрения).

                                          9. Список литературы

                                                                                                   

 1.С.И. Волкова «Математические ступеньки Москва «Просвещение» 2009

2.З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

3.З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.

.

4.З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.

5.В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

6..А.П. Тимофеевский «Малышам о формах и размерах  ЗАО «Омега», Москва

7.Диагностика умственного развития дошкольника (под редакцией Л.А. Венгера) - М., Педагогика, 1996.

8.Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников./ Сост. Корепанова М.В. – Волгоград, 2004.

9.Математика до школы. /Сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л.- СпБ., «Детство-Пресс», 2000.

10.Первые шаги в математику. Методическое пособие./Сост. Буланова Л.В., Корепанова М.В. и др.- Волгоград, 2004.

11.Харько Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет.- СпБ., 2007

                                                                                                                                                       

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...