Методическая разработка «Безопасность - прежде всего» группа старшего дошкольного возраста «Радуга»
учебно-методический материал (старшая группа)

Савкина Татьяна Сергеевна

Аннотация

 

Актуальность проблемы

обучения дошкольников старшего возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Детский дорожно-транспортный травматизм в России имеет все признаки национальной катастрофы. По данным статистики Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России численность ДТП с участием детей, выше среднего, чем в других странах. Показатели свидетельствуют о том, что ситуация  с ДДТТ стремительно растет. Это связанно с резким увеличением численности машин на улицах города.

 

Исследуя причины ДТП с участием детей, можно выделить следующие возрастные и психофизиологические особенности: незрелость, неправильное оценивание обстановки, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, Дети стремятся быть похожими на взрослых, повторят за ними поступки, которые могут привести к беде на дороге. Но зачастую недооценивают свои возможности, быстроту реакции. Дети не полностью воспринимают опасность, когда играют вблизи дороги. Поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

 

Обучение детей безопасному поведению на дороге – актуальная и современная проблема. Решая ее, мы даем дошкольников знания, формируем навыки безопасного поведения на дороге – в итоге чего снижается ДТП с участие детей.

 

Дошкольники – особая категория пешеходов и пассажиров. Дети ни взрослые, и многое сказанное им терминами из правил ПДД, не воспринимается в полном объеме. Всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

 

В нашем саду собрано много материала по ПДД. Мы решили провести НОД по ПДД для старшей группы: «Безопасность - прежде всего»

 

Цель:

 • Дать дошкольникам представление «Правила Дорожного движения»

• Уточнять и расширять представления дошкольников обо всех участниках на дороге;

• Развивать способность применять на практике полученные знания;

• Воспитывать у дошкольников дисциплинированность и внимательность, осторожность и осмотрительность, на дороге.

 

Делая вывод, можно сказать, что только общими усилиями воспитателей и родителей, применяя их опыт и знания, терпение и такт, можно подготовить наших детей к самостоятельности на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лучик» города Балашова Саратовской области»

Методическая разработка

конспекта НОД по ППД

«Безопасность - прежде всего»

группа старшего дошкольного возраста «Радуга»

Подготовила:

Савкина Т.С.,

воспитатель

МДОУ д/с «Лучик»

г.Балашова

Балашов 2019

Содержание

Введение………………………………         ………………………………….3

Аннотация                                                                                                         4

Конспект НОД по ППД «Безопасность - прежде всего»                              5

Заключение                                                                                                        8

Литература                                                                                                         9

Ведение

В России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнут люди. Ежегодно под колесами машин гибнут дети, некоторые выживают, но остаются инвалидами на всю жизнь. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным аспектом безопасного дорожного движения является сохранение человеческой жизни, особенно детской.

 

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма говорит о том, что основная причина - низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Дошкольники не владеют в полной мере навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Данная методическая разработка посвящена именно этой проблеме.

Этот материал будет полезен воспитателям при разработке конспектов НОД. Методическая разработка включает в себя конкретные материалы, которые могут быть использованы педагогом в своей работе. При создании методической разработки были задействованы многие направления: совместная деятельность дошкольников, познавательная деятельность, игровая деятельность.

В настоящий момент перед педагогом стоит важная задача – обучение дошкольников правилам поведения на дороге. Необходимо разработать такие методы и приемы для освоения, которые дошкольник будет применять на практике в трудных дорожных ситуациях. Одним из путей сохранения жизни и здоровья дошкольников - коллективная подготовка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Аннотация

Актуальность проблемы

обучения дошкольников старшего возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Детский дорожно-транспортный травматизм в России имеет все признаки национальной катастрофы. По данным статистики Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России численность ДТП с участием детей, выше среднего, чем в других странах. Показатели свидетельствуют о том, что ситуация  с ДДТТ стремительно растет. Это связанно с резким увеличением численности машин на улицах города.

Исследуя причины ДТП с участием детей, можно выделить следующие возрастные и психофизиологические особенности: незрелость, неправильное оценивание обстановки, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, Дети стремятся быть похожими на взрослых, повторят за ними поступки, которые могут привести к беде на дороге. Но зачастую недооценивают свои возможности, быстроту реакции. Дети не полностью воспринимают опасность, когда играют вблизи дороги. Поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Обучение детей безопасному поведению на дороге – актуальная и современная проблема. Решая ее, мы даем дошкольников знания, формируем навыки безопасного поведения на дороге – в итоге чего снижается ДТП с участие детей.

Дошкольники – особая категория пешеходов и пассажиров. Дети ни взрослые, и многое сказанное им терминами из правил ПДД, не воспринимается в полном объеме. Всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В нашем саду собрано много материала по ПДД. Мы решили провести НОД по ПДД для старшей группы: «Безопасность - прежде всего»

Цель:

 • Дать дошкольникам представление «Правила Дорожного движения»

• Уточнять и расширять представления дошкольников обо всех участниках на дороге;

• Развивать способность применять на практике полученные знания;

• Воспитывать у дошкольников дисциплинированность и внимательность, осторожность и осмотрительность, на дороге.

Делая вывод, можно сказать, что только общими усилиями воспитателей и родителей, применяя их опыт и знания, терпение и такт, можно подготовить наших детей к самостоятельности на дороге.

Конспект НОД по ППД

«Безопасность - прежде всего»

Цель: закрепить знания дошкольников о правилах безопасного поведения на дорогах и улице.

Задачи: объяснить дошкольникам, что в большом городе всё движение – и машины, и пешеходы – должны соблюдать определенные правила, которые называются «Правила Дорожного Движения». Закрепить понятия: «транспорт», «проезжая часть», «пешеходы». Совершенствовать умение правильно переходить улицу. Закрепить цвета светофора и их значения. Познакомить с основными дорожными знаками, научить различать и понимать их. Развивать логику, мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке. Воспитывать у дошкольников ответственность за свою собственную жизнь.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, видеозапись, разрезные дорожные знаки, медали детям; музыкальное сопровождение

Действующие лица:

Ведущая – воспитатель группы

Лиса Алиса и Кот Базилио с друзьями  - родители воспитанников (5 человек)

Предварительная работа:

- беседа «Мой друг - Светофор», «Знаки бывают разные», «Как правильно переходить улицу и дорогу», «Поведение в общественном транспорте»

- дидактические игры: «Найди пару», «Я — пешеход», «Дорожные знаки»

- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», отгадывание загадок по теме

- рассматривание картин «Наш город»

- рисование «Сказочный автомобиль», аппликация «Наша улица», конструирование «Наша улица»

- составление описательного рассказа по сюжетной картине «Поведение на дороге»

Ход НОД

Под песню «Светофорик» дети входят в зал, оформленный дорожными знаками, на полу «зебра».

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Дети приветствуют воспитателя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как украшен наш зал. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о правилах поведения на дороге, улице. Ребята, расскажите, какие правила поведения вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Вы все назвали правильно. Для чего нужно соблюдать правила?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы становитесь взрослыми и скоро пойдете в школу. Вам придется самостоятельно переходить дорогу, улицу. Чтобы не произошла беда вами, надо соблюдать все правила поведения.

Раздается крик. В зал вбегают Лиса Алиса и Кот Базилио

Лиса: Это ты во всем виноват. Одел свои очки и ничего не видишь.

Кот: А, может, это ты виновата: прикрывалась ото всех своим хвостом.

Лиса: А - ха - ха, только завидовать не надо!

Кот: Было бы чему завидовать!

Лиса Алиса и Кот Базилио продолжают ругаться.

Воспитатель: Уважаемые, Лиса Алиса и Кот Базилио! Разрешите прервать ваш спор и узнать, что с вами произошло.

Лиса: Нас чуть не сбила машина.

Кот: Да еще нагрубил водитель.

Воспитатель: Вы, наверно, переходили дорогу не по правилам?

Лиса и Кот вместе: А что, есть какие – то правила?

Воспитатель: Конечно. Мы вам с ребятами расскажем.

Проводится игра «Подумай и отгадай».

Сколько колес у машины? ( 4)

как называют, того кто ходит по тротуару? (пешеход)

Кто управляет машиной? (Водитель)

Для чего предназначена проезжая часть? ( Для движения транспорта)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)

Что произойдет, если оба участника дорожного движения  - пешеход или водитель  - нарушат правила дорожного движения? ( Авария или ДТП)

Назовите цвета светофора?  (Красный, желтый, зеленый)

На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)

Если нет тротуара, где должен идти пешеход? (По обочине слева, навстречу движущему автомобилю)

Что у инспектора ГИББД в руках? ( Жезл)

Где можно играть, чтобы не случилась беда? ( Во дворе, на детской площадке)

Лиса: Это что же получается, что наши друзья тоже ведут себя не правильно, не соблюдают правила поведения на дороге?

Кот: Мы записали наши игры на телефон. Давайте посмотрим.

Воспитатель: Ребята, внимание на экран.

Первый слайд «Лиса Алиса и Кот Базилио с друзьями играют на проезжей части» (друзья – родители детей)

Воспитатель: Ребята, расскажите, можно ли играть на дороге?

Дети рассуждают, отвечают

Смотрим второй

Второй слайд «Лиса Алиса и Кот Базилио с друзьями в общественном транспорте» (друзья – родители детей)

Воспитатель: Ребята, расскажите, как надо вести себя в общественном транспорте.

Дети рассуждают, отвечают

Следующий слайд

Третий слайд «Лиса Алиса и Кот Базилио с друзьями переходят улицу через проезжую часть» (друзья – родители детей)

Воспитатель: Ребята, расскажите, как и где надо переходить дорогу.

Дети рассуждают, отвечают

Лиса: А еще мы увидели на дороге картинки на палочке. Не смогли поделить, и порвали их.

Лиса достает коробку, в ней дорожные знаки

Воспитатель: Это же дорожные знаки. Они необходимы на дороге и пешеходам, и водителям. Ребята, давайте соединим все части в одно целое, чтобы получился знак. И расскажем, что он обозначает.

Проводится игра «Собери знак». На столе лежат разрезные картинки. Дети собирают части  одно целое

1 знак «Пешеходный переход»

Воспитатель: Как называется этот знак? Что он обозначает?

Ответы детей

2 знак «Движение пешеходов запрещено»

Ответы детей

3 знак «Место остановки автобуса»

Ответы детей

4 знак «Дети»

Ответы детей

Воспитатель: Каждый знак должен стоять на своем месте. Чтобы водители и пешеходы соблюдали  правила. И не случилась беда.

Лиса: Ой, ой! Мы все поняли.

Кот: Чтобы с нами больше не произошла беда на дороге, на улице, мы будет соблюдать правила дорожного движения.

Лиса Алиса и Кот Базилио: Ребята, спасибо вам. Нам надо возвращаться к своим друзьям, знакомить их с правилами поведения на дороге, улице.

Воспитатель: Ребята, давайте на память подарим наши друзья танец «Колесики».

Дети совместно с Лисой Алисой и Котом Базилио исполняют танец

Лиса Алиса и Кот Базилио: До свидания!

Дети и воспитатель: До свидания!

Лиса Алиса и Кот Базилио уходят.

Воспитатель: Ребята! Вы настоящие знатоки правил поведения. Чтобы у всех было хорошие настроение - соблюдайте все правила дорожного движения. Я вручаю вам медаль «Юные знатоки ПДД»

Заключение

В настоящий момент детский сад стремится дать своим воспитанникам качественное образование, достаточно высокий уровень общего развития, в том числе и безопасного поведения на дороге. Соблюдать правила безопасной жизни на дороге должно стать осмысленной потребностью каждого человека, в том числе и ребенка. В ходе игровых действий по обучению ребенка правилам дорожного движения, педагог четко ставит задачи перед собой, чтобы результат стал эффективным.

Ни одно изучаемое направление в детском саду не влияет так на безопасность детей, как ознакомление с правилами дорожного движения. Только практика может дать детям знания о безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Используя разнообразные методы и приемы в работе и обучении, позволяют сформировать у дошкольников умение предвидеть опасные ситуации и адекватно их оценивать.

Благодаря тому, что в саду была создана предметно – пространственная развивающая образовательная среда, были подобраны эффективные методы и приемы не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов в освоении дошкольниками правил безопасного поведения на дорогах.

Литерарура

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Романова Е. А.
  2. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  3. ПДД в детском саду, развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД., перспективное планирование, конспекты занятий, автор Н. В. Елжова издание третьего Ростов – на – Дону, феникс 2013.
  4. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии, авторы – составители Г. Д. Белявская, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко, Э. Г. Шамаева, издательство «Учитель», г. Волгоград 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.

Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...

Методическая разработка познавательной игры для детей старшего дошкольного возраста «Пожарная безопасность.»

Методическая разработка познавательной игры для детей старшего дошкольного возраста«Пожарная безопасность.»...

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....