НОД "Загадочная снежинка" образовательная область "Познавательное развитие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Борисенко Анна Владимировна

Непосредсвенно образовательная деятельность по познавательному развитию (раздел "Развитие познавательно-исследовательской деятельности") на тему "Загадочная снежинка"  для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Данный конспект НОД способствует расширению представлений у детей о снежинках и их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_zagadochnaya_snezhinka.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

 "Детский сад "Радуга"

НОД

по образовательной области "Познавательное развитие"

/модуль "Поисково-исследовательская деятельность"/

на тему "Загадочная снежинка"

(Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

Составила: Борисенко А.В.,

воспитатель

высшая квалификационная категория

п.Агириш 2017г.

Непосредственно образовательная  деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» /модуль «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».

Интеграция: образовательных областей «Познавательное развитие» /модуль «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» и «Речевое развитие» /модуль «Развитие речи»/.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Формы работы

«Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская 

Просмотр видеофильма "Как образуются снежинки", проведение опытов, д/и "Найди две одинаковые снежинки"

«Речевое развитие»

коммуникативная

д/и "Назови слова родственники",  пальчиковая игра "Снежинка", логоритмическая гимнастика "Мы снежинку увидали", беседа  о пользе снежинок

Задачи:

Обучающие: 

Расширять представления детей  о снежинках и их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Продолжать учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивающие: 

Продолжать упражнять детей  в подборе слов, близких по смыслу.

Развивать связную речь с опорой на картинки.

Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. 

Воспитательные:

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Создание мотивации – психологический настрой (психогимнастика «Приветствие»), получение посылки из Африки.

Постановка цели детьми  -  формирование желания рассказать африканским детям о снежинке, опыт с образованием снежинки, опыт с определением ломкости снежинки, д/и «Найди две одинаковые снежинки».

Совместная деятельность педагога с детьми – психогимнастика «Приветствие», пальчиковая игра «Снежинки», просмотр видеофильма «Как образуются снежинки», логоритмическая гимнастика «Мы снежинку увидали»

Самостоятельная деятельность детей –  чтение стихотворения «Откуда снежинки?», д/и «Слова родственники», фиксация результатов опытов на карте, д/и «Найди две одинаковые снежинки», беседа на тему «О пользе снежинок».

Рефлексия – фиксация результатов опытов на карте, подведение итогов с использованием ранее нарисованных снежинок.  

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

интерактивная доска, проектор, магнитофон, презентация,  посылка, игрушка пальма, банан, флэшка, чайник, стеклянная банка, прихватки.

Раздаточный материал:

разносы, лупы, тарелочки с солью, ложки, бумажные снежинки, снежинки-рисунки.

Предварительная  работа:

  • рассматривание снежинок на прогулке с использованием лупы;
  • загадывание загадок о снежинках;
  • чтение и разучивание стихов про снежинку;
  • рисование снежинок.

Словарная работа: снегоход

 Ход занятия

Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс в нашу группу посылку. Давайте её  откроем и попытаемся догадаться откуда она пришла.

(Воспитатель открывает посылку и достает из неё пальму, банан, обезьянку и флэшку).

Ответы детей: Из джунглей, Африки, из далеких стран.

Воспитатель: Предлагаю открыть флэшку и узнать,  что за информация на ней содержится. /слайд №1/

Африканский ребенок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Абубакар, я живу в Африке. Мы с моими друзьями слышали, что в вашей стране  зимой с неба падают снежинки, но мы никогда их не видели и ничего о них незнаем, ведь в нашей стране жарко, даже дождя почти не бывает. Очень бы хотелось узнать что-нибудь о снежинках и увидеть их.

Воспитатель: Ребята, как мы можем рассказать  африканским детям о снежинках.

Ответы детей:  Записать сообщение на видео и отправить посылкой.

Воспитатель: Ангелина и Тамара расскажут нам стихотворение о снежинках.

Откуда снежинки?

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой -
Наш город весь белый, слегка голубой.

А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

Воспитатель:  Как вы думаете, что такое снежинка?

Ответы детей: Снег, падающий с облака, замерзшая капля воды, снежная звездочка, белая, холодная и красивая звездочка.

Воспитатель: В энциклопедии написано, что снежинка – это снежный или ледяной кристалл.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы не можем выслать посылкой снежинки в Африку?

Ответы детей: Потому что они растают, ведь там очень жарко. 

Воспитатель: Давайте вспомним, как на прогулке снежинка падала к вам на ладошку.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 
Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? В ладошке вода,

На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда?

На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи.
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Воспитатель:  Предлагаю нам всем вместе узнать откуда появляются снежинки. У меня есть друг лисёнок Тим, который знает как образуются снежинки, он очень хочет чтобы вы и дети из Африки тоже узнали и предлагает посмотреть свой фильм.

(Просмотр видеофильма об образовании и разновидностях снежинок.)

Воспитатель:  Но чтобы убедиться в том, что лисенок не ошибся, предлагаю вам отправиться со мной в лабораторию. Чтобы в неё попасть, надо пройти через волшебные ворота назвав слова родственники к  слову снежинка. 

Ответы детей: Снег, снеговик, снежный, снегоход, снегопад, снегурочка, подснежник, снегирь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и попали в лабораторию. Итак начнем!

Воспитатель: Многие из вас думали, что снежинки это капельки замерзшей воды. Предлагаю вам взять лупы и рассмотреть эти капли поближе. Что вы видите? Похожи ли они на снежинок?

Ответы детей:  Нет, они не такие красивые как снежинки.

Воспитатель: Лисенок Тим сказал, что снежинки образуются из пара высоко в облаках. Давайте поверим, как пар поднимается высоко и выпадает на землю в виде осадков. Для этого нам понадобятся чайник с горячей водой и банка. Этот опыт я буду проводить сама, потому что как вы знаете чайник с кипятком очень опасен, присядьте на стулья, что бы всем было хорошо видно.

Воспитатель:  Никита, что ты видишь?

Ответы детей: Пар поднимается вверх, на стенка банки образуются капли, которые вновь падают вниз.

Воспитатель: Летом мы видим эти капли в виде дождя, а зимой пар в облаках превращается в снежинки, которые падают на землю.

Воспитатель:  Значит лисенок Тим был прав,  отметьте на карте свой вывод, что снежинки образуются из пара.

Воспитатель:  Вы слышали в морозный денек когда вы идете по снегу, то слышится вот такой звук (включает аудиозаписть).

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что это за звук?

Ответы детей:  Снег скрипит.

Воспитатель:  Я вам предлагаю провести эксперимент, чтобы понять, почему снег скрипит?

Воспитатель: Подойдите к столам возьмите ложку и надавите ею несколько раз на соль. Что вы слышите?

Ответы детей: Скрипящий, хрустящий звук.

Воспитатель:  Какой можно сделать вывод?

Ответы детей: Снег состоит из, снежинок, когда они ломаются, слышен треск.

Воспитатель: Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит. Скажу вам по секрету, что снег скрипит только в очень морозный день.

Воспитатель:  Отметьте на карте свое наблюдение, что снежинки очень хрупкие.

Воспитатель:  Ребята, лисенок Тим рассказал нам о том, что снежинок одинаковых не бывает. Один мой знакомый художник не знал об этом и нарисовал  одинаковые снежинки, попробуйте их найти.

Игра на внимание "Найди две одинаковые снежинки"

Воспитатель: Молодцы! Отметьте   на карте знаком плюс наше наблюдение, что снежинки все разные, одинаковых нет.

Воспитатель:  У меня есть красивые снежинки с которыми я предлагаю немного поиграть.

Мы снежинку увидали,-

Со снежинкою играли.

(дети берут снежинку в руки, вытягивают ее перед собой и фокусируют на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели,

Дети направо посмотрели.

(отвести снежинку направо, проследить движение взглядом)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(отвести ее влево)

Ветер снег вверх поднимал,

И на землю опускал.

(поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)

Воспитатель:  В конце фильма лисенок Тим рассказал нам о пользе снежинок. Я предлагаю вам с помощью картинок рассказать африканским детям о том, чем еще полезны снежинки.

Ответы детей: При таянии весной они питают нашу землю влагой. /слайд № /

Ответы детей: Многие звери и птицы зарываются в снег, и так спят ночью, что бы не замерзнуть. 

Ответы детей: Снежный покров спасает растения от вымерзания.

Ответы детей: Благодаря снегу можно заниматься зимними видами спорта, лепить снеговика, кататься на санках и лыжах.

Ответы детей: На Севере люди делают из снега временные жилища. Нарезают из снега кирпичи и складывают из них домики.

Ответы детей:  Охотники, застигнутые на Чукотке метелью, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю с помощью нарисованных вами снежинок передать какое-нибудь пожелание африканским детям. Кто скажет пожелание, кладет снежинку в посылку, которую мы отправим в Африку.

 

                                                         

                   

                                 https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=52352d934d6134be47f6ca6b02ff76c6&n=33&h=215&w=215

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=ef0ffa990e2088784d351143d691b0c3&n=33&h=215&w=215

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»

Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район    Конспект занятия для дете...

Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей....

Друдлы - загадочные рисунки для развития логического и образного мышления.

Друдлы – это загадка- головоломка, где картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать чт...