Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Сырбу Анна Владимировна

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе групп

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

ЗАДАЧИ:

Ø формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,

то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Ø изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

Ø расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Ø поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

Ø развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Ø развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Ø развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

Актуальность выбранной темы

 

В каждом маленьком ребёнке –

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся,

Трах-бабах…

И нет его!

 

Эти строки из замечательной песни Г.Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Практический выход: конспект, фотоотчет, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

 

 

Перспективный план самообразования

 

 

Сентябрь

 

Эксперименты с камнями.

Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней.

 

Октябрь

 

Путешествие за секретами здоровья.

Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.

 

Ноябрь

 

Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

 

- Вода  растворитель. Очищение воды

- Водяная мельница

 

Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-

фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

 

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

 

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности

-Воздух сжимается.

-Воздух расширяется.

- Почему дует ветер?

 

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

 

Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый

 

 

Декабрь

 

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

 

-Испытание магнита

- Компас.

- Мир металлов.

 

Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира.

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

 

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

 

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве

 

Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы.

Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения

 

Январь

 

Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?»

Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной

деятельности по проекту

 

Февраль

 

Игра-путешествие в страну «Витаминия»

Формирование представлений детей о здоровье, как одном из

главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе

витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе

 

Март

 

Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено»

Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей

 

Апрель

 

Сила тяготения. Упрямые предметы.

 

Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

 

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

 

Май

 

Познавательный проект «Чудо пуговка»

Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц

Работа с родителями

 

 

 

Используемая литература:


 

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
  2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019-2020g_microsoft_word_2.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе групп

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

ЗАДАЧИ:

¬ формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,

то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

¬ изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

¬ расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

¬ поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

¬ развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

¬ развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

¬ развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

Актуальность выбранной темы

В каждом маленьком ребёнке –

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся,

Трах-бабах…

И нет его!

Эти строки из замечательной песни Г.Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Практический выход: конспект, фотоотчет, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

Перспективный план самообразования

Сентябрь

Эксперименты с камнями.

Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней.

Октябрь

Путешествие за секретами здоровья.

Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.

Ноябрь

Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

- Вода  растворитель. Очищение воды

- Водяная мельница

Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-

фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности

-Воздух сжимается.

-Воздух расширяется.

- Почему дует ветер?

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый

Декабрь

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

-Испытание магнита

- Компас.

- Мир металлов.

Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира.

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве

Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы.

Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения

Январь

Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?»

Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной

деятельности по проекту

Февраль

Игра-путешествие в страну «Витаминия»

Формирование представлений детей о здоровье, как одном из

главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе

витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе

Март

Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено»

Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей

Апрель

Сила тяготения. Упрямые предметы.

Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Май

Познавательный проект «Чудо пуговка»

Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц

Работа с родителями

Используемая литература:


  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
  2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Методическая разработка «Космические просторы» Познавательно – исследовательский проект для детей подготовительной группы.

формирование у детей подготовительного дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы: «Огородное царство - овощное государство»

Повышение качества образовательного процесса по экологическому и трудовому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей, детей, воспитателей....

Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»...