«Развитие познавательных способностей дошкольника в контексте домашней среды».
статья

Зинченко Надежда Ивановна

Публичная лекция: главным институтом воспитания и развития дошкольников является семья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса

 «Воспитатель года России» 2018г.

Публичная лекция

«Развитие познавательных способностей дошкольника в контексте домашней среды».

                                                                             Подготовила:                      

                                                                           воспитатель

    Зинченко Надежда Ивановна

Тутаев, 2017г.

           Способности - это свойство личности, которые базируются на задатках, природных предпосылок способностей. Они развивают и обеспечивают успешность в каком- либо виде деятельности. Уровень способностей зависит, конечно, от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого нужны определенные условия: полноценное использование чувствительных (сенситивных) периодов развития, высокая познавательная активность, демократичная система обучения и воспитания, высокая самооценка, ситуация успеха. 

          Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка.

          В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, какую роль играет семья в развитии познавательных способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь развитию интеллекта и креативности дошкольника.

         В связи с этим, можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие познавательных способностей:

• позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;

• отношение семьи к развитию способностей ребенка;

• стили детско-родительских отношений;

• стиль контроля и руководства ребенком;

• состав семьи и отношения внутри нее.

Опираясь на современные требования ФГОС дошкольного образования, мы стараемся вовлечь родителей в процесс всестороннего активного развития детей через сотрудничество. Родители знают своих детей с рождения, мы видим и наблюдаем детей в группе. Родители подсказывают нам особенности своих детей, а мы им как развивать и воспитывать.

В нашем детском саду созданы все условия для развития познавательной активности детей: проводятся  мастер-классы с родителями по творческому развитию детей; родители с детьми привлекаются к участию в разных конкурсах; проводятся совместные праздники и развлечения; родители  привлекаются к реализации совместных детско-родительских проектов и др. У каждой группы есть свой сайт, на котором размещаются рекомендации для родителей, достижения группы.

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

1

                Для построения общения с детьми, в контексте развития познавательных способностей, знакомим родителей с  основными принципами:

  • Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
  • Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои    суждения.
  • Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь  над ними.
  • По возможности путешествуйте с ребёнком.
  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
  • Ходите с ребёнком в музеи.
  • Проводите совместные наблюдения и опыты.
  • Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком

                 Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Самое главное научить родителей на каждый вопрос находить более или менее возможный ответ. Не говорить «Не знаю». Это порождает равнодушие. Все знают, как любопытны дети, но это не просто любопытство – это и есть развитие познавательной сферы. Отвечая на ваши вопросы или рассуждая вместе с вами, ребенок тренирует память, внимание, учится думать, рассуждать, а самое главное учится слушать, что формирует его произвольность.  Мы советуйте много читать ребенку, если даже он сам умеет читать, т.к. не одно и тоже прочитать самому или воспринимать информацию на слух. Слуховая память ребенка будет очень даже кстати в школе.

Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирование, элементарные исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

2

Не удивительно, что созданию интереса, развитию познавательных способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

        Для осуществления  задач всеобуча родителей мы используем следующие формы работы с семьей по развитию познавательного интереса:

  • Анкетирование родителей  
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке
  • Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
  • Проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности
  • дошкольников»
  • Проведение родительских собраний на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»
  • Проведение открытых занятий для родителей.  
  • Проведение конкурсов
  • Домашняя работа по поиску информации
  • Индивидуальные консультации, беседы

        В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы стараемся убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Задачей родителей является создание в семье условий для всестороннего развития познавательных способностей. Владение умениями и навыками будут благотворно влиять на дальнейшее развитие ребенка, отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает его средств для реализации своего замысла.

 Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания среды. В развивающую домашнюю среду можно включить:

  • измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
  • познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  • былины, мифы, легенды;

3

  • часы настенные и календарь;
  • настольно-печатные игры – лото, пазлы;
  • настольные игры – домино, шашки, шахматы;
  • чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

           Семейный досуг должен включат в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.

           Выполнение этой задачи мы осуществляем, в том числе и через организацию родительских клубов, где родители вместе с детьми пробуют свои силы в продуктивной деятельности, выходят на природу.

          К тому же организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.

         Работая с семьями своих воспитанников, хотим уберечь от ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи. Наша задача.

4

Литература

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985.
  2. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска»
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом. »
  4. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.
  5. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.
  6. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
  7. дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
  8. Сухарь, Е. Ошибки семейного воспитания.//
  9. Интернет - ресурсы

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие познавательных способностей дошкольников

Способности- это свойство личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком- либо виде деятельности. Задатки- природные предпосылки способностей, особенности функци...

Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).

Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах  использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности объектами окружающей среды

Образовательная область "Познавательное развитие", прописанная в ФГОС, особенно значима для формирования личности ребенка, т.к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотив...

Развитие познавательных способностей дошкольников через моделирование. Конспект Развлечения: «Игра – путешествие к домашним животным

умение составлять связный описательный рассказ о домашнем животном с помощью мнемотаблиц...

Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...