Создание образовательных ситуаций в ходе режимных моментов
консультация (подготовительная группа)

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Основная цель  проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124

Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов 
как способ повышения познавательной активности дошкольников

        Воспитатель: Харина О.К.

Калининград 2015

  • Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
  • Основная цель  проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя.
  • Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие это положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.

Требования к проблемным образовательным ситуациям:

  • 1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
  • 2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
  • 3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то  же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
  • 4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;

5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

Этапы постановки и решения

 проблемной образовательной ситуации :

  •  Постановка, формулирование проблемы;
  •  Актуализация знаний детей;
  •  Выдвижение гипотез, предположений;
  •  Выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
  •  Введение знаний в систему

Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки.

Предполагают участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.

Продолжительность проблемно-игровой ситуации от трех до семи минут.

Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей

Формы организации взаимодействия с детьми в процессе решения проблемных ситуаций :

  • - ситуативный разговор с детьми;
  • - рассказ;
  • - беседа;
  • - дежурство;
  • - наблюдение;
  • - исследовательская деятельность;
  • - экскурсия;
  • - экспериментирование;
  • - чтение;
  • - игра-экспериментирование;
  • - конструктивная деятельность;
  • - развивающая игра;
  • - сюжетно-ролевая игра.

Эти формы работы мы включаем в разные временные периоды, хотя некоторые формы работы можно использовать в течение всего дня.

Утро благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы. Например, можно обсудить, почему было скользко идти в детский сад утром.

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком обедом или ужином возможно организовать ситуацию «угадай, из чего приготовлен суп? » слайд 7, цель которой заключается в развитии представлений детей о процессе приготовления блюда, об ингредиентах, о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд, воспитание уважения к труду повара.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей. На прогулке не маловажную роль в познавательном развитии играют наблюдения, экскурсии, исследовательская деятельность, игры-экспериментирования, которые помогают детям строить предположения, высказывать свои догадки. Чтобы прогулка принесла пользу развитию детей, целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение проблемных ситуаций.

Достоинства использования

проблемно – игровых образовательных ситуаций:

  • появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;

- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

- исчезновение боязни, ошибок;

- возникновение «вкуса» к процессу познания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ как способ повышения познавательной активности дошкольников

Слайд 2

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта . Основная цель проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя . Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие это положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.

Слайд 3

Требования к проблемным образовательным ситуациям : 1 . Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника; 2 . Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию. 3 . Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении; 4 . Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной; 5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

Слайд 4

Этапы постановки и решения проблемной образовательной ситуации : Постановка, формулирование проблемы; А ктуализация знаний детей; В ыдвижение гипотез, предположений; В ыбор , проверка решения, обоснование гипотез; В ведение знаний в систему

Слайд 5

Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Предполагают участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Продолжительность проблемно-игровой ситуации от трех до семи минут. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей

Слайд 6

Ф ормы организации взаимодействия с детьми в процессе решения проблемных ситуаций : - ситуативный разговор с детьми; - рассказ; - беседа; - дежурство; - наблюдение; - исследовательская деятельность; - экскурсия; - экспериментирование; - чтение; - игра-экспериментирование; - конструктивная деятельность; - развивающая игра; - сюжетно-ролевая игра.

Слайд 7

Проблемная ситуация «Угадай, из чего приготовлен суп?»

Слайд 8

Проблемная ситуация «Куда делись муравьи?»

Слайд 9

Проблемная ситуация «К Медвежонку пришли гости»

Слайд 10

Проблемная ситуация «Друзья»

Слайд 11

Как себя вести на экскурсии к озеру Летнее

Слайд 12

Достоинства использования проблемно – игровых образовательных ситуаций: появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций; - приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности; - исчезновение боязни, ошибок; - возникновение «вкуса» к процессу познания.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"

laquo;Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных...

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей...

Мастер-класс Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов

Цель: Создание условий для  повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в  организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...

Статья. Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах

Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах...