Статья. Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах
статья (средняя группа)

Романова Людмила Евгеньевна

Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах                                                                                                         

(из опыта работы воспитателя средней группы)

 

«Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах                                                                                                          (из опыта работы воспитателя средней группы)

1. Вступительная часть. Добрый день, уважаемые коллеги!

Помните известное китайское изречение : То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

«Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций:

игровые; практические; проблемно-игровые; проблемные.

Так же образовательные ситуации можно разделить на: заранее спланированные; спонтанно возникшие.

Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию окружающего мира. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир, давая свою оценку.

2. Теоретическая часть.

Сегодня мы поговорим об использовании проблемно-игровых образовательных ситуаций в режимные моменты.

Проблемно-игровая образовательная ситуация может (использоваться) в разнообразных формах взаимодействия с детьми: ситуативный разговор с детьми; рассказ; беседа; дежурство; наблюдение; исследовательская деятельность; экскурсия; чтение; игра-экспериментирование; конструктивная деятельность; развивающая игра; сюжетно-ролевая игра.

Проблемная ситуация – помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Это побуждает ребенка находить новый метод объяснения.

Например: Козлята из сказки «Волк и семеро козлят» просят помощи. Они перебежали через речку по мостику на другой берег на полянку. Там играли, веселились, на солнышке грелись. Собрались домой, а речка разлилась и мостик затопила. Нужно козлятам перебраться на другой берег реки, но они не могут. Как помочь козлятам?

(нужно проложить через речку новый мостик).

При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все дощечки подходят. Что надо сделать, чтобы подобрать правильную дощечку? (сравнить длину дощечки и ширину реки).

проблемную ситуацию:

Мама после обеда мыла в тазу ложки. Одни ложки опустились на дно тазика, а другие – плавали на поверхности. Почему не все ложки утонули?

Ответ: ложки были разные: металлические, деревянные, пластмассовые.

Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:

1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;

2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;

4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;

5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

3. Практическая часть.

Итак, я считаю! Что утро в детском саду самое благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы.

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи.

С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа

"Что повар приготовил?», "Угадай, из чего приготовлено? ", цель которой заключается в развитии представлений детей о процессе приготовления блюда, об ингредиентах, о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд, воспитание уважения к труду повара.

В детском саду дети сталкиваются с многочисленными вопросами, которые побуждают их к математическому мышлению.

- Хватит ли столовых приборов на обед для всех детей?

- Как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссориться?

Временной отрезок после сна можно использовать с пользой:

Например: застилая постель после сна: определите на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка?

Например: Расчесывая девочек, спрошу, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, почему волосы поднимаются за расческой?

В таких беседах с детьми воспитатель помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой, направляет детей на поиск решения проблемных ситуаций.

По уходу за комнатными растениями в уголке природы проблемные образовательные ситуации могут вытекать из опыта и наблюдения и решаться путем проведения опыта.

Например: Карлсон, пролетая мимо окна детского сада, удивился, почему растения опустили листики? А вы, ребята, как думаете?

Ответы детей. (Если вовремя не полить растения, то одни начинают опускать листики, вянуть)

Почему кактус в частом поливе не нуждается и без воды не вянет?»

Прогулка — это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей. На прогулке не маловажную роль в познавательном развитии играют наблюдения, экскурсии, исследовательская деятельность, игры-экспериментирования.

Осенью цель проблемной ситуации «Куда делись муравьи?» - формировать представление о том, что насекомые прячутся, когда наступает осень и становится холодно.

В зимнее время уместно сооружение построек из снега, опыты со снегом. При изучении свойства льда и наблюдениях на прогулке могут появиться проблемные вопросы:

- Откуда берутся сосульки?

- Почему зимой сосулек нет, а весной они появляются?

- Откуда появилась вода на крыше?

- Куда девается снег весной?

Возвращаясь или собираясь на прогулку, можно поставить перед детьми проблемную ситуацию, например,

«Почему промокли наши варежки?»

Откуда взялась вода, если на улице снег?

Какую обувь надеть в дождливую погоду, чтобы не замочить ноги?»

Во второй половине дня с детьми организуются строительные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия. Они являются основными формами организации познавательной деятельности детей.

Проблемная ситуация «К медвежонку пришли гости. Он решил угостить всех конфетами. Поставил стол и три тарелки. Надо разделить конфеты. Помогите медвежонку!». Цель этой ситуации – учить на наглядной основе делить угощение на всех детей поровну

Проблемная ситуация «Друзья». В одном домике живет зайчонок, а в другом щенок. Между их домами протекает река. Как щенку попасть в гости к зайчонку? (построить мостик из конструктора, лодку)

Давайте представим, что вы воспитанники моей группы, а я ваш воспитатель. Будем вместе играть, отвечайте, громко, не перебивайте друг друга.

(Перед каждой ситуацией будет отступление-пояснение.)

В процессе сюжетно-ролевой игры в воспитатель предлагает

Игровая ситуация:

В гости к ребятам пришла кукла Даша, они решили угостить её чаем и пригласили за стол.

Детям предлагается внимательно посмотреть на неё и сказать, что же здесь не так.

Дети замечают, что у Даши грязные руки.

Ставится вопрос: А можно ли сидеть с грязными руками за столом?

Естественно, дети отвечают, что нельзя.

Проблемная ситуация: как мы можем ей помочь?

Детей спрашиваю, а почему нельзя с грязными руками сидеть за столом?

Ответы детей: так как на руках микробы, а они очень вредные.

Детям рассказываю о том, кто такие микробы, что они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания. Микробы можно увидеть с помощью специального прибора, который называется микроскоп.

Показать, как питаются и размножаются микробы.

Затем ставится вопрос «Как же микробы передаются друг другу?»

Перед проведением опыта я нанесла на руки тени с блестками и предложила детям поиграть в игру «Давай поздороваемся». Были выбраны три добровольца. Я с ними поздоровалась, и потом неожиданно обнаруживаю, что мои ладони грязные «на них скопились микробы». Прошу детей посмотреть на свои ладошки, и у них тоже блестки.

Совместно с детьми делается вывод, что точно также при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.

Проблемная ситуация «А что же нам теперь делать?»

Дети говорят, что нужно сходить и вымыть руки с мылом. Идём мыть. Проверяем, руки стали чистые, мы всех микробов смыли.

Ну и возвращаемся к вопросу «Как мы можем помочь Даше?»

Дети предлагают сходить вымыть ей руки.

Дети смотрят презентацию о том, кто такие микробы.

Вместе с детьми делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены, которые помогут в борьбе с микробами и грязью.

Давайте вместе с вами и детьми станем в круг.

Таким образом мы можем сделать следующие выводы, что организация образовательных ситуаций в режимных моментах необходима, так как в процессе формируется познавательный интерес, желание узнать что- то новое, проявляется интеллектуальная активность.

Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.

Долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание образовательных ситуаций в ходе режимных моментов

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педа...

Мастер-класс " Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"

laquo;Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных...

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей...

Мастер-класс Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов

Цель: Создание условий для  повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в  организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...