Мастер-класс для педагогов "Речевое развитие детей через театрализованную деятельность".
презентация

Склярова Наталия Вадимовна

Мастер – класс «Развитие речи через театрализованную деятельность».

Хорошая речь – важнейшее условие

всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче

ему высказывать свои мысли, тем активнее

осуществляется его психическое и речевое развитие.

В.А. Сухомлинский

Цель: повышение компетентности педагогов в организации театрализованной деятельности, как средства развития речи дошкольников.

 

Свое выступление, уважаемые коллеги, хочу начать с вопроса «Какой вид деятельности является основным у детей дошкольного возраста?» Основной вид деятельности дошкольников – игра. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо".

В театрализованная деятельности наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.  Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. А предлагая разные образы и роли, мы стимулируем ребёнка на подражание тому, что он видит и что его заинтересовало. Сюжетами таких игр служат хорошо известные сказки или истории, сочинённые самими детьми.

                Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, способствует расширению словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, звуковую культуру речи ребёнка, её интонационный и грамматического строй, способствует развитию монологической и диалогической речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса.

 

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами работы по театрализованной деятельности, которые я использую на практике и которые способствуют развитию речи детей. Мы рассмотрим данные приёмы на примере придумывания сказки с игрушками-марионетками. Хочу обратить внимание, что эти игрушки – авторская разработка нашего коллектива. Идею мы позаимствовали у голландского педагога Ханса де Вриеса, который изобрёл технологию «Живые тряпочки».

 Если дети знакомятся впервые с этими куклами, конечно необходимо рассказать об истории происхождения игрушек и показать, как куклами управлять, а если ребята уже встречались с марионетками, то героев, которые будут задействованы в вашей сказке, по традиции можно поместить в красивую коробочку или мешочек и загадать загадки.

- Попробуйте угадать, с кем мы сегодня отправимся в увлекательное сказочное путешествие.

 

 

 

Загадки:

1. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже — тем дождик ближе.

2. Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?

3. Из нарядной, яркой чашки угощаются букашки.

4. На гору бегом, с горы кувырком.

5. На цветке сидит цветок, пьёт цветочный сок.

(Игрушки раздаются по мере отгадывания загадок. Обратить внимание на то, как можно двигать куклами).

Комментарии: загадки вполне справедливо можно назвать кладезем народной мудрости. Они помогают развивать у ребенка не только образное мышление и расширяют знания об окружающем мире, но и в ненавязчивой форме заставляют думать, анализировать, самостоятельно описывать заданный предмет, выражать своё мнение, а значит, способствуют пополнению словарного запаса и активному развитию речи детей.

 

- У нас улеглись первые эмоции после знакомства с игрушками, пожалуйста положите их на колени.

(Артикуляционная гимнастика). – Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми?  Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики. Комментарии: Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, снижению напряжённости органов речевого аппарата и постановке правильного произношения звуков.

- Давайте вместе с моими воспитанниками немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат. (ролик).

 

 (Речевые упражнения).  - А сейчас, возьмите игрушки-марионетки в руки, мы проведём речевое упражнение «Назови свою игрушку, опиши какая она и что она может делать?» с целью уточнения признаков предмета и обогащения речи прилагательными, а также активизации глагольного словаря.

         - Пожалуйста расскажи о солнышке, оно какое? Что оно может делать? (далее, описываются свойства и действия каждой игрушки)

         Одной из задач театрализованной деятельности является развитие диалогической речи. Поэтому в данном случае можно провести упражнение на придумывание диалогов героев. (например, диалог бабочки и зайчонка или солнышка и облачка.

- Давайте нашим куклам дадим набраться сил перед выступлением и положим их на колени.

 

- Вы знаете, уважаемые коллеги, что театрализованные игры делятся на две основные группы: драматизация – где ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности.    И режиссёрские – где ребенок не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией и мимикой. Театр марионеток как раз относится к режиссёрской группе, и в нём активно задействованы, кроме речи, руки и наша координация. А значит нам просто необходимо включить в работу упражнения, развивающие речь и моторику.  Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика — современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно. 

 

Упражнение «Стоит на небе домик, в нём солнышко живёт».

Стоит на небе домик, в нём солнышко живёт, (руки над головой, пальцы соединены в форму «крыша домика»)

Чай из самовара на крылечке пьёт. (изображаем как пьём чай из чашки)

А солнышко похоже лицом на человечка, (улыбаемся и слегка постукиваем указательными пальцами по щекам)

И бродит у крылечка облачко – овечка. (качаем вправо-влево широко расставленные пальцы рук над головой, перетирая ими)

Вдруг угрюма, тяжела туча на небо вползла, (руки внизу, пальцы расставлены, медленно поднимаем вверх)

Туча к солнышку ползла, гром и молнию несла! (руки сжаты в кулаки, стучим в «невидимую дверь»)

Загремела у ворот: (стучим кулаками по коленям)

«Кто там в домике живёт?!», (топаем ногами)

Солнышко не испугалось, вышло и заулыбалось: (наклоны вправо и влево «полочкой»).

«Пожалуйте, гости, только чур без злости!» (протягиваем руки вперёд, слегка наклоняясь)

Тут случился странный случай гром умолк не стало тучи и на синие луга: (повороты и поднятие плеч, как если бы мы удивлялись)

Вышла радуга! Вышла радуга! (руки в стороны, пальцы расставлены, рисуем радугу).

Комментарии: Движения пальцев и кистей рук способствуют улучшению мелкой моторики и, как следствие, развитию речевого аппарата, снимают напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость тела, ребёнок повышает свои способности к концентрации внимания.

Одной из целей логопедической ритмики является развитие фонематического слуха, отвечающего за правильное понимание и распознавание звуков, и, если ребёнок неверно понимает или плохо отличает различные звуки, соответственно, сам овладеть речью, как это должно происходить, он не может.  

 

Дыхательная гимнастика - следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной деятельности –.

- Возьмите красивых бабочек, лежащих перед вами. Поиграем в игру «Чья бабочка улетит дальше?». Будем на бабочек дуть. Вдох через нос, выдох через рот, губы слегка вперёд, не надувая щёки, не поднимая плечи, на одном выдохе.

Комментарии. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом

 

(Интонационная выразительность). - К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.

- Давайте по очереди попробуем произнести слово «Солнышко» с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво.

Комментарии: развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно), тембр речи (низкий-высокий), ритм речи, сила голоса (тихо-громко), логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово), эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.

 

(Речевое творчество) Ещё одной из важных задач театрализованной деятельности является речевое творчество.  Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

- Сейчас с помощью пиктограмм мы попробуем сочинить сказку. Каждый, про своего героя, вплетая свою историю в общую линию. Попробуем. (составление сказки по пиктограммам).

Комментарии: сочинение сказок – упражнение для развития связной речи, умение построения текста. Процесс сочинения дошкольниками сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи, где мы используем всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают речь связной.

 

- А теперь возьмите кукол – марионеток и станьте настоящими артистами, для того, чтобы показать зрителям спектакль, который мы сочинили сами. (показ спектакля)

 

- Мой мастер-класс подошёл к концу. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» 201 9 г. Склярова Наталия Вадимовна Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 50 Финалист Всероссийского конкурса «Воспитатель года 2016»

Слайд 2

ЦЕЛЬ: ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 3

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие . В.А. Сухомлинский

Слайд 5

ПРИЁМЫ театрализованной деятельности Использование театр - кукол к художественным произведениям Работа над интонационной выразитель- ностью Инсценировка художественных произведений Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств Знакомство с литературными произведениями Заучивание стихов; пересказывание небольших рассказов, сказок

Слайд 7

Здоровье сберегающие технологии: Артикуляционная гимнастика Гимнастика для глаз Логоритмика Дыхательная гимнастика Пальчиковые игры со словами Мимическая гимнастика

Слайд 8

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры . Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • формирование грамматического строя речи; • обогащение словарного запаса; • развитие связной речи.

Слайд 9

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно. Диалог – первичная естественная форма языкового общения. Главная особенность диалога – чередование говорения одного человека с прослушиванием и последующим говорением другого Известный русский лингвист Л. П. Якубинский: « Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения».

Слайд 10

Театрализованную игру делят на две группы: игры-драматизации О снованы на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию , мимику, пантомимику. режиссёрские игры Ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Слайд 11

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Режиссерские игры

Слайд 12

- система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика

Слайд 13

слуховое внимание, фонематический слух; - правильное дыхание и звукопроизношение; - тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; - мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; - коммуникативность и эмоциональност ь. Логоритмика позволяет развить у детей :

Слайд 14

Цель: Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Для этого упражнения приготовьте несколько бумажных бабочек (можно сделать вместе с ребёнком). К каждой бабочке привяжите нитку, а нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от д руга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка. Покажите ребёнку, как бабочки приходят в движение, если на них подуть, а затем предложите ребёнку. «Бабочки»

Слайд 15

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Цель дыхательной гимнастики : развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание Дыхательные упражнения

Слайд 17

Моделирование — это способ последовательного формирования речевых умений и навыков. Моделирование позволяет устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, тем самым облегчает овладение связной речью в целом. РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО Сочиняем сказку

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Совершенствование просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Цель: представление опыта работы по совершенствованию просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи:Обобщение профессиональных знаний, практических умений...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»...

Презентация мастер-класс "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционная форма работы с родителями через театрализованную деятельность».

На современном этапе в требованиях ФГОС особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности. Вот почему в важно жизнь включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. И...

Мастер -класс для родителей "Коммуникативное развитие детей посредством театрализованной деятельности"

Мастер – класс для родителей «Коммуникативное развитие детей посредством театрализованной деятельности»...

«Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Актуальность выбранной темы по самообразованию « Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей» обусловлена тем, что театрализованная деят...