Семинар - практикум «Детское экспериментирование- основа –познавательно-исследовательской деятельности»
методическая разработка

Невзорова Наталья Викторовна

Семинар -практикум с педагогами, где рассматривались вопросы об эффективности метода экспериментирования,   предложены ряд опытов с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_s_pedagogami.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад №7 «Жар-птица»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар - практикум 

 

«Детское экспериментирование- основа –познавательно-исследовательской деятельности» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:  

Невзорова Н.В 

 

 

 

 

2017 г 

Задачи семинара: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ, продемонстрировать и осуществить совместно несколько опытов-экспериментов.

Материалы к семинару: салфетка, вода, стаканы, картон, магнитики, скрепка, воздушный шарик, гайка, пластмасса, бумага.

Ход семинара

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на семинаре по теме «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности».

 «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик Лев Семенович Выготский. Долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь научить детей, мы, часто не обращаем внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В настоящее время в системе дошкольного образования успешно применяются новые технологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы гласит: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.)

С введением федеральных государственных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников.

Одним из таких эффективных методов является – экспериментирование. 

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. 

Достоинство метода экспериментирования, в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти, активизируется мыслительные процессы, так как появляется необходимость в анализе, сравнении и обобщении. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и прочными.      Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Работая над темой экспериментирования, я оформила в группе:

- центр для экспериментирования где имеются различные коллекции, материалы необходимые для проведения экспериментов и опытов различной направленности.

- разработала программу кружковой работы с детьми по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Юные исследователи» по которой ведется работа с детьми начиная со среднего возраста.

В своей работе стараюсь использовать разные формы экспериментально-исследовательской деятельности: наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы. Также в своей работе широко применяю метод проектной деятельности.

Предлагаю вниманию фотовыставку о работе кружка «Юные исследователи».

Практическая часть

А сейчас предлагаю перейти к практической части семинара. Для начала, уважаемые педагоги, давайте поиграем в игру «Жидкое и твердое»

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают передвигаться по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Опыт №1 «Сухой из воды»

Уважаемые педагоги, посмотрите у Вас на столах стакан, салфетка и графин воды, скажите можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.

(Коллеги проводят опыт объясняют, что воздух в стакане помешал воде намочить салфетку).

Эксперимента «Веселые пчелки»

Этот эксперимент по теме «Магнетизм» применяю в работе с младшими дошкольниками. (Под картонными цветами приклеены магниты, а на бумажных пчелках прикреплены скрепки и ниточки; «Пчелки летают и сами садятся на цветочки»)

Этот эксперимент можно также использовать в работе по развитию речи детей.

А сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая группа попробует придумать продемонстрировать свой опыт с материалом, который находится под салфеткой и составит алгоритм проведения опыта. (На трех столах следующие предметы: воздушный шарик, пластмассовая игрушка и гайка, бумага)

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия. А сейчас давайте проведем итог нашего семинара в виде составления синквейна

 Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка –это название темы

2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Ответ:

1.  Эксперимент

2.  Увлекательный, познавательный

3.  Открывает, подтверждает, доказывает

4. Жизнь без экспериментов скучна!

5. Исследование

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического ко...

Мастер-класс "Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников» Цель мастер – класса: представление оп...

Семинар-практикум «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Расширять знания педа...

Презентация к Семинар-практикуму «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...

Педсовет Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Конспект Педагогического совета будет полезен начинающим  старшим воспитателям дошкольных учреждений...