статья "Мы растем чистюлями"
статья (младшая группа)

Постникова Мария Валентиновна

статья связана  с необходимостью решать проблему  культурно-гигиенических навыков  у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_s_kgn.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА – ЭКСПЕРИМЕНТ «МЫ РАСТЕМ ЧИСТЮЛЯМИ»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цель проекта: рассмотреть педагогические условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игр-экспериментов

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы, игр - экспериментов с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени воспитываются с самого раннего возраста и в течение всего периода формируются дошкольного детства, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности игр.

Выбор темы проекта связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, которую можно эффективно решить через проведение игр - экспериментов, т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, посредством игры малыш лучше запоминает, устанавливает причинно–следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? История мыла

        Пепел в сочетании с маслами - прообраз мыла.

        Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. Поэтому долгое время изобретение мыла приписывалось именно римлянам.

        Но самое раннее описание мыловарения было обнаружено учеными на шумерских табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Судя по этим записям мыло изготавливалось путем смеси воды и древесной золы, которую кипятили и впоследствии растапливали в нем жир, получая тем самым мыльный раствор.         В античные времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира с примесью золы бука. Было оно трех сортов: твердое, мягкое и жидкое. Причем использовали мыло не только для умывания, но и для окраски волос. Им можно было не только умываться, но и красить волосы в желтый, розовый или красный цвета. Научились римляне этому у галлов, которые носили длинные волосы, а чтобы они хорошо лежали, смазывали их растительным маслом, в которое добавляли красную земляную краску. Когда же на эту смесь попадала вода, то образовывалась густая пена, благодаря которой волосы становились чистыми и пушистыми. Так и был открыт один из способов производства мыла.

        История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта.

КУЛЬТУРНО-ГИГЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.         Физиологической основой культурно - гигиенических навыков и привычек является образование условнорефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

ВИДЫ КУЛЬТУРНО-ГИГЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ:

это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.         Физиологической основой культурно - гигиенических навыков и привычек является образование условнорефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Умывание:засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом, мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

        Чистка зубов: набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

        Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

        Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и одевать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

        Чистка мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до леска щеткой.

        Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

        Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни после сна; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

        Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

        Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить не обливаясь.

        В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

        Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

        Перемена одежды с учетом погоды: одеваться по теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

        Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для использования и приятно для глаз.

        

УСЛОВИЯ

формирования культурно - гигиенических навыков  

  1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования, и т.д.);
  2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы - разными;
  4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно - гигиенические навыками;
  5. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
  7. Единая линия в требованиях воспитателей в детском саду и родителей дома.

ЗАДАЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

  • Приучать детей следить за своим внешним видом, учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
  • Формировать навык использования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
  • Формировать элементарные навыки поведения за столом, во время еды учить детей правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках), в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно надевать одежду и обувь.

ЗАДАЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

  • Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
  • Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  • Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот инос носовым платком.
  • Совершенствовать навыки аккуратно приема пищи.. пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовым приборами ( ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

ЗАДАЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

  • Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
  • Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (расскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.
  • Продолжать совершенствовать культуру еды.. правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить.

ЗАДАЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

  • Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
  • Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.

                        

ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ

это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка - это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

          В ходе игр дети экспериментируют:

  • с водой – наливают в различную посуду, наблюдают за изменением цвета, промокают салфетку, вытирают полотенцем.
  • с мылом – намыливается, смывается водой имеет твердую форму и жидкую форму, растворяется в воде, при этом вода из прозрачной становится мутной, превращается в мыльные пузыри разной формы и размера.

Термин «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» формулируется Деркунской В.А. как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, которыйпозволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

СПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Цель: Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется).

Материалы: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Описание: В гости к ребятам приходит Капелька.

Воспитатель. Кто такая капелька? Где она живет?

Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой - чай.

В. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?  Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.

В: что мы делаем? (переливаем, наливаем воду); что делает водичка? (льется); послушайте, как она льется. Какой слышим звук?

Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.

В: что вы увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?Что мы узнали о воде?

Цель: Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает.

Материалы: широкая прозрачная миска с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Описание: Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку. Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и поэтому стала мутной.

Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

Цель: Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо. Сформировать умение мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем.

        Материалы: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.

        Описание: Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.

В: как вы думаете, что будет с полотенцем?(оно намокнет, станет мокрым).

Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Почему это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.

Цели: Получить или закрепить представления, что вода очищает. Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через экспериментирование с водой.

Материалы: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).

Описание: предложить ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова прополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.

Цель: Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойствах. Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом.

Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Описание: рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла.

Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, сто изменилось. Затем предлагает детям повторить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает.

После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.

Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание: Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

В: как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

Дети пробуют изготовит мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и1  ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

В: что мы видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивают, и получается пузырь.

Можно поиграть в игры «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

Цель: Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правильном уходе за ней. Попрактиковаться в складывании одежды.

Материалы: картинки с изображениями одежды, обуви, головных уборов.

Описание: воспитатель предлагает ребятам отправиться в страну Одежды (например, в раздевалку).

В: Зачем нужна одежда? Какая она бывает? (показывает картинки)Что может плохое произойти с одеждой? (она может испачкаться, порваться, помяться); Что делают взрослые, чтобы привести одежду в порядок? (стирают, гладят, зашивают ее); И вы можете помочь своей одежде. Как? (не пачкать ее, не мять, складывать аккуратно); Что надо делать, чтобы одежда не мялась, на пачкалась? (аккуратно ее складывать, вешать ее на плечики).

Воспитатель предлагает детям поухаживать за своей одеждой и аккуратно сложить ее в шкафчиках.

  1. Для успешного формирования культурно - гигиенических навыков необходимы следующие условия:
  • Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования, и т.д.);
  • Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  • Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы - разными;
  • Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно - гигиенические навыками;
  • Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  • Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
  1. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
  2. В ходе игр можно широко использовать художественное слово: потешки, короткие стихи.

Эх, водичка хороша, 
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!

***

Теплою водою 
Руки чисто мою. 
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться ,
Грязь куда-то денется

***

Теплая водичка

Умоет Тане личико, 
Пальчики — Антошке, 
Сашеньке — ладошки.

***

Водичка, водичка, 
Умой мое личико, 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки алели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок.

***

Лапки?  Мыли.
Ушки?  Мыли.
Хвостик? Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо!

  1. Деркунская В.А. Игры экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности. Дошкольная педагогика - 2010- №5(62)- С.11
  2. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 80с.
  3. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Программа - методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 304 с.- («РОСИНКА»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Расти, расти, елочка, зеленая иголочка"

Конспект НОД "Расти, расти, елочка, зеленая иголочка" способствует расширению и углублению  представлений о растениях, как представителях живого мира....

ПРОЕКТ «Расти, расти цветочек»

Данный проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о цветах, формированию у детей представления о семенах; формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности, способствует...

СОД «Расти, расти цветочек»

Конспект СОД по трудовой деятельности...

Памятка для родителей «Растим чистюлю»

1. Будьте примером для ребёнка. Занимайтесь домашними делами с энтузиазмом. Не показывайте малышу, какое это скучное и трудоёмкое занятие.2. Всему новому обучайте ребёнка в процессе совместной деятель...

Проект патриотического воспитания «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!»

Реализуем проект «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!» в рамках нравственно-патриотического воспитания для старших дошкольников. Проект рассчитан на год....

Отчет по работе над проектом ДОУ «Растим Патриота! Растим Гражданина! Растим Человека!»

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей ответственности за свои действия, воспитание у дошкольников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной...