Технология саморазвития М.Монтессори
консультация

Торянник Марианна Ивановна

Несмотря на то, что методика М.Монтессори была создана более 100 лет назад, она актуальна и сегодня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технология саморазвития М.Монтессори

Дошкольный возраст – это период (по Э. Эриксону), когда закладываются такие базовые черты личности как автономность или зависимость, инициативность или чувство вины. Признание роли дошкольного детства в становлении личности нашло отражение в Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В современных условиях развития системы образования в России, когда на федеральном уровне ведется политика гуманизации образования, особую актуальность приобретает проблема реализации центральной задачи дошкольного уровня образования – поддержка индивидуальности дошкольника через амплификацию детского развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к организации жизнедеятельности дошкольников в образовательной организации, которые должны быть обеспечены каждой образовательной организацией, однако для практики детского сада требование индивидуализации оказывается трудно достижимым из-за сложившегося стереотипа так называемой «школяризации» детского сада и преобладания фронтальных форм работы с детьми над индивидуальными (что считается предпочтительным для дошкольного периода). Одним из возможных вариантов индивидуализации дошкольного образования выступает реализация педагогической модели Марии Монтессори.

Педагогика М. Монтессори имеет глубокие исторические корни, но остается актуальной и современной, т.к. отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования. Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека, реализованная Марией Монтессори и её учениками, берёт начало в деятельности таких видных педагогов как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, Л.Н. Толстой, К.Ф. Ушинский ... Важно отметить, что принцип свободы в системе Монтессори согласуется с современными требованиями поддержки детской инициативы, утвержденными ФГОС дошкольного образования. Категория свободы рассматривается в многочисленных философских гуманистических теориях прошлого и настоящего (И. Кант, Н. Бердяев, К. Вентцель, Ф.А. Хайек и др.) и выступает как средство решения проблем активизации внутренних ресурсов человека. Среди них особенно близки к современным педагогическим проблемам произведения М. Ганди, Н. Рериха, Л.Н. Толстого, исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз), концепции личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, В.А. Петровский, В.В. Сериков) Сегодня эти традиции нашли отражение в «педагогике ненасилия» (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов). Таким образом, принцип свободы гуманистической педагогики начала века трансформировался в один из современных принципов ФГОС дошкольного образования – принцип поддержки разнообразия детства и амплификации дошкольного детства, при этом педагогика Марии Монтессори получила признание в российском педагогическом сообществе и в реестр примерных общеобразовательных программ дошкольного образования включена Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» (Под редакцией Е.А. Хилтунен).

 Гуманистические принципы в отечественной педагогике развивали К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. В их основу положены: ориентация на природу ребенка, принципиальный отказ от авторитаризма в воспитании, принятие воспитанника в качестве субъекта собственного развития, понимание процесса воспитания как необходимой помощи в личностном становлении.

Основополагающими принципами педагогической системы М. Монтессори являются антропологический принцип, принцип условий свободы развития ребенка, принцип концентрации внимания, принцип специально подготовленной обучающей среды, принцип сензитивности, принцип ограничения и порядка, принцип особого места педагога в системе образования.

Антропологический принцип предполагает центрирование на ребенке, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Философский смыл этого принципа раскрывается через трактовку роли Человека как созидателя, творца, наделенного свободой воли. Антропологический принцип в педагогической системе М.Монтессори предполагает единство духовного, психического и физического развития ребенка. М. Монтессори подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Принцип условий свободы развития ребенка означает изменение структуры воспитания посредством создания «условий свободы» в процессе воспитания: свободный выбор деятельности и средств для неё в подготовленной педагогом среде. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью воспитания в системе М. Монтессори. Девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». В педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива («Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место») и, во-вторых, в необходимости дела («Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца»). В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение.

Принцип концентрации внимания фиксирует один из развивающих эффектов, возникающих в условиях Монтессори-дидактической среды, - феномен «поляризации внимания» - в процессе активного исследовательского обращения ребенка с самостоятельно выбранным предметом активизируется внимание и мыслительная деятельность ребенка, появляется способность к их продолжительному и эффективному объединению. Принцип концентрации внимания утверждает: свободная и самостоятельная деятельность не возможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

Принцип специально подготовленной обучающей среды обязывает Монтессори-педагога создать такое дидактическое окружение ребенка, которое бы отражало порядок мироустройства (на бытовом и на научном уровне) и учитывало физические возможности ребенка. В соответствии с данным принципом все дидактические материалы должны быть доступны для ребенка, мебель должна быть мобильной (давать возможность переставлять стулья и столы в соответствие с потребностями детей работать одному или в группе), дидактические Монтессори-материалы (ядро которых составляют «материализованные абстракции» (по М.Монтессори) или учебные модели (по Н.Г. Салминой, Н.Ф. Талызиной)) должны максимально способствовать поляризации внимания, давать возможность экспериментировать, творить, отрабатывать навыки, значимые для самообслуживания, открывать перед ребенком картину мира в его целостности (на доступном ребенку уровне). Подготовленная дидактическая среда (понимаемая в широком смысле – в единстве дидактического, коммуникативного и технологического компонентов) выступает посредником между реальным миром в его многообразии и ребенком, осваивающим и познающим его.

Принцип сензитивности означает учет сензитивных периодов в развитии ребенка при организации подготовленной среды, дидактические материалы М. Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. М.Монтессори выделила шесть основных сензитивных периодов в развитии детей дошкольного возраста: период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности»), освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков.

Принцип ограничения и порядка отражает необходимость организации образовательного пространства с учетом естественной потребности ребенка в порядке (внешнем и внутреннем). Ограничение означает значимость «лаконичности» подготовленной среды и наличие четких требований (границ) в организации взаимодействия детей в группе и педагога. Свобода в Монтессори-педагогике тесно связана с самодисциплиной.

Принцип особого места педагога в системе образования означает, что центр активности в учебном процессе переносится с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения взрослого, а, напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Процесс воспитания и обучения в педагогической системе М. Монтессори понимала как помощь психическому развитию и адаптации ребенка, познанию им окружающей реальности. Позиция педагога может быть определена как «позиция рядом». Руководство осуществляется педагогом не директивно, а доброжелательно и ненавязчиво.

Еще одним важным принципом педагогики М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции. Свободная работа в подготовленной среде, в которой каждый дидактический материал присутствует в единственном числе, моделирует взаимоотношения в обществе: ребенок учится договариваться, не мешать другим, учится оказывать помощь в работе и т.д. Ребенок учится самодисциплине, приучается следовать общим для группы правилам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология саморазвития М. Монтессори

Статья объясняет актуальность технологии саморазвития (автор М.Монтессори) в современном образовательном процессе, а так же разработанные,  на основе этой технологии, игры....

Технология саморазвития Марии Монтессори.

Современные педагогические  технологии в работе  с дошкольниками....

Технология саморазвития Марии Монтессори

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она со...

Самостоятельность детей по технологии саморазвития Марии Монтессори.

Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Монтессори предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый - когда зарождается его физическое тело и второй - когда зарожд...

«Технология саморазвития Марии Монтессори в практике работы воспитателя»

Технология саморазвития М. Монтессори известна во всем мире. Она формируется на том, что саморазвитие непременно должно начинаться с раннего возраста. Монтессори утверждает, что ребенка может понять т...

Технология саморазвития (М.Монтессори)

Данный материал познакомит педагогов с основными принципами методики М.Монтессори....