Рабочая программа по дополнительному образованию.Кружок "Игралочка"
рабочая программа (младшая группа)

Никитина Ольга Геннадьевна

Рабочая программа по дополнительному образованию 2 младшая группа .Кружок "Игралочка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Принято:                                       Согласовано:                        Утверждено:

Совет педагогов                                Зам. заведующей                Заведующая МБДОУ

МБДОУ детского сада № 11               по УВР МБДОУ                        детского сада № 11

«Берёзка»                                            детского сада № 11                «Берёзка»

Протокол № __                               № 11 «Берёзка»                         Г. Я. Амерханова

от «__» ________ 20___ г.                       Е. В Тодоренко                         _______________                                                  _____________

                                                     Рабочая программа

по дополнительному образованию

Кружок «Игралочка»

вторая младшая группа

2019-2020 уч. г.

один год

(срок реализации программы)

                                                                                                       Составитель:

         Никитина. О. Г

         воспитатель МБДОУ

         детский сад №11«Берёзка»

г. Гусиноозёрск

2019 г.


Структура

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи по реализации Программы

6

1.1.2

1.1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

Значимые характеристики возрастных особенностей детей для разработки Программы

7
8

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

10

1.3

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

10

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

2.2

2.3

2.4

Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы

Взаимодействие взрослых с детьми.                                                

Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы

Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников            

12

16

16

17

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Материально – техническое обеспечение Программы

18

3.2

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

19

Приложение 1

Приложение 2

Целевой раздел Программы

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Игралочка»  разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • Письмом Минобрнауки  РФ от 11.12.06 г. №06-1844  о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Уставом МБДОУ детский сад № 11общеразвивающего вида  от 28.02.2019 г.   № 140;
  • Основной образовательной программой ДОУ.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя дет.сада. / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, — М., Просвещение, 1998. — С.4 – 6.
  • Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание.-2002.-№10.-С.90-93.
  • Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. /  Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер/  Под рук. Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера, — М., Просвещение, 1988, — С. 4 – 5, 12.
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим направлением в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Сенсорное развитие у детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1.        Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2.        Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, количестве, части и целом.

3.        Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4.        Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.        Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Рабочая программа «Игралочка» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Направленность Программы

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирования у  детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, сенсорно-перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции, развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношений к активной деятельности интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы.

  • Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции
  • Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфики данного контингента детей.
  • Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
  • Создание условий для кружковой деятельности.

Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать ундивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности ,начиная работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую игру; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения- физкультминутки.

Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.

                           Диагностическое сопровождение.

Диагностика эффективности программы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Ее величество Сенсорика» осуществляется на итоговых занятиях и процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.

Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:

- степень ориентировки ребенка в основных цветах спектора;

- умение подбирать геометрические плоские фигуры по образцу;

- умение ребенка находить и называть предметы разной величины;

- знание свойств предметов и слов их обозначающих;

- эмоциональное отношение к предложенной деятельности;

- результат.

Новизна:

    Новизна программы в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает  окружающее. Педагогическая целесообразность: овладение умениями воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положения в пространстве, запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного,слухового,тактильного,кинетического,кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не  всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.

1.1.1.        Цели и задачи деятельности по реализации Программы

Цель: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  сенсомоторной деятельности.
  •  Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
  • Развивать  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение, цветовосприятие, проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные:

  • Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
  • Закреплять  приобретённые умения  и  навыки: развивать мелкую моторику пальцев и моторные функции рук, способствовать развитию сенсомоторики, способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же»,т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую инициативу и самореализацию.

Здоровьесберегающие:

  • научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Дети младшего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития способностей в сенсорной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Подходы к формированию Программы:        

  • - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.
  • - деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития;
  • - диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
  • - средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
  • - культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.

1.1.3.  Значимые характеристики возрастных особенностей детей для разработки Программы

       Сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой  человечества. Сенсорное воспитание-это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного восприятия, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, произвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное воспитание. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
  Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные, разнообразные свойства. Это развивает его способность отделять свойства  от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

   Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

   У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. У младшего дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практический манипуляций  с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятию детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности  , зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

   В результате сенсорного развития младший дошкольник усваивает сенсорные эталоны. Наиболее доступные для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы ( квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

    Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребенка такой ведущий деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

    Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

    Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

    Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны сформироваться сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме  и величине предметов.  

Программа предназначена для детей 3 – 4лет.

Сроки реализации программы – 1 учебный год.

Основными формами работы является учебно-практическая деятельность. В основе обучения лежит фронтальные занятия с группой детей (30 занятий в год). Режим занятий 1 раз в неделю, с детьми второй младшей группы (3 – 4 лет) – 15 минут.

Используются следующие формы работы на занятиях:

  • Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
  • Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • познавательный интерес к НОД кружка;
  • подготовка атрибутов для игр, НОД.
  • степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
  • умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
  • умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
  • знания свойств предметов и слов их обозначающих;
  • эмоциональное отношение к предложенной деятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие сенсорных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого познания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе ознакомления с сенсорными эталонами, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

     Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Периодичность  педагогической диагностики – два раза в год (октябре и мае). В октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования по дополнительному образованию. Для оценки овладения детьми сенсорных эталонов, сенсомоторной деятельностью, руководствовались критериями по методикеБурменской Г. В.

Объект педагогической диагностики

(мониторинга)

Формы и методы педагогической диагностики

Периодич

ность проведения педагогичес

кой

диагностики

Длительность проведения педагогической

диагностики

Сроки проведения педагогичес

кой диагностики

Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Наблюдение, беседа, показ, словесное объяснение,

напоминание, создание проблемной ситуации, специально подготовленная

деятельность.

2 раза в год

1-2 недели

октябрь

май

Степень освоения ребенком Программы оценивается по специальной шкале:

3 балла  –  показатель проявляется ярко (сформирован);

2 балла  –  показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);

1 балл     – показатель почти не проявляется (не сформирован).

Выявление  следующих  уровней овладения детьми изобразительной деятельностью:

сформирован - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования;

частично сформирован – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

не сформирован – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы

      К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

   Программа  предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Кружок работает в течение учебного года (октябрь – май), один раз в неделю – четверг. План кружка рассчитан на год. Количество детей, посещающих кружок «Игралочка» -  16 чел. Возраст детей: 4 года.

Участники:  воспитатель, дети.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.

Разделы программы:

- Основы сенсорного восприятия.

- Сенсорные эталоны.

Срок реализации: 1 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

•        Деятельность кружка «Игралочка»;

•        Индивидуальная работа.

Организация образовательной деятельности в группе:

Занятия проводятся: 1 занятие кружка в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году).

Общее количество учебных занятий в год – 36.

Длительность одного занятия: во второй младшей группе – 15 мин.

Формы работы

- Дидактические игры.

- Игровые образовательные ситуации.

- Упражнения на развитие мелкой моторики.

- Игровая деятельность

- Сюжетная деятельность.

- Чтение художественной литературы.

Методы и приёмы обучения:

1. Эмоциональный настрой - создание игровой ситуации, использование музыкальных произведений.

2. Наглядные - наблюдения, рассматривания, показ образца, использование движения руки.

3. Практические - упражнения в игровой форме, опыты и эксперимент.

4. Словесные - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка, проговаривание последовательности работы.

5. Педагогическая диагностика.

Программа предполагает педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раз в год (вводный - октябрь, итоговый – в мае).

Процесс проведения занятий предусматривает:

1.        Использование приёма транслирования информации;

2.        Отбор тематического содержания;

3.        Педагог        старается        помочь        ребенку        правильно формулировать мысли;

4.        Педагог создаёт схематические изображения;

5.        При проведении физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Занятия построены по коммуникативному принципу:

1.        Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;

2.        Обеспечение условий общения;

3.        Поддержание речевой инициативы;

4.        Использование коммуникативных средств.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение открытого мероприятия;

- проектная деятельность.

Схема и методика проведения занятий по образцу. 

Структура

Методы и приёмы

Вводная часть

Эмоциональный настрой, вступительная беседа по теме.

Мотивация.

Основная часть

Самостоятельная творческая деятельность детей. Педагог помогает детям.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы, закрепление сенсорных эталонов.

Уборка рабочего стола.

Схема и методика проведения занятий по замыслу.

Структура

Методы и приёмы.

Вводная часть

Эмоциональный настрой, создание условий для развития инициативы детей (игровая ситуация, художественное слово).

Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике.

Основная часть

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Индивидуальная работа со стороны педагога.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы, закрепление сенсорных эталонов.

Уборка рабочего стола.

 

        Работа по данному направлению проводится следующим образом.

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями. Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводят в форме игры. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр.

Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно–потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

Перспективное планирование кружка «Игралочка».

Октябрь

1.        Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

2.        Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

3.        Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

4.        Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».

Ноябрь

1.        «Спрячь зайку от лисы» - цвет.

2.        «Кто где спит» - форма.

3.        «Игра с мячами» - величина.

4.        Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.


Декабрь

1.        Окраска воды – цвет.

2.        Какой формы предметы в нашей группе.

3.        Построим башню.

4.        Интегрированная НОД «Разноцветные комнаты» – цвет и величина.


Январь

1.        «Украшение для ёлочки» - цвет.

2.        «Новогодние елочки» - величина.

3.        «Составные картинки» – форма.

4.        Лото «цвет и форма».

Февраль

1.        Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.

2.        Дидактическая игра «Магазин» - форма.

3.        Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

Март

1.        Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.

2.        Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.

3.        «Построим башню» - величина.

4.        Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.

Апрель

1.        Игровые поручения – цвет и величина.

2.        Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

3.        Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

4.        Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.

Май

1.        Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.

2.        Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

3.        Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.

4.        Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

Взаимодействие взрослых с детьми.

        Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в кружковой работе ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Этот процесс приобретения знаний, умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

 Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы

3-4 года

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
  • Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
  • В процессе непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться находить подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

2.2 Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагога с семьями воспитанников. Дети, педагог и родители – основные участники образовательных отношений.

Планируемые результаты сотрудничества педагога группы с семьями воспитанников:

- Формирование у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.

- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в деятельность кружка.

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность сенсорного развития детей. Знакомить с возможностями ДОУ в сенсорном развитии детей.

Поддерживать стремление родителей развивать сенсомоторную деятельность детей в детском саду и дома.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности.

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

•        «Разложи орешки по цветам»

•        «Разноцветная коробочка»

•        «Украсим бабочек»

•        «Застегни пуговицы»

•        «Веселые карандаши»

•        « Собери хвост петушку»

Провести  консультации с родителями на темы:

-        «Сенсорные игры в младшем возрасте»,

-        «Я учусь действовать с предметами»,

Месяц

           Темы

Формы  работы

Дополнительная информация

октябрь

«Значение сенсорного воспитания вразвитии детей младшего дошкольного возраста»

Сообщение на родительском собрании

Подборка литературы по данной теме

ноябрь

«Сенсорный уголок Вашего ребенка дома»        

Консультация

Библиотека специальной

литературы

декабрь

«Знакомим детей с цветом»

Папка - передвижка

январь

«О значении разнообразных игрушек при ознакомлении детейс сенсорными эталонами»

Консультация

Выставка-демонстрация игрушек

февраль

«Познакомим детей с формой»

Папка-передвижка

Оформление стенда

март

«Познакомим детей с величиной»

«Сказки помогают знакомить с величиной»

Папка-передвижка

Консультация

Выставка

художественной литературы

апрель

«Природа        помогаетзнакомитьдетей с сенсорными эталонами»

Консультация

Фото - выставка

май

«О        методах        и приемах        при

ознакомлении детей с величиной»

Консультация

Библиотека специальной

литературы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.        Материально – техническое  обеспечение Программы

Материально-технические условия организации работы кружка «Занимательная сенсорика» соответствует государственным и местным требованиям и нормам.

  1. Уголок сенсомоторного развития
  2. Технические средства обучения:

-  магнитофон;

- CD и аудио-материал.

- по необходимости используется проектор,

- переносной экран,

- ламинатор.

3.2.        Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.        Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 264с.

2.        Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

3.        Борисенко М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб.: «Паритет», 2002.

4.        БурменскаяГ. В. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы. / Ред.-сост. Г. В. Бурменская. — М.: УМК «Психология», 2003. — 349 с.

5.        Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя дет.сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. / Под ред. Л.А. Венгера, — М., Просвещение, 1998. — С.4 – 6.

6.        Воспитание детей в игре. /Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.

7.        Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций» и др.

8.        Дыбина О.В. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера,2004

9.        Лыкова И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

10.        Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера,2001

11.        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

12.        Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии». М. 2001

13.        Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры». – М., 2007

14.        Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание.-2002.-№10.- с.90-93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...