«Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников ДОО средствами современных игровых технологий»
методическая разработка

Гайсина Рамиля Минсагитовна

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vystupleniya_na_seminare_19_raznye_tehnologii.docx50.53 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на окружном семинаре для работников ДО на тему:

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников ДОО средствами современных

игровых технологий» (1 слайд)

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.

(2 слайд) Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

 Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются уже в дошкольном возрасте. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

(3 слайд) Использование развивающих игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. (4 слайд)

(5 слайд) Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие логического мышления, развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

С учетом актуальности данной проблемы, в соответствии с необходимостью поиска способов и средств интеллектуального развития дошкольника,  образовательный  процесс  организован  таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Нами предложен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности, с использованием разных игровых технологий.

Педагогами ДОО широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов: (6 слайд)

  • Игры с блоками Дьенеша.
  • Игры с цветными палочками Кюизенера.
  • Игры Воскобовича
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей Б.П. Никитина
  • Игры В.А. Кайе (особый вид детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования»)
  • игровое пособие  «Математический планшет» - Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно.
  • Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
  • Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
  • Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
  • Игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это Танграм, Колумбово яйцо, Пифагор, Пентамимо,
  • Логические загадки, занимательные задачи.
  • Авторские игровые пособия, сделанные своими руками.

(7 - 17 слайд) Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Для развития у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий: (18 слайд)

  • работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,
  • учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,
  • использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
  • творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения
  • создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Использование  инновационных игровых технологий, авторских методик и разработок, сделанные своими руками, которые мы  внедряем  в образовательной деятельности с целью интеллектуального развития дошкольников, мы представили на показах ОД, на мастер – классах, на стендовых докладах, на выставке игровых пособий.

Формирование логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности.  Развивающие игровые пособия используются как во время образовательной деятельности, в интеграции образовательных областей, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

По дополнительному образованию  по подготовке детей к школе

 детьми подготовительной группы ведется кружковая работа «Тропинка к школе». С детьми старших групп по интеллектуальному развитию детей с внедрением инновационных игровых технологий ведутся кружки «Эвристика» и «Развивайка».

(19 слайд) Развивающие игры способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, познавательному развитию, развитию речи, стимулируют развитие творческого воображения, развитию психических процессов внимания, памяти, мышления, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности, самовыражению и самостоятельности.  

Комплексная работа по развитию познавательного интереса, развития логического мышления у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

         (20 слайд)

   С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста «Умный дошколенок». Нами разработан опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми З. Дьенеша, Х. Кюизенера, Ф.Фребеля, В. Воскобовича, Б. П. Никитина, В.А. Кайе, и другими авторскими  самодельными игровыми пособиями для дошкольников.

Образовательная программа «Умный дошколенок» дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет интеллектуального развития, развития логического мышления детей дошкольного возраста. Программа реализуется в повседневной образовательной деятельности СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла.

Программа рассчитана на работу с детьми 3-7 лет и обеспечивает достижение целевых ориентиров дошкольного образования через развитие логического мышления у детей.

Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155), на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на основе основной общеобразовательной программы СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла.

По результатам мониторинга развития логического мышления дошкольников видны хорошие результаты:

Если к началу (2016-17 учебного года) внедрения инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера составляло 73 % по высокому и среднему уровню, то к концу 2018 средний по детскому саду стало 87% по высокому и среднему уровню.  По готовности детей к школе у детей подготовительной группы показало 92%. Видна хорошая динамика развития мыслительных процессов.

(21 слайд)

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возр...

Семинар-практикум по изобразительной деятельности для педагогов по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников »

Семинар-практикум состоит из теоретической части, практической части и рефлексии.  Перед педагогами раскрывается  значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольникам...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством театральной деятельности»

laquo;Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством театральной деятельности» В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и на...

Статья: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Великий педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое ...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

В статье представлена система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников   посредством использования  авторских игр  ТРИЗ технологии, отраже...

Консультация для воспитателей: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...