Статья: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА
статья

Галина Александровна Бочкарёва

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Великий педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бочкарёва Г.А.

МАДОУ детский сад «Жемчужинка», воспитатель.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Великий педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Современный детский сад предполагает наличие предметно-развивающей среды, способствующей полноценному раскрытию интеллектуально-творческого потенциала дошкольников. И в этом нам может помочь развивающая технология В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в контексте ФГОС дошкольного образования. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Все игровые пособия обладают самостоятельной ценностью, так как являются средствами по решению самых различных образовательных задач. Объединение образовательной идеи, игрового сюжета со сказочными персонажами и конструктивного взаимодействия взрослого с ребенком дает хороший развивающий эффект. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Игры уникальны, еще и тем, что в одну игру может играть вся группа, можно поиграть и одному.

Технологию В.Воскобовича мы применяем в детском саму «Жемчужинка» в подготовительной к школе группе.

В ООД игры В.Воскобовича выполняют роль дидактического материала и являются обязательной частью, которую дети ждут с нетерпением. Мы включаем эти игры на занятиях по математическому развитию, экологическому воспитанию, по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с предметами, изобразительной деятельности. Также проводится совместная деятельность, полностью построенная на играх Воскобовича.

При организации совместной деятельности созданы условия для интеграции различных игр. Такой вариант ее проведения наиболее эффективный, так как он позволяет ставить развивающие и образовательные задачи, а дети при этом просто продолжают играть.

Работу с детьми по ознакомлению с играми В.Воскобовича мы осуществляли поэтапно.

На первом этапе дети знакомились с персонажами сказок и образной терминологией. Дети освоили следующие игры: «Двуцветный квадрат», «Чудо-головоломки», «Ларчик», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Елочка».

На втором этапе дети обучались основным  игровым приемам. Подбирались задания и игровые упражнения, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Знакомили детей с такими играми как «Четырехцветный квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор», «Конструктор букв», «Прозрачные буквы», «Прозрачные цифры».

На третьем этапе обучения  используются уже все знакомые детям игры, но большое внимание уделяем развитию творчества и самостоятельности. В первую очередь необходимо привести детей к тому, чтобы они без помощи взрослого изобретали игровые задания и упражнения, предлагали новые решения задач, придумывали и конструировали предметные формы, составляли к ним схемы.

Для систематизации используемого материала  был создан каталог игр Воскобовича, в который включено описание игр, методические рекомендации. Таким образом, любой педагог, работающий на группе, с легкостью включается в образовательный процесс.

Используя технологию «Сказочные лабиринты игры», мы получили отличные результаты. Дети хорошо считают, умеют сравнивать предметы. Удивляет также то, что наши воспитанники очень быстро запомнили геометрические фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, изображают при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывают фигуры из Волшебного квадрата.

Играми Воскобовича любят играть не только дети, ими заинтересовались педагоги из других детских садов и родители. Для ознакомления педагогов и родителей с данной технологией был проведен мастер- класс в детском саду « Жемчужинка», на котором прошло знакомство с развивающими играми В.Воскобовича, и были даны практические советы, как в домашних условиях можно изготовить данные игры.

В индивидуальных беседах родители отмечают, что дети стали более логичны в своих суждениях, находят оригинальные решения сложных задач.

В рамках работы с технологией В.В.Воскобовича наш детский сад уделяет большое внимание вопросам преемственности ДОУ и школы. С этой целью проводятся  семинары, мастер-классы, круглые столы для учителей начальных классов.  Учителя начальных классов отмечают, что у наших выпускников наблюдается интенсивное развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков, развитие мотивационной сферы, формирование потребности в знаниях, способах познания, формирование учебной деятельности в целом. Наши выпускники успешно учатся в школе и занимают призовые места на олимпиадах и в конкурсах.

Стоит отметить, что применение технологии В.В. Воскобовича невозможно без использования здоровьесберегающей технологии, потому что интеллектуальное развитие детей должно быть в тесном контакте с их гармоничным физическим развитием, каждое занятие сопровождается физкультурными минутками, самомассажами, гимнастиками и игровыми комплексами для глаз. Дети с удовольствием включают знакомых сказочных персонажей Кохле, Охле, Желе, Магнолик, Незримка Всюсь, Гусеничка Фифа, Филимон Коттерфильд и т.д. в подвижные игры, используют знакомые условные обозначения для организации подвижных игр.

Также в своей работе мы активно пользуемся проектами. Такая работа, объединяющая разные виды деятельности, позволяет привлечь родителей и учит детей ставить цели и добиваться их. В рамках реализации познавательных проектов «Музей пуговицы», «Страна цифр», «Путешествие в страну времени» мы активно использовали развивающие игры Воскобовича.

Мы стараемся научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учим детей умению задавать умные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Главное – не утратить детскую любознательность и способность творить, фантазировать. Учим детей быть уверенными в себе, в своей талантливости.

Игры В. Воскобовича – пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми любого возраста, как в дошкольных детских учреждениях, так и в семейном кругу. Игры могут выполнять роль дидактического материала,  вписываясь в любую форму планирования, совместной деятельности взрослых и ребенка, также самостоятельной деятельности детей, в соответствии с требованиями федеральных государственных  образовательных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет для педагогов ДОУ «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

Цель: объединить усилия коллектива МКДОУ для повышения уровня организации     дидактических игр с детьми дошкольного возраста....

Семинар "Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей"

В 2013 году прошел семинар коллектива гимназии №1404 "Гамма" Цель:Объединить усилия коллектива для повышения уровня организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

«Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей» предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Игра может быть использована в непосредственно образо...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников ДОО средствами современных игровых технологий»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »

Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. »  Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...

Педагогический совет «Развивающие игры Воскобовича - как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в условиях ДОУ....