"Детская лаборатория" конспект НОД в старшей группе по познавательно - исследовательской деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)

Знакомство детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Познакомить и закрепить знания детей о профессии лаборант, развивать познавательный интерес к проведению опытов.

Закреплять знания о стеклянной посуде, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность;

Вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умения классифицировать материал, из которого делают предметы. Закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи между назначением предмета, его качествами и свойствами.

Пополнение словарного запаса (лаборатория, лаборант, чеканка, чеканщик, стеклодув, стекольный завод)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_laboratoriya.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

ФИО педагогического работника дошкольного образования

Сидорова Ирина Владимировна

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего  вида «Буратино»

п.г.т. Аксубаево

Возрастная группа

                        Старшая    

Методика дошкольного образования

                 Познавательное      

Тип занятия

Поисково – исследовательская деятельность. Комплексное.

Интеграция областей

Познание, развитие речи, художественно – эстетическое.

Тема занятия

          «Детская лаборатория»    

Цель занятия

Познакомить со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Познакомить и закрепить знания детей о профессии лаборант, развивать познавательный интерес к проведению опытов.

Закреплять знания о стеклянной посуде, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность;

Вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умения классифицировать материал, из которого делают предметы. Закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи между назначением предмета, его качествами и свойствами.

Пополнение словарного запаса (лаборатория, лаборант, чеканка, чеканщик, стеклодув, стекольный завод)

Используемая образовательная программа

Программа  «От рождения до школы». Под ред.  Н. Е. Вераксы М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Волгоград – 2010г

Предварительная работа

Просмотр презентации «Свойства стекла», «История стекла»

Рассматривание предметов из металла и стекла.

Проведение экспериментов - опытов для выявления основных качеств стекла;

Рассматривание иллюстраций, книг предметов из стекла¸ металла.

Беседа: «Кто такой лаборант»

Дидактическое обеспечение занятия

Демонстрационный:

Картинки - схемы. Мольберт, бумага, салфетки. Емкости для воды. Предметы из стекла и металла. Презентация

Раздаточный:

 Салфетки. Простой карандаш. Фольга

Структура занятия

1 ч. Вводная часть. (Длительность 1 мин).

Цель: Создание эмоционального настроя интереса к занятию.

2 ч. Основная часть (20 мин.)

Цель: Реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

Сюрпризный момент, приход «Робота», «Карлсона»;

Вопрос – ответ;

Рисование на фольге;

Ручной труд «Кораблик»

Самостоятельная работа детей;

Рассматривание, закрепление свойств стекла;

Дыхательная гимнастика (Игры с мыльными пузырями);

Экспериментирование с металлом.

3 ч. Заключительная часть (1-3 мин.)

Цель: Подведение итогов занятия совместно с детьми.

Использованная литература

 «Из чего сделаны предметы» О.В. Дыбина, «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина.

Интернет ресурсы. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: пособие для воспиателя. – М.: Просвещение 1984.

 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», Жуковская Р. Н., Пеньевская Л. А Просвещение, 1983

Этапы работы

Вводная часть  

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию.

Основная

часть

Заключительная

часть

Заключительная часть.

Воспитатель: А вы, знаете, что такое лаборатория?

Дети: Там проводят разные опыты и эксперименты.

Воспитатель: Кто там работает? (Лаборант)

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам побывать лаборантами, и немного поэкспериментировать. И поговорить о металле – это материал, искусственно сделанный человеком, он обладает разными свойствами и качествами; посуда из металла может быть чугунной (сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам, она используется для приготовления пищи, аллюминиевой – она имеет серебристый цвет, прочная, легкая, хорошо моется.

Звучит музыка и входит робот

Робот: Здравствуйте, ребята, я случайно услышал ваш разговор о металле, и решил зайти к вам в гости и рассказать о том, что я тоже сделан из металла. Возьмите вот эти пластинки и потрогайте их.

Воспитатель: Ребята, а в нашей лаборатории тоже есть несколько предметов, идемте рассмотрим их, какие они? Воспитатель и дети подходят к столу, где находятся предметы из металла.

(Дети рассматривают предметы из металла: ложки, половник, кастрюли и т.д )

Воспитатель: Ребята назовите предметы, которые вы здесь видите, из чего они сделаны. Как вы это узнали?

Дети путем ощупывания определяют особенности формы, структуру поверхности; рассматривая разные предметы выделяют характерный металлический блеск. Опускают гайки в воду – они тонут.

Воспитатель: А как можно достать гайки из воды не намочив рук.  (магнитом). Притягивается магнитом.

Трудовая деятельность «Кораблик»

Кладут на солнечное место – нагреваются (теплопроводимость).

Дети. А некоторые предметы магнитом не притягиваются, они легкие, блестящие.

Воспитатель. Вы заметили правильно. Потому, что металл бывает черный – он притягивает магнит, и боится - воды, ржавеет. Из него делают машины, пароходы.

Воспитатель: А сейчас следующее задание. Возьмите магниты и найдите в группе металлические предметы. (Дети выполняют задание и называют металлические предметы)

 Воспитатель: А еще бывает цветной металл – он не магнититься, легко гнется из него даже можно делать игрушки  (фольга)

Рисование на фольге

Воспитатель: А сейчас вместе составим алгоритм описания свойств металла.

Дети называю характерные качества и свойства металла, воспитатель зарисовывает.

Воспитатель: С металлом мы все решили, теперь пойдем в другую комнату, где находятся другие предметы.

Входит Карлсон с двумя банками варенья.

Карлсон: Здравствуйте, ребята. Мне одному скучно, и я решил прийти к вам, и

 угостить вас моим любимым вареньем.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какое варенье у Карлсона?

Дети: Малиновое, смородиновое, ягодное, яблочное.

Воспитатель: А как вы узнали?

Дети: Банка прозрачная, она стеклянная.

Воспитатель: Посмотрите, какие предметы вы здесь видите.

 Дети: Стаканы, ваза, тарелки, банки.

Воспитатель: А какие свойства и качества вы знаете о стекле? Где его используют?

Дети: Окна, очки, градусник, тарелки.

Воспитатель: А почему  все эти предметы человек сделал из стекла, а не из другого материала, какое качество стекла им понравилось

Дети: Прозрачность, водонепроницаемость, легче стекла.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам подумать и пофантазировать что  было бы если вся посуда была из бумаги, металла, дерева.

Дети: Бумажная посуда размокнет, деревянная может сгореть, металлическая – тяжелая.

Воспитатель: А вы помните, из чего делают стекло? И как называется профессия

Дети: Стеклодув

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем стеклодувами. Не забудьте, что выдувать нужно аккуратно и медленно. Если поторопиться ничего не получиться.

Дыхательная гимнастика (Игры с мыльными пузырями)

Воспитатель: Мы с вами рассмотрели разные предметы, поиграли, провели опыты, а теперь я думаю что пора отдохнуть. И отправиться в нашу комнату отдыха.

Дети рассаживаются на диване и креслах

Презентация «Почини игрушку»

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось делать в нашей лаборатории?

Дети: Искать металлические предметы, делать кораблик, доставать из воды предметы магнитом.

Воспитатель: Что нового узнали.

Дети: Металл бывает разным: легким и тяжелым.

Воспитатель: Что было легко, а что было трудно сделать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А теперь будем угощаться чаем с вареньем который принес Карлсон.

Воспитатель: Что хотели бы вы узнать в следующий раз?

Дети: Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Воздух-невидимка?»

Уважаемые коллеги, буду рада, если этот конспект поможет вам в изучении с детьми свойств воздуха (на основе опытов и игр)....

Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»

Развить у ребят творческий  потенциал  самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности "Жизнь внутри клетки"

Цель данного занятия - знакомство  детей с микроскопом, его назначением. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети знакомятся с понятиям "клетка",получают представление  о том, ч...

Организованная образовательная деятельность в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности квест-игра «В лаборатории Знайки»

Организованная образовательная деятельность в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности квест-игра «В лаборатории Знайки»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности "Мыльные фантазии "

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Мыльные фантазии" в старшей группе...