Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
материал

Сокольникова Анна Васильевна

Расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Сокольникова АннаВасильевна

Первая квалификационная категория

с. Кабанск

2019 г.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО по развитию у дошкольников интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

 - познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – верёвочкой;

- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, зубочистки, материал для практической деятельности (клей ПВА, ножницы, кисточки, карандаш простой, картон белый А4, веревка цветная, пряжа цветная, крупа гречневая). Возможно добавление  и сочетание ещё нескольких материалов.

Предварительная работа: анализ литературы по данной теме, обобщение опыта работы (ППРС, работы с детьми, родителями), подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

Ход мастер-класса.

 Вводная часть.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. В последнее время очень популярными в развитии детей стали нетрадиционные виды рисования. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Давайте вместе дадим определение: Что вы понимаете под нетрадиционными техниками рисования? (высказывания педагогов)

Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.

Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и предложено педагогам использовать их в детских студиях. Давыдова Г. Н. отмечает, что детское художество сводится и к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

Нетрадиционные техники рисования,  дают  толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.  

Использование нетрадиционных техник:

•        Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

•        Учит детей сочетать различные материалы и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

•        Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности по рисованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности.

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник. Разрешите, я вам расскажу немного о них.

Прежде, чем я расскажу о способах рисования, которые использую я в своей работе. Хотелось бы, чтобы вы поделились с друг другом какие техники знаете вы и используете в своей работе?

Спасибо большое за вашу активность, хочу обратить внимание, что все использованные техники  в моей работе систематизированы по возрастам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

•рисование пальчиками;

•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

•рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

•печать поролоном;

•печать пробками;

•восковые мелки + гуашь

•свеча + акварель;

•отпечатки листьев;

•рисунки из ладошки;

•рисование ватными палочками;

•волшебные веревочки;

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

•рисование солью, песком, манкой, крупами;

•рисование мыльными пузырями;

•рисование мятой бумагой;

•кляксография с трубочкой;

•монотипия пейзажная;

•печать по трафарету;

•пластилинография

•граттаж.

Практическая часть.

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Сегодня покажу, как с детьми использовать смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.

Я хочу поделиться с приёмами работы с верёвочкой. Используя их, можно получить удивительные и неожиданные эффекты. Возможно, вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее на художественные подвиги.

Рисунки, выполненные толстой нитью, кажутся объемными и как будто "живыми". Работая с нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию, развивается воображение. Конечно, такая работа требует усидчивости и кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити. Формируется плавность, ритмичность и точность движений, рука ребенка подготавливается к письму – развивается мелкая моторика пальцев рук.

Предлагаю вам из толстой нити нарисовать на столе любую геометрическую фигуру. Такие простые несложные рисунки на столе это предварительная работа при дальнейшей работе. И можно так же использовать с младшими детьми. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста можно дать для занятий не нитку, а шнурок (важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.

Так же можно создавать групповые рисунки на столе. Предлагаю, вам объединится, в небольшие группки и придумать общий рисунок. Этот способ развивает у детей умение работать в группах, взаимодействовать между собой, обсуждать, развивает воображение. (После командной работы педагоги делятся своими впечатлениями, обсуждают свою работу).

Наиболее интересно и увлекательно, если сочетать разные техники рисования между собой. Сегодня мы с вами попробуем рисовать объёмные рисунки 3D и сочетать две техники рисование верёвочкой и крупой.

3D для детей – это новое веяние в развитии творческих способностей малышей, позволяющее им развить пространственное воображение, умение видеть мельчайшие детали и передавать их на бумаге. Объемные рисунки – это настоящее волшебство для ребенка, ведь нарисованный предмет хоть и находится на плоскости, но кажется абсолютно реальным.

А что мы будем с вами рисовать вы должны угадать.

Ах, какой цветок красивый

В огороде за крапивой!

Семечки-чернички,

Жёлтые реснички.

С солнцем просыпается,

Утру улыбается.

Он – сыночек солнышка,

Золотой ... (подсолнух)

  Для начала, рисуем на картоне белого цвета подсолнух (можно взять готовый шаблон).  Середина подсолнуха это семечки, их мы будем заменять гречневой крупой (можно так же использовать сами семечки или любой другой материал). Нанесите клей ПВА, распределите его кистью равномерно, так, что бы был не слишком тонкий слой. Посыпьте крупу, чтобы не было просветов более плотно, стряхните лишнюю крупу.  Закончив середину, подготовьте пряжу для лепестков. Нарежем  пряжу длинной 1-2 см.  Наклейте пряжу сверху, переходя круг за кругом, ближе к середине подсолнуха. Тем самым, получая объём 3D. По желанию можно дорисовать стебель и так же использовать крупу, предварительно окрасив её. Можно использовать любой другой материал(пряжу, пластилин, бисер и т. д).

Заключительный этап.

Уважаемые педагоги! В каждом из нас живёт художник и поэт, многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Я бы хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями, что вы сегодня почувствовали, выразили свои эмоции, какой опыт получили.

Закончить свой мастер-класс я хочу словами Паустовского Константина  Георгиевича: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».  Хочу пожелать вам находить в своих детках таланты и развивать их творческие способности, всё больше и больше подпитывая его.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования с участием детей старшей группы. Рисование ежа

* Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. * Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми для эмоционального, позитивного взаимодействия через художественно-эстетическое во...

Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования: «Увлекательное рисование методом тычка».

Дорогие коллеги, предлагаю Вам более подробно познакомиться с  нетрадиционной техникой рисования  методом «Тычка сухой щетинной кистью».Необычность этого метода заключается в том, что детям ...

Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования: «Увлекательное рисование методом тычка»

презентация Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования: «Увлекательное рисование методом тычка»...

Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования «Увлекательное рисование методом тычка»

к презентации Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования «Увлекательное рисование методом тычка»...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "нетрадиционная техника рисования - рисование пеной для бритья"

                                           Мастер-класс Аудитория: Педагоги МБ...