Статья "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду:роль игры
статья (младшая группа)

Ботякова Юлия Анатольевна

Игра в адаптационный период является одним из ключевых средств успешного привыкания ребёнка к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_adaptatsiyu.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду:

роль игры

     Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Этот процесс происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Знакомство с таким социальным институтом как детский сад вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

     Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.

В процессе приспособления – адаптации -поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться:

- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);

- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);

- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);

- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).  

   Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в  первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности,  наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности  навыков самообслуживания и т.д

   Одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются организованные игры, которые затрагивают все виды детской деятельности. 

Игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Использование в адаптационный период игровых моделей поможет ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду, снять эмоциональное напряжение. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. 

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка  и основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

    Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. 

     Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации определенной системности. Первоначальные игры должны быть  направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем:

-знакомство;

-игры с использованием игрушек и предметов;

-контакт руками;

-телесный контакт.

      Первые дни новичок осваивает игровую деятельность. Здесь мы знакомим с игровыми уголками группы. Ласково обращаясь к ребенку, поддерживая его интерес к той или иной игрушке, воспитатель в свою очередь побуждает его к общению, ищет свой индивидуальный подход к каждому ребенку.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю.         Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Детские игры очень разнообразны. Наиболее распространенные детские игры в адаптационный период детей:

  • Подвижные игры.
  • Дидактические игры.
  • Настольно-печатные игры.
  • Театрализованные игры.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с водой и песком.
  • Сенсорные игры 
  •  Игры со строительным материалом

       Использование игр разной классификации, помогают детям легче пройти период адаптации к детскому саду. Итак, игра в адаптационный период является одним из ключевых средств успешного привыкания ребенка к детскому саду.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Адаптация детей раннего возраста в детском саду: роль игры

Адаптация - один из важнейших этапов прибывания ребёнка в детском саду. Именно от успешности прохождения адаптации во многом зависит комфортность прохождения ребенком жизненного пути в дошкольном возр...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...