Тема: «Наша страна – Россия»
план-конспект

Хрулёва Светлана Борисовна

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа: старшая логопедическая

Тема: «Наша страна – Россия»

Цель: «Автоматизация и дифференциация звуков [Р], [РЬ]»

Программное содержание

Образовательные задачи:

- уточнение и расширение представлений о России, ее значении для каждого ребенка; закрепление слов, символизирующих нашу страну;

- закрепление знай о механизмах образования звуков [Р], [РЬ], автоматизация их изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;

- совершенствование грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)

Развивающие:

- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звуков [Р], [РЬ]; развитие фонематических процессов (акустическая характеристика звуков, дифференциация, линейный анализ слов); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитание у детей патриотизма, гордости за страну, в которой живем;

- внимательное, уважительное отношение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_moya_rossiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

« Детский сад №32 » г.Троицк

КОНСПЕКТ

Тема: «Наша страна – Россия»

Составил:

учитель-логопед МБДОУ

 « Детский сад №32 »  г.Троицк

 Хрулёва С.Б.

г.Троицк

2019 г.

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа: старшая логопедическая

Тема: «Наша страна – Россия»

Цель: «Автоматизация и дифференциация звуков [Р], [РЬ]»

Программное содержание

Образовательные задачи:

- уточнение и расширение представлений о России, ее значении для каждого ребенка; закрепление слов, символизирующих нашу страну;

- закрепление знай о механизмах образования звуков [Р], [РЬ], автоматизация их изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;

- совершенствование грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)

Развивающие:

- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произношении звуков [Р], [РЬ]; развитие фонематических процессов (акустическая характеристика звуков, дифференциация, линейный анализ слов); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитание у детей патриотизма, гордости за страну, в которой живем;

- внимательное, уважительное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

Словарная работа: Россия, россияне, россиянка, россиянин, Москва, столица, Кремль, Красная площадь, президент, флаг, герб, триколор.

Материалы и оборудование: зеркала и картинки для выполнения артикуляционной гимнастики (по числу детей); обруч, поделенный на цветные сектора; доска; картинки с предметами, символизирующими нашу страну (гармошка, сарафан, ромашка, матрешка, береза, самовар, рубашка, Кремль, Гагарин, герб, флаг - триколор); фотография президента страны; сундучок; звуковые линейки (по числу детей); шапочки зеленого и синего цветов; кубики с картинками (береза, матрешка, сарафан, самовар, ромашка); мешочек; разноцветный плащ; две буквы «Р» (синяя и зеленая); проектор; слайды с изображением Москвы.

                                                    Ход деятельности

     Логопед: Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в путешествие. Вы согласны? А отправимся мы с вами в самый центр нашей страны – России. Нашими помощниками будут два звука, а какие, вы узнаете, если внимательно послушаете эти строки:

Березы русские, широкие поля,

Леса дремучие, крутые берега.

Ребята, какие звуки я выделяла голосом?

Дети определяют, какие звуки были выделены голосом (звуки [Р], [РЬ]).

Логопед: Правильно, ребята, нашими помощниками будут звуки «Р» (показывает большую букву «Р» синего цвета) и «РЬ» (показывает большую букву «РЬ» зеленого цвета). И от того, как вы их будете произносить, зависит успех нашего путешествия.

Артикуляционная и акустическая характеристика звуков [Р], [РЬ].

Логопед. Уважаемые путешественники, когда мы произносим звук «Р», чье «рычание» он нам напоминает?

Дети. Тигра

Логопед. А звук «РЬ» похож на рычание маленького…

Дети. Тигренка

Логопед. Песенка тигра твердая, или мягкая?

Дети. Твердая

Логопед. А песенка тигренка?

Дети. Мягкая

Логопед. А тигр и тигренок поют звонко или глухо?

Дети. Звонко

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Голосок в горлышке звенит

Логопед. А их песенки согласные, или гласные?

Дети. Согласные

Логопед. Ребята, а когда вы поете песенки тигра и тигренка, где ваши язычки находятся?

Дети. За верхними зубами

Логопед. А зубы и губы открыты или закрыты?

Дети. Приоткрыты

Артикуляционная гимнастика

Логопед. Здорово! С вами можно смело отправляться в путешествие. Для этого нам нужно приготовиться.  Давайте выполним артикуляционную гимнастику.

Дети садятся полукругом с зеркалами, для выполнения артикуляционной гимнастики. Логопед показывает соответствующую картинку, дети называют и выполняют упражнение.

Упражнение «Лопаточка»

Язычок лопаткой положи,

И немного подержи,

Язык будем расслаблять,

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язычок можно убрать.

Упражнение «Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра,

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем,

Поведем вперед - назад,

Наш маляр работе рад!

Упражнение «Дятел»

Я по дереву стучу – д-д-д,

Червяка добыть хочу – д-д-д,

Хоть и скрылся под корой – д-д-д

Все равно он будет мой – д-д-д!

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка серый бок – цок-цок-цок,

Я копытцем постучу – цок-цок-цок,

Если хочешь – прокачу – цок-цок-цок.

Логопед. Мы готовы отправиться в дорогу? Перемещаться нам поможет волшебный обруч. Предлагаю каждому выбрать цвет.

Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета и, держась за него, идут по кругу.

Автоматизация звуков изолированно и в словах.

Логопед. Уважаемые путешественники, чтобы дорога была веселой, мы будем петь:

Язычки мы поднимаем – песню тигра исполняем – РРРРРРРР…..

Не спеша мы приседаем – песенку тигренка исполняем – РЬРЬРЬРЬРЬ…..

Для мягкости посадки, произнесем слоговые цепочки:

Мы цепочки повторяем – их местами не меняем.

Логопед. Повтори слоги радостно

Ребенок. ра-ро-ру.

Логопед. Повтори слоги спрашивая

Ребенок. ре-рё-ря?

Логопед. Повтори слоги рассказывая

Ребенок. ар-ор-ур

Логопед. Повтори слоги ласково.

Ребенок ря-рю-ре

Логопед. Повтори слоги тихо

Ребенок. ро-ру-ра.

Автоматизация звуков в словах.

На мониторе поочередно появляются картинки о России, Москве. Дети подходят к доске на которой прикреплена карта России.

Логопед. Ребята, вот мы и в центре нашей страны. Какой самый главный город России?

Дети. Москва.

Логопед. Верно. Москва. Россия имеет свои границы, переходить их можно только с разрешения. («Находит» сундучок и показывает его детям). Смотрите ребята! Интересно что там? Давайте посмотрим. (открывает сундучок, в нем картинки символизирующие Россию)

Это картинки. Они не простые.

Это картинки о нашей России.

Логопед. Давайте сыграем в игру «Картинку возьми, правильно назови»

Я покажу вам, как это делать. (берет из сундучка картинку и прикрепляет к карте)

Россия – это рубашка-косоворотка. Теперь, ребята, давайте вы.

По очереди называет имена детей, они достают из сундучка картинку, прикрепляют к карте и называют, что изображено на картинке.

Дети (по очереди).

Россия – это береза

Россия – это ромашка

Россия – это самовар

Россия – это Гагарин

Россия – это сарафан

Россия – это гармошка

Россия – это матрешка

Россия – Кремль

Логопед. Уважаемые путешественники, а где находится Кремль?

Дети. На Красной площади

Логопед. В Кремле работает президент, который управляет нашей огромной страной. Интересно, а вы знаете, как его зовут? (показывает фото президента)

Дети. Владимир Владимирович Путин

Логопед. Символы России?

Дети. Флаг, герб

Логопед. Флаг России трехцветный, его еще называют триколор.

Белый цвет – березка

Синий – неба цвет

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Герб нашей страны –

Двуглавый орел

Автоматизация звуков во фразовой речи. Развитие грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам)

Логопед. Ребята, если мы живем в России, значит мы с вами кто?

Дети. Россияне!

Логопед (обращается к мальчику) ты живешь в России, значит ты кто?

Ребенок. Россиянин!

Логопед (девочке) ты живешь в России, значит, ты кто?

Ребенок. Россиянка!

Логопед (ребенку) твоя мама живет в России, значит она кто?

Ребенок. Моя мама россиянка!

Логопед (ребенку) твой папа живет в России, значит он кто?

Ребенок. Мой папа – россиянин!

Логопед (ребенку) твои друзья живут в России, значит они кто?

Ребенок. Мои друзья – россияне!

Логопед. (ребенку) а кто твои соседи?

Ребенок. Мои соседи – россияне!

Логопед. (ребенку) твои бабушка и дедушка живут в России, значит они кто?

Ребенок. Мои бабушка и дедушка – россияне!

Логопед. Друзья, я вас приглашаю в одно очень интересное место – в лабораторию Звукознайкина. Звукознайкин – это волшебник, который о звуках речи знает все! Хотите там побывать? Наш чудесный обруч нам в этом поможет.

Развитие фонематических процессов, дифференциация звуков, линейный анализ слов.

Звучит спокойная музыка, логопед ставит обруч в вертикальное положение и предлагает детям пройти в него.

Проходите, не стесняйтесь

За столами размещайтесь.

Дети проходят в обруч и садятся за столы. Логопед надевает разноцветный плащ.

Логопед. Ребята, я помощница волшебника Звукознайкина, и он поручил мне превратить вас в звуки «Р», «РЬ». А кто в какие звуки превратится, нам поможет узнать «Чудесный мешочек».

Руку в мешочек запусти,

Достань кубик, назови.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети достают из мешочка кубики с картинками (береза, матрешка, сарафан, самовар, ромашка). Логопед обращается к одному из детей.

Логопед. Назови свою картинку.

Ребенок. Сарафан.

Логопед. Чья песенка звучит в названии твоей картинки – тигра или тигренка?

Ребенок. Тигра

Логопед. Я превращаю тебя в звук «Р».

Надевает ребенку синюю шапочку, потом опрашивает всех детей и надевает им соответствующие шапочки («Р» синие, «РЬ» зеленые)

Звукознайкин – мастер на разные выдумки. Для каждого звука он приготовил домики, а в них по три комнаты.

Раскладывает на полу большие звуковые линейки с тремя делениями.

Логопед. Уважаемые звуки, посмотрите еще раз на свои кубики, определите, какую комнату вы займете в своих домиках – первую, среднюю, или последнюю? Внимание: один, два, три – комнату свою ищи!

Дети встают из-за столов, определяют свою позицию заданных звуков в словах и занимают свои позиции на линейки.

Логопед. Уважаемый звук «Р», почему вы заняли в своем домике первую комнату?

Ребенок. Потому что я звучу в слове «ромашка» в начале.

Логопед. Уважаемый звук «РЬ», почему вы заняли в своем домике среднюю комнату?

Ребенок. Потому что я звучу в слове «береза» в середине.

Аналогично логопед опрашивает всех детей.

Логопед. Шапочки я с вас снимаю, в девочек и мальчиков снова превращаю.

Снимает с детей шапочки.

Логопед. Друзья, волшебная сила нашего обруча начинает ослабевать. Нам нужно возвращаться домой. Путешественники, занимайте свои места вокруг обруча.

Дети берутся за обруч в секторе выбранного цвета.

Развитие мелкой моторики.

Логопед. Звукознайкин просил вам передать такие слова: «Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить!» давайте поиграем с нашими пальчиками.

Дети одной рукой держатся за обруч, а второй выполняют упражнения.

Здравствуй, солнце золотое (большой палец соединяется с указательным)

Здравствуй, небо голубое (большой палец соединяется со средним)

Здравствуй, вольный ветерок (большой палец соединяется с безымянным)

Здравствуй, маленький дубок (большой палец соединяется с мизинцем)!

Мы живем в одном краю (соединять все пальцы поочередно) –

Всех я вас приветствую (машут друг другу рукой)!

Аналогично упражнение проводится на другой руке.

Логопед. Дорогие мои друзья, мне очень приятно, интересно и легко было с вами путешествовать. Приятно, потому что вы очень вежливо обращались друг с другом; интересно – потому что вы много знаете о нашей стране – России; легко – потому что вы очень старательно и правильно произносили звуки [Р], [РЬ].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Наша страна Россия» отчет воспитателя детского сада

Проект-презентация для дошкольников от 4до 7лет на тему "Наша Родина Россия", в данной презентации показано, какая работапроводилась с детьми в течении учебного года. ...

Домашнее задание по теме "Наша страна Россия"

Данный материал можно использовать при прохождении темы "Наша Родина Россия" для закрепления полученных знаний....

Конспект занятия по развитию речи для детей 4-5 лет по теме " Наша страна - Россия"

Конспект занятия по развитию речи для детей 4-5 лет по теме " Наша страна - Россия"...

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является  автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...

Конспект НОД в старшей группе на тему "Наша страна - Россия"

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости, любви к своей стране, к Родине. Закрепление  знаний о том, что Россия большая, красивая, сильная, богатая страна; о российской г...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Наша страна - Россия»

муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад № 11       Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Наша с...