Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Воробьёва Евгения Юрьевна, Гельм Екатерина Ивановна

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Целью занятия является  автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».

В процессе занятия решаются следующие задачи:

- уточнение и расширение представлений о Перми и о России; закрепление слов, символизирующих наш город и нашу страну;

- закрепление знаний о механизмах образования звуков «р», «рь», автоматизация их изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;

- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произнесении звуков «р» и «рь»; развитие фонематических процессов (линейный анализ слова); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

- воспитание у детей патриотизма, гордости за город и страну, в которых живём;

- воспитание внимательного, уважительного отношения друг к другу.

 -профилактика плоскостопия.

-способствовать развитию координации движений.

- упражнять детей в ходьбе приставным шагом по обручу боком, способствовать профилактике плоскостопия.

-развивать ловкость, внимание в упражнениях с мячом.

-продолжать формировать положительное отношение и интерес к движениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_r_i_r_po_rossii_puteshestvovali_konspekt_star_gr.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАДОУ «Центр развития ребёнка - Детский сад № 176» г. Перми

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия»

Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.

Авторы :

Учитель-логопед

Гельм Екатерина Ивановна

Инструктор по физкультуре

Евгения Юрьевна

 Воробьёва

Место проведения: спортивный зал

Цель. Автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- уточнение и расширение представлений о Перми и о России; закрепление слов, символизирующих наш город и нашу страну;

- закрепление знаний о механизмах образования звуков «р», «рь», автоматизация их изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;

Коррекционно-развивающие:

- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений при произнесении звуков «р» и «рь»; развитие фонематических процессов (линейный анализ слова); развитие слуховой памяти, концентрации внимания, процессов мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитание у детей патриотизма, гордости за город и страну, в которых живём;

- воспитание внимательного, уважительного отношения друг к другу.

Оздоровительные:

         -Профилактика плоскостопия.

Физкультурно-образовательные:

-Способствовать развитию координации движений.

- Упражнять детей в ходьбе приставным шагом по обручу боком, способствовать профилактике плоскостопия.

-Развивать ловкость, внимание в упражнениях с мячом.

-Продолжать формировать положительное отношение и интерес к движениям.

Оборудование:

Зеркала (большое зеркало) и картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, обручи (по количеству детей, один обруч на двоих), проектор и презентация с видами Перми и картинками, символизирующими нашу страну, большие цветные буквы Р синего и зеленого цветов, схемы для фонематического анализа слов, разнообразные картинки  на звуки «р» и «рь», музыкальный центр, запись песни «Стоит мой город»

Орг.момент.

Логопед (приходит в группу). Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в путешествие. Вы согласны? А отправимся мы с вами путешествовать по нашему любимому городу – Перми, и может удастся ещё  по России попутешествовать. Нашими помощниками будут два звука, а какие, вы узнаете, если внимательно послушайте такие строки:

Березы русские, широкие поля,

Леса дремучие, крутые берега.

Ребята, какие звуки я выделяла голосом?

Дети определяют.

Осн.часть

Логопед. Правильно, ребята, нашими помощниками будут звуки «р» (показывает большую букву «р» синего цвета) и «рь» (показывает большую букву зелёного цвета). И от того, как вы их будете произносить, зависит успех нашего путешествия.

Артикуляционная и акустическая характеристика звуков «р» и «рь»

Логопед. Уважаемые путешественники, предлагаю отправиться в путь на вертолетах. Когда мы говорим «р», то значит заводим моторы большого вертолёта, а «рь» - маленького вертолёта.

Песенка большого вертолёта твёрдая или мягкая? (твердая)

А маленького вертолётика? (мягкая)

А вертолёт и вертолётик поют звонко или глухо? (звонко)

А как вы догадались? (голос в горлышке звенит).

А их песенки гласные или согласные? (согласные)

Ребята, а когда вы заводите моторчики и поете песенки вертолёта и вертолётика, где ваши язычки находятся (за верхними зубами)

А зубы и губы открыты или закрыты? (приоткрыты).

Итак, заводим наши моторы и «летим». Будьте внимательны. На протяжении пути, я буду поднимать то синюю, то зелёную букву, а вы будьте то вертолётами, то вертолётиками (ребята совместно с логопедом и воспитателем идут в зал).

Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Вот мы и прилетели. Занимайте посадочные площадки по двое (дети садятся в обручи, разложенные предварительно по полу). Длинной оказалась дорога, подустали наши моторчики. Давайте мы их подремонтируем – сделаем артикуляционную гимнастику.

Дети поворачиваются к зеркалу для выполнения артикуляционных упражнений. Логопед показывает картинку, дети называют и выполняют упражнения.

Упражнение «Лопаточка»

Язычок лопаткой положи,

И немного подержи,

Язык будем расслаблять,

И под счёт его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Упражнение «Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра,

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд – назад,

Наш маляр работе рад!

Упражнение «Дятел»

Я по дереву стучу – д-д-д,

Червячка добыть хочу – д-д-д,

Хоть и скрылся под корой – д-д-д,

Всё равно он будет мой – д-д-д!

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка серый бок – цок-цок-цок,

Я копытцем постучу – цок-цок-цок,

Если хочешь – прокачу – цок-цок-цок.

Инструктор по физо: Вот теперь-то мы готовы отправиться дальше. Вставайте, беритесь правыми руками за обруч и полетели над нашим любимым городом (идёт презентация с видами Перми). Дети идут на носках – «Пролетаем над высокими домами ». Дети идут в полном приседе – «Пролетаем над Камой, под мостом». Дети бегут вокруг обруча – «А сейчас быстро летим над нашим городом».

Автоматизация звука изолированно и в слогах.

Логопед. Уважаемые путешественники, чтобы дорога была весёлой, мы будем петь:

Обруч вверх мы поднимаем – вертолет мы исполняем – р-р-р…

Не спеша мы приседаем – вертолётик исполняем – рь-рь-рь…

Для мягкости посадки, произнесем слоговые цепочки:

Мы цепочки повторяем – их местами не меняем.

Имя ребенка, повтори слоги радостно – ра-ро-ру!

Имя ребенка, повтори слоги, спрашивая – ре-рё-ря?

Имя ребенка, повтори слоги, рассказывая – ар-ор-ур.

Имя ребенка, повтори слоги ласково – ря-рю-ре.

Имя ребенка, повтори слоги тихо – ро-ру-ра.

Инструктор по физо: Сейчас предлагаю сделать массаж стоп. Положили обручи, встали на него, идем боком приставным шагом, держась за руки.

Автоматизация звуков в словах.

Звучит песня «Стоит мой город у реки».

Логопед. Уважаемые путешественники, мы пролетели над нашим городом, посмотрели на самые красивые и известные здания. А сейчас давайте посмотрим на экран и красиво хором назовём символы Перми (дети по презентации называют появляющиеся картинки:  ротонда в парке Горького, герб, памятник «Пермяк – солёные уши», Драмтеатр или сейчас Театр-театр).

Наш город в какой стране находится? (в России).

У нашей страны тоже есть свои характерные признаки. Интересно узнать, какие? Поэтому сейчас мы с вами поиграем в игру «На картинку посмотри – правильно назови» (на экране постепенно появляются картинки).

Обязательно надо говорить так: Россия – это рубашка-косоворотка. А теперь вы.

Дети (хором).

Россия – это береза.

Россия – это ромашка.

Россия – это самовар.

Россия – это сарафан.

Россия – это рубашка-косоворотка.

Россия – это гармошка.

Россия – это матрешки.

Россия – это Чебурашка.

Россия – это Георгиевская лента.

Россия – это рубль.

Россия – это русская тройка.

Россия – это Дед Мороз и Снегурочка.

Логопед. Отлично, ребята. А столицей России какой город является? (Москва).

А какая главная площадь в Москве? (Красная площадь).

А на этой площади что находится? (Кремль).

(на экране появляется изображение Красной площади и Кремля)

В Кремле работает президент, который управляет нашей огромной страной. Интересно, а вы знаете, как зовут нашего президента? (на экране появляется фотография). Владимир Владимирович Путин.  Главные символы России – флаг и герб (на экране появляются их изображения). Флаг России трёхцветный, его еще называют «триколор».

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Герб нашей страны –

Двуглавый орёл.

Автоматизация звуков во фразовой речи. Развитие грамматического строя речи (изменение имен существительных по родам и числам).

Логопед и инструктор по ФИЗО. Ребята мы с вами живем в России, значит мы с вами кто? Правильно: мы – россияне. Давайте сейчас поделимся на два круга и поиграем с мячом. Мы будем задавать вопрос и кидать мяч кому-либо из вас, а вы говорите ответ и кидайте мяч обратно. (Работа в кругу)

- ты живёшь в России – значит, ты кто? (россиянин или россиянка)

- ты живешь в Перми – значит, ты кто? (пермяк или пермячка)

- твоя мама живет в России – значит, она кто? (россиянка)

- твой папа живет в России – значит, он кто? (россиянин)

- твои друзья  живут в России? Значит, они кто? (россияне)

(задаются вопросы такого же плана и про Пермь).

Логопед. Замечательно поиграли! А сейчас, наши уважаемые россияне и пермяки, давайте поиграем в эстафету «Внимательные уши». Я для вас приготовила специальные схемы и много картинок, в которых есть звук «р». Вам нужно, пройдя эстафету с выбранной картинкой, определить, к какой схеме она подходит: где в её названии находится звук – в начале, середине или конце? И положить картинку под соответствующую схему.

(Под тихую, но бодрую музыку ребята проходят эстафету. Потом проводится анализ выполненного задания, исправляются возможные ошибки).

Инструктор по ФИЗО Эстафета: перепрыгнуть мягкий модуль, выполнить подлезание под дугу, оббежать ориентир.

Логопед. Друзья, много мы с вами посмотрели, попутешествовали. Пришла пора вновь садится в вертолеты и возвращаться в детский сад. Путешественники, занимайте свои места. Дети берутся за обруч.

Развитие мелкой моторики.

Логопед. Чтобы не скучно было летать – мы будем пальчиками играть.

Дети одной рукой держаться за обруч, а второй выполняют упражнение.

Здравствуй, Солнце золотое (большой палец соединяется с указательным),

Здравствуй, небо голубое (большой палец соединяется со средним),

Здравствуй, вольный ветерок (большой – с безымянным),

Здравствуй ,маленький дубок (большой с мизинцем),

Мы живем в одном краю (соединение всех пальцев поочередно) –

Всех я вас приветствую (машут друг другу рукой)!

Заключительная часть.

Звучит песня про детский сад.

Логопед. Друзья, мы вернулись в наш родной детский сад. Где мы с вами побывали? Какие звуки нам помогали в путешествии? Что вы узнали о Перми и России? Что особенно вам понравилось? (ответы детей).

Дорогие  друзья, нам очень приятно, интересно и легко было с вами путешествовать. Приятно, потому что вы очень вежливо общались друг с другом; интересно – потому что вы много знаете о нашем городе Перми и нашей стране России; легко – потому что вы очень старательно произносили звуки «р» и «рь».

До новых встреч!