Адаптация ребенка в детском саду
статья (младшая группа)

Пржиалковская Галина Анатольевна

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку. Незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра. А перед входом начинают капризничать и плакать.

Как помочь ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад? На этот и другие вопросы найдете ответы в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_v_detskom_sadu.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка в детском саду

        Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку. Незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра. А перед входом начинают капризничать и плакать.

Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода
из дома в детский сад

        Если вы окончательно решили, что ведете ребенка в детский сад, не спрашивайте его, хочет ли он этого, вы все равно уже решили. Лучше в присутствии своего чада сообщите домашним, что уже выбрали детский сад для ребенка и скоро вместе отправитесь знакомиться с его обитателями.

        Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в детском саду. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций  приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, ранимым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма. Поэтому готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, полезно посещать детские кружковые занятия, при посещении общественных мест приучайте ребенка к общению.

        Кроме того необходимо постоянно прививать своим чадам доброту, чувство коллективизма, воспитывать у них послушание. Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям. При посещении ребенком детского сада с домашней игрушкой, подготовьте ребенка к тому, чтобы он смог в группе поделиться с другими детьми или дать посмотреть свою любимую игрушку.

        В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т.п. Чтобы ребенку было легче справиться с процессом одевания, постарайтесь подобрать такую одежду, с которой ему будет легко справиться (без шнуровок, пуговиц, лишних замков и т.д.). До поступления в детский сад ребенка необходимо научить простым навыкам самообслуживания.

        Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь. Причем эта помощь должна быть обучающей: не «давай, я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так».

        Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день, а в последующем также стараться не забирать его одним из последних. Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете спокойной, уверенной интонацией. Ни в коем случае не обманывайте малыша. Если вы сказали, что пошли в магазин, покажите ребенку покупки. Скажите точно ребенку, когда вы вернетесь. Например: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь».

        Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, а далее приводить малыша на целый день. Лучше всего, если увеличение времени, проводимого ребенком в детском саду, будет идти вслед за желаниями ребенка. Воспитатель может вам подсказывать по ходу адаптации о возможности увеличить время пребывания ребенка в детском саду.

        Рекомендуется для предупреждения нервного истощения в середине недели делать выходной день для малыша. В некоторых случаях приводить ребенка через день.

Техника расставания

        Как лучше поступить, если ребенок отказывается идти в детский сад, плачет, встревожен? Может быть, растянуть прощание или ускользнуть украдкой, пока малыш не видит? Часто родители сталкиваются с этими вопросами, иногда принимая неверные решения.

        Вот еще несколько несложных способов смягчить расставание:

  • Разработайте ритуал прощания. Воздушные поцелуи, особые словечки, объятия – то, что действительно понравится малышу, привнесет позитивные моменты в ваше расставание.
  • Найдите «прощальное» окошко. Если есть место, откуда ребенок может выглянуть на улицу, пусть он смотрит, как вы машете ему рукой или шлете воздушный поцелуй.
  • Обеспечьте комфортное расставание. Не стоит устраивать долгое прощание с ребенком перед группой. Пусть ребенка приводит в сад тот родитель (или бабушка, дедушка), с которым ему легче попрощаться с утра.
  • Твердо и уверенно скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна) и сразу же уходите. Обещание необходимо выполнить обязательно. Помните: ребенок вас ждет!
  • Обсудите, чем будете заниматься вместе с ребенком после вашего возращения. Это даст пищу для предвкушения чего-то приятного и будет связано с вашим уходом.

Как долго может протекать адаптационный период?

Это зависит от характера и от темперамента и от состояния здоровья ребенка.

Считается, что адаптация к саду длится в среднем 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Самое главное – ваше эмоциональное состояние. Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад.

Если для вас сад – это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку там будет хорошо, - эти же чувства будут передаваться и ему.

Если ребенок много времени проводит в детском саду, нарушается формирование глубокого неформального контакта с семьей, что впоследствии может проявиться сложностями в общении с родителями в подростковом возрасте (11-13 лет), а может быть, и в течении всей жизни.

В идеале привыкание к саду должно быть постепенным, при этом необходимо учитывать пожелания ребенка, консультироваться с воспитателем. Хорошо, если вы будете доброжелательны к воспитателям. Ваша улыбка и готовность миролюбиво обсуждать даже самые сложные вопросы – это поддержка воспитателю и залог ее успешного взаимодействия с малышами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...