«Час творчества» как средство взаимодействия детского сада и школы в развитии у детей коммуникативных качеств и самостоятельности
методическая разработка
Главная цель работы по преемственности дошкольного учреждения и школы - снижение признаков дезадаптации у первоклассников, повышение их эмоционального благополучия, состояния здоровья и как следствие - повышение уровня качества образования. Однако, не менее важно является взаимодействие дошкольников со школьниками, что сделает в дальнейшем их переход на новую ступень образования более подготовленным и психологически комфортным.
Одним из приоритетных направлений дошкольного образования и начальной школы является внедрение в педагогическую практику эффективных форм работы. Это будет способствовать созданию условий для развития у детей инициативы, самостоятельности и навыков сотрудничества как со сверстниками и взрослыми, так и с детьми разных возрастных категорий в различных видах деятельности. Данные качества обеспечат успешную социализацию, развитие познавательных и коммуникативных способностей, которые являются целевыми ориентирами, определенными ФГОС на ступени дошкольного образования и начальной школы.
Рассматривая совместное сотрудничество детского сада и школы, мы пришли к выводу, что в качестве эффективной формы взаимодействия может использоваться «Час творчества» - одна из организационных форм работы, внедряемая на протяжении трех лет в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска» как коммуникативная технология взаимодействия детей разных возрастов в различных видах деятельности.
«Час творчества» (ЧТ) – это событие, имеющее в своей структуре общий сбор и тематические площадки, объединенные общей темой, на которых предоставляется детям свобода выбора деятельности и возможность проявить самостоятельность в творческих заданиях.
Технология ЧТ предполагает создание проблемной, значимой, интересной ситуации, для нее характерны эмоциональная вовлеченность, интеграция различных видов детской деятельности, предоставляется возможность проявить себя как первокласснику, так и дошкольнику. В деятельности дети максимально раскованы. Могут проявлять свои возможности и реализовывать присущие им индивидуальные способности. ЧТ создает простор для неформального общения между детьми разных возрастных категорий, поскольку основан на добровольном участии и соучастии детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»
«Час творчества» как средство взаимодействия детского сада и школы в развитии у детей коммуникативных качеств и самостоятельности
(представление опыта в экспертной сессии в г. Красноярске «Современные образовательные практики в дошкольном образовании»;
публикация4-й Всероссийской практической конференции «Управление изменениями в образовании» («Управленческая весна-2018»)
Старший воспитатель
Петрова Ольга Васильевна
г. Лесосибирск 2017
Главная цель работы по преемственности дошкольного учреждения и школы - снижение признаков дезадаптации у первоклассников, повышение их эмоционального благополучия, состояния здоровья и как следствие - повышение уровня качества образования. Однако, не менее важно является взаимодействие дошкольников со школьниками, что сделает в дальнейшем их переход на новую ступень образования более подготовленным и психологически комфортным.
Одним из приоритетных направлений дошкольного образования и начальной школы является внедрение в педагогическую практику эффективных форм работы. Это будет способствовать созданию условий для развития у детей инициативы, самостоятельности и навыков сотрудничества как со сверстниками и взрослыми, так и с детьми разных возрастных категорий в различных видах деятельности. Данные качества обеспечат успешную социализацию, развитие познавательных и коммуникативных способностей, которые являются целевыми ориентирами, определенными ФГОС на ступени дошкольного образования и начальной школы.
Рассматривая совместное сотрудничество детского сада и школы, мы пришли к выводу, что в качестве эффективной формы взаимодействия может использоваться «Час творчества» - одна из организационных форм работы, внедряемая на протяжении трех лет в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска» как коммуникативная технология взаимодействия детей разных возрастов в различных видах деятельности.
«Час творчества» (ЧТ) – это событие, имеющее в своей структуре общий сбор и тематические площадки, объединенные общей темой, на которых предоставляется детям свобода выбора деятельности и возможность проявить самостоятельность в творческих заданиях.
Технология ЧТ предполагает создание проблемной, значимой, интересной ситуации, для нее характерны эмоциональная вовлеченность, интеграция различных видов детской деятельности, предоставляется возможность проявить себя как первокласснику, так и дошкольнику. В деятельности дети максимально раскованы. Могут проявлять свои возможности и реализовывать присущие им индивидуальные способности. ЧТ создает простор для неформального общения между детьми разных возрастных категорий, поскольку основан на добровольном участии и соучастии детей.
Структура проведения «Час творчества»
Разработка содержания общего сценария и площадок.
Необходимо определить:
- актуальность темы одновременно для школы и детского сада (тема может быть связана с календарными событиями города, края, страны; юбилейными датами, акциями, городскими проектами и конкурсами). Инициативная группа ДОУ по реализации данной технологии ставит в известность учителя школы о планируемом совместном проведении очередного ЧТ. Собираются заявки от педагогов ДОУ по содержанию деятельности на площадках ЧТ и обсуждается роль школьников в их проведении. Для проведения площадок могут привлекаться родители (законные представители), структуры ближайшего социального окружения (библиотека, музыкальная школа, центр дополнительного образования, выставочный зал и др.), затем на основе этих предложений составляется сценарий и методические разработки площадок, отвечающих общей тематике. Учитель в школе обсуждает с детьми тему и их участие в ЧТ.
- площадки объединены только тематически, не закреплены за конкретным педагогом и за видом деткой деятельности;
- из опыта проведенных мероприятий оптимальное количество площадок 5-6, это дает возможность для предоставления выбора деятельности детей по интересам;
- состав участников – старшая, подготовительная, группы; наполняемость 6-10 детей на каждой площадке.
- первоклассники вступают в качестве ведущих площадки ЧТ. Педагог ДОУ в качестве модератора (помощником может быть родитель, представитель другой социальной структуры (библиотека, музыкальная школа, центр дополнительного образования, выставочный зал и др.)).
Оповещение о предстоящем ЧТ (активно принимают участие школьники)
в форме:
- письма-приглашения, афишы;
- пригласительных билетов;
- рекламы или информационного письма: кто приглашает, куда, когда и где произойдет.
Определение времени и продолжительности:
- организационный момент (мотивирование детей на деятельность, выбор площадок) – до 10 минут;
- деятельность на площадках – 25 минут;
- итоговый сбор (представление продукта деятельности) 10-12 минут.
Общее время составляет - 45-50 минут.
Обеспечение безопасности:
- назначаются ответственные педагоги, которые проконтролируют общее количество участвующих детей, уход и приход с площадок.
Размещение участников:
организационный сбор – воспитанники входят в зал и рассаживаются по возрастным группам;
итоговый сбор – участники рассаживаются по составу площадок вместе со школьником, представляющим площадку и с педагогом-модератором (по указателям, либо размещает ведущий).
Предварительная работа:
с дошкольниками: воспитатель + школьник в соответствии с тематикой (беседы, наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение, заучивание и т.д.).
первоклассниками:
учитель - обсуждает тему ЧТ, дети проявляют инициативу к участию в площадках в соответствии с заявленными видами деятельности педагогами ДОУ. Дети вносят свои предложения.
воспитатель – совместная подготовка к проведению тематических площадок, (разработка сценария, отработка вида деятельности, подготовка атрибутов, пространственной среды и т.д.).
Организационный сбор: объявляется тема ведущими или игровыми персонажами в доступной для детей форме. Акцентируется внимание на цели ЧТ, мотивирование детей на выбор площадок проводят школьники в форме представления видов деятельности.
Выбор детьми площадок:
- при выборе билетов на рекламируемые площадки необходимо предоставить к ним свободный доступ (на билетах изображены картинки с содержанием деятельности, которая будет осуществляться на площадке; количество билетов зависит от состава участников, и распределяется между площадками равномерно);
- необходимо, чтобы дети при выборе площадки ориентировались на предлагаемый вид деятельности и не связывали ту или иную площадку с педагогом т.к. часто дети предпочитают своего воспитателя;
- сделав выбор, дети подходят к школьнику с рекламой в соответствии с билетом и проходят вместе с педагогом-модератором на площадку.
Деятельность на площадках:
Объединение детей на площадках разного возраста от педагога требует особенной подготовки, необходимо:
- учитывать ведущую роль школьника в проведении площадки, предоставляя ему по возможности максимальную самостоятельность;
- педагог должен осуществлять направляющую роль;
- ориентироваться на содержание ООП ДО;
- учитывать: возрастные особенности детей и разновозрастной состав групп детей на площадках;
- предоставить выбор инструментов и материалов;
- продумать способы выполнения заданий;
- вовлечь в деятельность, побудить каждого к активности;
- предвидеть результат организуемой деятельности;
- получить конечный результат деятельности, за отведенное время выполнить творческое задание в полном объеме;
- продумать содержание вопросов, приемов на организуемой площадке для представления продукта деятельности детьми на итоговом сборе.
Итоговый сбор:
По завершению ЧТ проводится итоговый сбор в музыкальном зале, каждая площадка в соответствии с общим сценарием представляет свой продукт деятельности (дети представляют результат деятельности).
Анализ мероприятия: педагоги собираются на обсуждение результатов проведенного мероприятия (рефлексия, выводы и предложения).
Педагоги в группах с воспитанниками проводят беседу для обмена мнениями детей о посещенных площадках. Дети делятся полученным опытом.
Учитель со школьниками в классе проводит беседу о мероприятии. Дети делятся своими впечатлениями со сверстниками, повышая их интерес к участию в ЧТ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Непрерывность , последовательность воспитательного процесса является залогом успешности и эффективности, что обеспечит безболезненный переход ребенку с одной образовательной ступени на другую» Л.С. Выготский
«Час творчества» (ЧТ) – это событие, имеющее в своей структуре общий сбор и тематические площадки, объединенные общей темой, на которых предоставляется детям свобода выбора деятельности и возможность проявить самостоятельность в творческих заданиях
Разработка содержания общего сценария и площадок определение: актуальность темы (может быть связана с календарными событиями, жизнью ДОУ, города, края, страны, юбилейными датами, акциями, городскими проектами и конкурсами; количество площадок (5-6); состав участников - старшая , подготовительная группы; наполняемость (6-10 детей). Оповещение о предстоящем ЧТ форма: письмо-приглашение, афиша; пригласительные билеты; реклама или информационное письмо . Структура проведения «Часа творчества»
Определение времени и продолжительности: организационный момент (мотивирование детей на деятельность, выбор площадок) – до 10 минут; деятельность на площадках – 25 минут; итоговый сбор (представление продукта деятельности) – 10-12 минут. Общее время - 45-50 минут. Обеспечение безопасности: назначение ответственных, контролирующих общее количество участвующих детей , уход и приход с площадок . Размещение участников: итоговый сбор – участники рассаживаются по составу площадок вместе со школьником и с педагогом-модератором (по указателям, либо размещает ведущий) организационный сбор – воспитанники входят в зал и рассаживаются по возрастным группам.
с дошкольниками воспитатель + школьник (в соответствии с тематикой: беседы , наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение, заучивание ..). первоклассниками у читель (совместное обсуждение ЧТ и выбор участников); воспитатель (совместная подготовка к проведению тематической площадки). Предварительная работа
Организационный сбор Объявляется тема ведущими или игровыми персонажами в доступной для детей форме. Акцентируется внимание на цели ЧТ, мотивирование детей на выбор площадок. Выбор детьми площадок свободный доступ на рекламируемые площадки; ориентация на предлагаемый вид деятельности.
Деятельность на площадках: у читывать ведущую роль школьника; ориентироваться на содержание ООП ДО; учитывать возрастные особенности детей и разновозрастный состав групп на площадках; предоставлять выбор инструментов и материалов; продумать способы выполнения заданий; вовлекать в деятельность, побуждать к активности; предвидеть результат организуемой деятельности; получить конечный результат деятельности, за отведенное время выполнить творческое задание в полном объеме; продумать представления продукта деятельности детьми на итоговом сборе.
Итоговый сбор
Анализ мероприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей"
Добрый день, уважаемые родители!...
Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"
Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....
Консультация для родителей. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!...
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей....
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей
Консультация для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей"...
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.
Консультация для воспитателей из опыта работы по развитию речи в подготовительной группе с рекомедациями по дидактическим играм....
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей
Взаимодействие детского сада и семьипо развитию речи детей Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и...