«Час творчества» как средство взаимодействия детского сада и школы в развитии у детей коммуникативных качеств и самостоятельности
методическая разработка

Главная цель работы по преемственности дошкольного учреждения и школы - снижение признаков дезадаптации у первоклассников, повышение их эмоционального благополучия, состояния здоровья и как следствие - повышение уровня качества образования. Однако, не менее важно является взаимодействие дошкольников со школьниками, что сделает в дальнейшем их переход на новую ступень образования более подготовленным и психологически комфортным.

Одним из приоритетных  направлений дошкольного образования и начальной школы является внедрение в педагогическую практику эффективных форм работы. Это будет способствовать созданию условий для развития у детей инициативы, самостоятельности и навыков сотрудничества как со сверстниками и взрослыми, так и с детьми разных возрастных категорий в различных видах деятельности. Данные качества обеспечат успешную социализацию, развитие познавательных  и коммуникативных способностей, которые являются целевыми ориентирами, определенными ФГОС на ступени дошкольного образования и начальной школы.

Рассматривая совместное сотрудничество детского сада и школы, мы пришли к выводу, что в качестве эффективной формы взаимодействия может использоваться «Час творчества» - одна из организационных форм работы,  внедряемая на протяжении трех лет в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска» как коммуникативная технология взаимодействия детей разных возрастов в различных видах деятельности.

         «Час творчества» (ЧТ) – это событие, имеющее в своей структуре общий сбор и тематические площадки, объединенные общей темой, на которых предоставляется детям свобода выбора деятельности и возможность проявить  самостоятельность в творческих заданиях.

Технология ЧТ предполагает создание проблемной, значимой, интересной ситуации, для нее характерны эмоциональная вовлеченность, интеграция различных видов детской деятельности, предоставляется возможность проявить себя как первокласснику, так и дошкольнику. В деятельности дети максимально раскованы. Могут проявлять свои возможности и реализовывать присущие им индивидуальные способности. ЧТ создает простор для неформального общения между детьми разных возрастных категорий, поскольку основан на добровольном участии и соучастии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

«Час творчества» как средство взаимодействия детского сада и школы в развитии у детей коммуникативных качеств и самостоятельности

(представление опыта в экспертной сессии в г. Красноярске «Современные образовательные практики в дошкольном образовании»;

публикация4-й Всероссийской практической конференции «Управление изменениями в образовании» («Управленческая весна-2018»)

Старший воспитатель

Петрова Ольга Васильевна

г. Лесосибирск 2017

Главная цель работы по преемственности дошкольного учреждения и школы - снижение признаков дезадаптации у первоклассников, повышение их эмоционального благополучия, состояния здоровья и как следствие - повышение уровня качества образования. Однако, не менее важно является взаимодействие дошкольников со школьниками, что сделает в дальнейшем их переход на новую ступень образования более подготовленным и психологически комфортным.

Одним из приоритетных  направлений дошкольного образования и начальной школы является внедрение в педагогическую практику эффективных форм работы. Это будет способствовать созданию условий для развития у детей инициативы, самостоятельности и навыков сотрудничества как со сверстниками и взрослыми, так и с детьми разных возрастных категорий в различных видах деятельности. Данные качества обеспечат успешную социализацию, развитие познавательных  и коммуникативных способностей, которые являются целевыми ориентирами, определенными ФГОС на ступени дошкольного образования и начальной школы.

Рассматривая совместное сотрудничество детского сада и школы, мы пришли к выводу, что в качестве эффективной формы взаимодействия может использоваться «Час творчества» - одна из организационных форм работы,  внедряемая на протяжении трех лет в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска» как коммуникативная технология взаимодействия детей разных возрастов в различных видах деятельности.

        «Час творчества» (ЧТ) – это событие, имеющее в своей структуре общий сбор и тематические площадки, объединенные общей темой, на которых предоставляется детям свобода выбора деятельности и возможность проявить  самостоятельность в творческих заданиях.

Технология ЧТ предполагает создание проблемной, значимой, интересной ситуации, для нее характерны эмоциональная вовлеченность, интеграция различных видов детской деятельности, предоставляется возможность проявить себя как первокласснику, так и дошкольнику. В деятельности дети максимально раскованы. Могут проявлять свои возможности и реализовывать присущие им индивидуальные способности. ЧТ создает простор для неформального общения между детьми разных возрастных категорий, поскольку основан на добровольном участии и соучастии детей.

Структура проведения «Час творчества»

Разработка содержания общего сценария и площадок.

Необходимо определить:

- актуальность темы одновременно для школы и детского сада (тема  может быть связана с календарными событиями города, края, страны; юбилейными датами, акциями, городскими проектами и конкурсами). Инициативная группа ДОУ по реализации данной технологии ставит в известность учителя школы о планируемом совместном проведении очередного ЧТ. Собираются заявки от педагогов ДОУ по содержанию деятельности на площадках ЧТ и обсуждается роль школьников в их проведении. Для проведения площадок могут привлекаться родители (законные представители), структуры ближайшего социального окружения (библиотека, музыкальная школа, центр дополнительного образования, выставочный зал и др.), затем на основе этих предложений составляется сценарий и методические разработки площадок, отвечающих общей тематике. Учитель в школе обсуждает с детьми тему и их  участие в ЧТ.

- площадки объединены только тематически, не закреплены за конкретным педагогом и за  видом деткой деятельности;

- из опыта проведенных мероприятий оптимальное количество площадок  5-6, это дает возможность  для предоставления выбора деятельности детей по интересам;  

- состав участников – старшая,  подготовительная, группы; наполняемость 6-10 детей на каждой площадке.

- первоклассники вступают в качестве ведущих площадки ЧТ. Педагог ДОУ в качестве модератора (помощником может быть родитель, представитель другой социальной структуры (библиотека, музыкальная школа, центр дополнительного образования, выставочный зал и др.)).

Оповещение о предстоящем ЧТ (активно принимают участие школьники)

в форме:

- письма-приглашения, афишы;

- пригласительных билетов;

- рекламы или информационного письма: кто приглашает, куда, когда и где произойдет.

Определение времени и продолжительности:

- организационный момент (мотивирование детей на деятельность, выбор площадок) – до 10 минут;

- деятельность на площадках – 25 минут;

- итоговый сбор (представление продукта деятельности) 10-12 минут.

Общее время составляет - 45-50 минут.

Обеспечение безопасности:

- назначаются ответственные педагоги, которые проконтролируют общее количество участвующих детей, уход  и приход с площадок.

Размещение участников:

организационный сбор –  воспитанники входят в зал и рассаживаются по возрастным группам;

итоговый сбор  –  участники рассаживаются по составу площадок вместе со школьником, представляющим площадку и с педагогом-модератором  (по указателям, либо размещает ведущий).

Предварительная работа:

с дошкольниками: воспитатель + школьник в соответствии с тематикой (беседы, наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение, заучивание и т.д.).

первоклассниками:

учитель - обсуждает тему ЧТ, дети проявляют инициативу к участию в площадках в соответствии с заявленными видами деятельности педагогами ДОУ. Дети вносят свои предложения.

воспитатель – совместная подготовка к проведению тематических площадок, (разработка сценария, отработка вида деятельности, подготовка атрибутов, пространственной среды и т.д.).

Организационный сбор: объявляется тема ведущими или игровыми персонажами в доступной для детей форме. Акцентируется внимание на  цели ЧТ,  мотивирование детей на выбор площадок проводят школьники в форме представления видов деятельности.

Выбор детьми площадок:

- при  выборе билетов на рекламируемые площадки необходимо предоставить к ним свободный доступ (на билетах изображены картинки с содержанием деятельности, которая будет осуществляться на площадке; количество билетов зависит от состава участников, и распределяется между площадками равномерно);

- необходимо, чтобы  дети при выборе площадки ориентировались на предлагаемый вид деятельности и не связывали ту или иную площадку с педагогом т.к. часто дети предпочитают своего воспитателя;

- сделав выбор, дети подходят к школьнику с рекламой в соответствии с билетом и проходят вместе с педагогом-модератором на площадку.

Деятельность на площадках:

Объединение детей на площадках разного возраста от педагога требует особенной подготовки, необходимо:

- учитывать ведущую роль школьника в проведении площадки, предоставляя ему по возможности максимальную самостоятельность;

- педагог должен осуществлять направляющую роль;

- ориентироваться на содержание ООП ДО;

- учитывать: возрастные особенности детей и разновозрастной состав групп детей на площадках;

- предоставить выбор инструментов и материалов;

- продумать способы выполнения заданий;

- вовлечь в деятельность, побудить каждого к активности;

- предвидеть  результат организуемой деятельности;

- получить конечный результат деятельности, за отведенное время выполнить творческое задание в полном объеме;

- продумать содержание вопросов, приемов на организуемой площадке для представления продукта деятельности детьми на итоговом сборе.

Итоговый сбор:

По завершению ЧТ проводится итоговый сбор в музыкальном зале, каждая площадка в соответствии с общим сценарием  представляет свой продукт деятельности (дети представляют результат деятельности). 

Анализ мероприятия: педагоги собираются на обсуждение результатов проведенного мероприятия (рефлексия, выводы и предложения).

Педагоги в группах с воспитанниками проводят беседу для обмена мнениями детей о посещенных площадках.  Дети делятся полученным опытом.

Учитель со школьниками в классе проводит беседу о мероприятии. Дети делятся своими впечатлениями со сверстниками, повышая их интерес к участию в ЧТ.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска» Старший воспитатель О .В. Петрова «Час творчества» как средство взаимодействия детского сада и школы в развитии у детей коммуникативных качеств и самостоятельности

Слайд 2

«Непрерывность , последовательность воспитательного процесса является залогом успешности и эффективности, что обеспечит безболезненный переход ребенку с одной образовательной ступени на другую» Л.С. Выготский

Слайд 3

«Час творчества» (ЧТ) – это событие, имеющее в своей структуре общий сбор и тематические площадки, объединенные общей темой, на которых предоставляется детям свобода выбора деятельности и возможность проявить самостоятельность в творческих заданиях

Слайд 4

Разработка содержания общего сценария и площадок определение: актуальность темы (может быть связана с календарными событиями, жизнью ДОУ, города, края, страны, юбилейными датами, акциями, городскими проектами и конкурсами; количество площадок (5-6); состав участников - старшая , подготовительная группы; наполняемость (6-10 детей). Оповещение о предстоящем ЧТ форма: письмо-приглашение, афиша; пригласительные билеты; реклама или информационное письмо . Структура проведения «Часа творчества»

Слайд 5

Определение времени и продолжительности: организационный момент (мотивирование детей на деятельность, выбор площадок) – до 10 минут; деятельность на площадках – 25 минут; итоговый сбор (представление продукта деятельности) – 10-12 минут. Общее время - 45-50 минут. Обеспечение безопасности: назначение ответственных, контролирующих общее количество участвующих детей , уход и приход с площадок . Размещение участников: итоговый сбор – участники рассаживаются по составу площадок вместе со школьником и с педагогом-модератором (по указателям, либо размещает ведущий) организационный сбор – воспитанники входят в зал и рассаживаются по возрастным группам.

Слайд 6

с дошкольниками воспитатель + школьник (в соответствии с тематикой: беседы , наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение, заучивание ..). первоклассниками у читель (совместное обсуждение ЧТ и выбор участников); воспитатель (совместная подготовка к проведению тематической площадки). Предварительная работа

Слайд 7

Организационный сбор Объявляется тема ведущими или игровыми персонажами в доступной для детей форме. Акцентируется внимание на цели ЧТ, мотивирование детей на выбор площадок. Выбор детьми площадок свободный доступ на рекламируемые площадки; ориентация на предлагаемый вид деятельности.

Слайд 8

Деятельность на площадках: у читывать ведущую роль школьника; ориентироваться на содержание ООП ДО; учитывать возрастные особенности детей и разновозрастный состав групп на площадках; предоставлять выбор инструментов и материалов; продумать способы выполнения заданий; вовлекать в деятельность, побуждать к активности; предвидеть результат организуемой деятельности; получить конечный результат деятельности, за отведенное время выполнить творческое задание в полном объеме; продумать представления продукта деятельности детьми на итоговом сборе.

Слайд 10

Итоговый сбор

Слайд 11

Анализ мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Консультация для родителей. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

    Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад.  Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!...

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей....

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Консультация для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей"...

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

Консультация для воспитателей из опыта  работы по развитию речи в подготовительной группе с  рекомедациями по дидактическим играм....

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Взаимодействие детского сада и семьипо развитию речи детей  Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и...