Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития 2019 -2020 уч год
методическая разработка (средняя группа)
Пояснительная записка
Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализация их во взрослой жизни.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5) характеризует возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия волевой сферы в процессах восприятия, памяти, внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ д/с «Росинка»
______ И.М. Карачарскова.
«2» сентябрь 2019 г.
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Подготовил педагог – психолог: Лобаева Н.В.
п. Пионерский 2019 г.
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития
Пояснительная записка
Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализация их во взрослой жизни.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5) характеризует возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия волевой сферы в процессах восприятия, памяти, внимания.
Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.
Задачи программы:
1.Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.
2.Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу
3.Развитие наглядно – образного мышления.
4.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия.
5.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.
6. Развитие зрительно-пространственной ориентации.
7.Развитие мелкой моторики руки.
8.Развитие концентрации и распределения внимания.
Содержание программы:
Запланировано 55 занятия, два раза в неделю. Занятие проводятся индивидуально в кабинете педагога – психолога.
Тематический план.
Тема | Цель | Формы работы, упражнения. | Кол-во часов | Литература (№ источника, страница) |
Октябрь Занятие №1 | 1.Развитие произвольного внимания. 2.Развитие моторики руки. 3.Развитие координации движений. | Упр. «Заплатки» Упр. «Дорожки» Упр. «Мишка косолапый» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 4-5 года, Ст 11-12. |
Занятие №2 | 1.Развитие зрительного восприятия. 2.Развитие восприятия. 3.Развитие зрительной памяти. | Упр. «Одинаковые фигуры» Упр. «Сравни рисунки» Упр. «Запомни игрушки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 4-5 года, Ст12-13 |
Занятие №3 | 1.Развитие моторики руки. 2. Развитие координации движений 3.Развитие восприятия. 4.Развитие внимания. | Упр. «Кто что ест?» Упр. «Ути-ути» Упр. «Овощи» Упр. «Кто летает?» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №4 | 1.Развитие зрительного восприятия. 2.Развитие наглядно – образного мышления. | Упр. «Подбери тень» Упр. «Бабочки» Упр. «Собери картинку» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №5 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2. Развитие координации движений 3Развитие внимания. | Упр. «Найди фигуру» Упр. «Муха» Упр. «Съедобное – несъедобное. | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №6 | 1.Развитие произвольного внимания. 2.Развитие зрительного восприятия. 3.Развитие моторики руки. | Упр. «Да или нет». Упр. «Одинаковые фигуры» Упр. «Дорожки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №7 | 1.Развитие произвольного внимания. 2. Развитие координации движений 3.Развитие наглядно – образного мышления. | Упр. «Ой, лады». Упр. «Заплатки» Упр. «Собери картинку» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №8 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2.Развитие моторики руки 3.Развитие зрительной памяти. | Упр. «Домики» Упр. «Дорожки» Упр. «Запомни игрушку» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Ноябрь Занятие №9 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2. Развитие координации движений 3.Развитие зрительно – пространственной ориентации, обучение детей сравнивать предметы. | Упр. «Найди фигуру» Упр. «Божья коровка» Упр. «Зайка и ежик». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №10 | 1.Развитие восприятия, обучение детей соотносить геометрические фигуры. 2.Развитие моторики руки. 3.Развитие произвольного внимания. | Упр. «Соедини рисунки. Упр. «Да или нет?» Упр. «Дорожки». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №11 | 1.Развитие зрительного восприятия. 2.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Развитие координации движений. | Упр «Найди фигурке место». Упр. «Одинаковые фигуры» Упр. «Сорока – белобока» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №12 | 1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «Большой – маленький» 2. Развитие моторики руки. 3.Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец. | Упр. «Котята». Упр. «Дорожки». Упр. «Подбери картинку» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №13 | 1.Развитие зрительной памяти. 2.Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов. 3.Развитие мышления | Упр. «Запомни игрушки». Упр. «Зайчик – птица». Упр. «Деревья» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №14 | 1.Развитие произвольного внимания. 2. Развитие моторики руки 3. Развитие координации движений. | Упр. «Заплатки» Упр «Дорожки» Упр «Чижик – пыжик». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст35-36 |
Занятие №15 | 1.Развитие мышления и моторики руки 2.Развитие внимания. 3.Развитие наглядно- образного мышления. | Упр. «Елочки» Упр. «Кто летает» Упр. «Собери картинку» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №16 | 1.Развитие внимания и слухового восприятия. 2.Развитие мышления. 3. Развитие координации движений. | Упр. «Кулачок» Упр. «Кто плавает» Упр. «Подарки». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Декабрь Занятие №17 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. 3.Развитие моторики руки. | Упр. «Варежки» Упр. «Да или нет?» Упр. «Парашютисты» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст41-41 |
Занятие №18 | 1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2. Развитие координации движений 3. Развитие произвольного внимания. | Упр. «Найди фигуру» Упр. «Два барана» Упр. «Заплатки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №19 | 1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2.Развитие внимание. 3.Развитие мелкой моторики. | Упр. «Сложи картинку» Упр. «Листья» Упр. «Подбери картинку» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №20 | 1.Развитие зрительной памяти. 2.Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов. 3.Развитие моторики руки. | Упр. «Запомни игрушку» Упр. «Зайчик- Птица» Упр. «Дорожки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №21 | 1.Развитие зрительного восприятия 2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. | Упр. Кто спрятался»? Упр. «Клоун и мячи» Упр. «Да или нет»? | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №22 | 1.Развитие мышления и моторики руки. 2.Развитие моторики руки. 3.развитие внимания. | Упр. «Лишняя картинка» Упр. «Дорожки». Упр. «Кто летает»? | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №23 | 1.Развитие наглядно-образного мышления. 2.Развитие зрительного восприятия. 3. Развитие координации движений | Упр. «Собери картинку» Упр. «Яблоки» Упр. «Ладушки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие№24 | 1. Развитие зрительного восприятия 2.Развитие моторики руки. | Упр. «Найди фигурке место» Упр «Раскрась картинки» Упр. «Дорожки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Январь Занятие №25 | 1.Развитие зрительной памяти. 2.Развитие мышления и моторики руки. 3. Развитие зрительного восприятия | Упр. «Найди фигуру» Упр.»Лишняя картинка» Упр. «Запомни игрушки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №26 | 1.Развитие произвольного внимания. 2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. 3.Развитие моторики руки | Упр. «Заплатки» Упр. «Да или нет?» Упр. « Дорожки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №27 | 1. Развитие зрительного восприятия 2. Развитие координации движений 3.Развитие произвольного внимания. | Упр. «Найди фигурке место» Упр «Два медведя» Упр «Варежки». Упр «Подпрыгни на месте» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №28 | 1.Развитие внимания. 2.Развитие зрительного восприятия. 3.Обучение детей соотносить геометрические фигуры и предметы. | Упр. «Кто летает?» Упр. «Сложи картинку» Упр. «Соедини рисунки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №29 | 1.Развитие мышления и моторики руки. 2.Развитие внимания и слухового восприятия. 3.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. | Упр. «Лишняя картинка». Упр. «Пары обуви» Упр. «Кто плавает». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие №30 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Развитие произвольного внимания. 3.Развитие моторики руки | Упр. «Выложи фигуры по образцу» Упр. «Заплатки» Упр. «Дорожки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст62-63 |
Занятие №31 | 1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «большой- маленький»,высокий – низкий. 2. Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов 3.Развитие зрительной памяти. | Упр «сравни рисунки» Упр «.Зайчик и птица» Упр «Запомни игрушки. | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Февраль Занятие№32 | 1.Развитие произвольного внимания. 2.Развитие наглядно – образного мышления. 3. Развитие координации движений | Упр. « Зайка и ежик». Упр. «Заплатки». Упр. «Собери картинку» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие№33 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.развитие зрительно- пространственной ориентации, обучение детей сравнивать предметы. | Упр. «Покажи фигуру». Упр. «Кто где» Упр «Конфеты» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей |
Занятие№34 | 1.Развитие зрительной памяти. 2.Развитие мышления. 3.Развитие зрительного восприятия, обучение детей соотносить форму и образец. | Упр. «Запомни игрушки» Упр. «Лишняя картинка» Игры. «Подбери картинку» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст69-71 |
Занятие№35 | 1.Развитие моторики руки. 2. Развитие зрительного восприятия произвольного внимания. 3. Развитие координации движений | Упр. «Солнышко» Упр. «Зайка» Упр. «Одинаковые фигуры» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст71-73 |
Занятие№36 | 1.Развитие мышления. 2.Развитие моторики руки 3.Развитие внимание | Упр. «Груши» Упр. «Дорожки» Упр. «Съедобное не съедобное» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст77-78 |
Занятие№37 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Развитие моторики руки. 3.Развитие мышления. | Упр. «Сложи картинку». Упр. «Дорожки» Упр. «Собери картинку». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст |
Занятие№38 | 1.Развитие зрительного восприятия, и произвольного внимания, и мелкой моторики. 2. Развитие координации движений | Упр. «Выложи кубики по образцу». Упр. «Морковки». Упр. «Указочки» Упр. «Одинаковые фигуры» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст78-79 |
Занятие№39 | 1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Развитие произвольного внимания. 3.Развитие моторики руки. | Упр. «Покажи фигуру». Упр. «Заплатки». Упр. «Дорожка» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст 80-81 |
Март Занятие№40 | 1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу 2.Развитие произвольного внимания, слухового восприятия и памяти. | Упр. «Найди фигуру» Упр. «Подпрыгни на месте» Упр. «Кто где?» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст82-83 |
Занятие№41 | 1.Развитие зрительного восприятия. 2.Развитие внимания, и слухового восприятия. 3. Развитие координации движений | Упр. »Путаница» Упр. »Кто плавает» Упр. «Все захлопали в ладоши». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст84-85 |
Занятие№42 | 1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Развитие моторики руки» 3.Развитие наглядно- образного мышления. | Упр. «Покажи фигуру» Упр. «Яблоки» Упр. «Собери картинку». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст86-87 |
Занятие№43 | 1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «толстый -тонкий» 2.Развитие зрительной памяти. 3.Развитие моторики руки. | Упр. «Сравни рисунки» Упр. «Запомни игрушки» Упр. «Дорожки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст87-88 |
Занятие№44 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2.Развитие мышления. 3.Развитие наглядно- образного мышления. | Упр. «Цветы» Упр. «Грибочки». Упр. «Собери картинку». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст89-90 |
Занятие№45 | 1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Развитие координации движений 3.развитие восприятия, ознакомление детей с категориями « высокий – низкий». | Упр. «Сложи картинку». Упр. «Жук» Упр. «Елочки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст91-92 |
Занятие№46 | 1.Развитие зрительного восприятия произвольного внимания. 2.Развивать зрительную память. 3.Развивать мышление и моторики. | Упр. «Одинаковые фигуры» Упр. «Запомни игрушки» Упр. «Лишняя картинка». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст93-94 |
Занятие№47 | 1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2. Развитие моторики руки. 3. Развитие координации движений | Упр. «Одинаковые фигуры» Упр. «Домики» Упр. «Лошадки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст. 95-96 |
Апрель Занятие№48 | 1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Развитие зрительного восприятия. 3. Развитие моторики руки | Упр. «Покажи Фигуру» Упр. «Запомни игрушки» Упр. «Яблоки» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст98-99 |
Занятие№49 | 1.Развитие восприятия и внимания. 2.Развитие зрительного восприятия. 3.Развитие произвольного внимания. | Упр. «Матрешки» Упр. «Улитки» Упр «Да или нет?» | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст100-101 |
Занятие№50 | 1.Развитие зрительного восприятия, ознакомление детей с категориями «Длинный – короткий». 2. Развитие координации движений 3.Развитие внимание. | Упр. «Карандаши» Упр. «Пальчик о пальчик». Упр. «Кто летает?». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст 102-103 |
Занятие№51 | 1.Развитие мышления и моторики руки 2.Развитие зрительного восприятия. 3.Развитие моторики руки. | Упр. «Обведи дорожки» Упр. «Лишняя картинка». Упр. «Шапочка и шарфик». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст104-105 |
Занятие№52 | 1.Развитие зрительной памяти. 2.Развитие мышления, обучение детей классифицировать предметы. 3. Развитие координации движений | Упр. «Запомни игрушки» Упр. «Раздели на группы» Упр «Зайка – Птица – Лошадь» Упр. «Собери картинку». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст105-107 |
Занятие№53 | 1.Развитие внимания и слухового восприятия. 2.Развитие мышления. 3.Развитие моторики руки. | Упр. «Обведи дорожку» Упр. «Кто плавает?» Упр. «Что лишнее». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст107-109 |
Занятие№54 | 1.Развитие логического мышления, обучение детей классифицировать предметы. 2.Развитие произвольного внимания. 3. Развитие координации движений | Пальчиковая игра «Коза рогатая». Упр. «Игрушки» Упр. «Да или нет»? | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст110-111 |
Занятие№55 | 1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 2.Развитие мышления, обучение детей работе «по цепочке» 3.Развитие логического мышления. | Упр. «Одинаковые фигуры» Упр. «Родовые понятия». Упр. «Соедини пары». | 15 мин | Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст111-113 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей ЗПР 2019 - 2020 уч.год.
Пояснительная записка Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. И...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи 2019 -2020 уч.год.
Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей 3-7 лет с задержкой психического развития.
Цель АОП: организация коррекционно-развивающей работы в ДОО с детьми с задержкой психического развития в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, предусматривающей комплексное ...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Программа коррекционно-развивающей работы для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по развитию коммуникативных навыков....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, ...
« ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...