Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников
статья

Егорова Марина Геннадьевна

Статья о роли проектной деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_m._g._2.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова М. Г., воспитатель

ГБОУ Школа № 131 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытноисследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков.

Виды проектов

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.

 2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее)

4.Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»

 5. Смешанные

Младший возраст

Задачи обучения: - пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; - приобщать детей к процессу познания; - формировать различные представления; - привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; - побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Совершенствование психических процессов: - формирование эмоциональной заинтересованности; - знакомство с предметами и действиями с ними; - развитие мышления и воображения; - речевое развитие. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: - осознание поставленной цели; - овладение различными способами решения поставленных задач; - способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; - поиск различных средств достижения цели. Линии развития личности. Физическое развитие: - стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств; - формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»); социальное развитие: - формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»); познавательное развитие: - обогащение и расширение представлений об окружающем мире; - расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире; - сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект«Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»); эстетическое развитие: - развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам; - овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший возраст

 Задачи обучения: - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; - развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; - формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Формирование предпосылок учебной деятельности: - произвольности в поведении и продуктивной деятельности; - потребности в создании собственной картины мира; - навыков коммуникативного общения. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: - выявить проблему; - самостоятельно искать нужное решение; - выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; - самостоятельно анализировать полученные результаты. Линии развития личности. Социальное развитие: - развитие самопознания и положительной самооценки; - овладение способами внеситуативно-личностного общения; - высокий уровень коммуникативной компетентности; - осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»); Физическое развитие: - развитие осознанного отношения к своему здоровью; - формирование потребности в здоровом образе жизни; - совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»). Познавательное развитие: - систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; - развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»); Эстетическое развитие: - углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов; - овладение различными видами худ. деятельности; - развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников».

Актуальность опыта     Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И  поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностя...

«Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников»

laquo;Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников» Цель: обучить педагогов способам развития мышления у детей дошкольного возраста.План работы:1.Особенности мышления2....

статья "Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников"

Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников...

Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников.

Роль проектногй деятельности в развитии навыков  коллективной  - огромная......

Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога

Метод проектных задач актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному перех...