«Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников»
статья по развитию речи (средняя группа)

Ландграф Анастасия Игоревна

«Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников»

 

Цель: обучить педагогов способам развития мышления у детей дошкольного возраста.

План работы:

1.Особенности мышления

2. Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников.

3. Игры, способствующие развитию мышления. (Давайте поиграем!)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Ландграф Анастасия Игоревна, воспитатель

                                           

 «Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников»

Цель: обучить педагогов способам развития мышления у детей дошкольного возраста. План работы:

1.Особенности мышления

2. Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников.

3. Игры, способствующие развитию мышления. (Давайте поиграем!)

особенности мышления Мышление – это процесс, во время выполнения которого человек решает поставленную перед ним задачу. В результате мышления появляется мысль, выраженная в словах.

Педагоги-психологи различают три вида мышления у детей:

Наглядно-действенное, когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью действия над предметом, присуще малышам раннего возраста.

Наглядно-образное, когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью предметов, явлений и представлений, свойственно детям дошкольного возраста.

Словесно-логическое, когда процесс мышления происходит в уме ребенка с помощью понятий, слов, рассуждений, характерно для детей старшего дошкольного возраста. В основном у детей дошкольного возраста развиты первые два вида мышления. Развитие логического мышления происходит на основе образного. Мыслительные операции  и их роль в развитии мышления у дошкольников

Сравнение Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д. Обобщение Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать. Анализ Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт. Синтез Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и  текст.

Классификация Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов. Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Игры, способствующие развитию мышления Далее мы поиграем в игры, направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста.

«Что лишнее?»

Вам предлагается несколько картинок, изображающие понятные вам предметы. (Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.)

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Вы должны проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из вас (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другим. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. (Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с  4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.)

«Подбери пару»  (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один игрок (ребёнок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый игрок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Вам предлагается охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых  предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Кто, что любит? Подбираются картинки с нарисованными животными и пищей, которой они питаются. Затем я разложу картинки перед вами, отдельно с изображением пищи, отдельно с животными, и предлагаю вам «накормить» животных. Назовите одним словом. (Ребенку говорят слова, объединенные общим признаком, а затем просят назвать эти слова одним словом. Например: слива, банан, яблоко, лимон – фрукты; волк, медведь, заяц, лиса – дикие животные. Когда ребенок освоит эту игру, ее можно будет немного видоизменить: взрослый говорит обобщающее слово, а малыш должен назвать предметы, которые к нему относятся. Например: птицы – воробьи, голуби, синицы.)Классификация

Есть набор картинок, на которых изображены различные предметы. Внимательно их рассмотрите и разложите на группы по какому-либо признаку.

Найди лишнее слово

Я прочитаю серию слов, а затем вы скажете, какое слово лишнее. Например: сосна, дуб, земляника, береза; секунда, лето, минута, час; отважный, смелый, злой, храбрый.

Чередование

Давайте нарисуем (можно нанизать или раскрасить) бусы. Обращаю ваше внимание на то, что бусинки должны чередоваться по цвету (или в какой-либо другой последовательности). (Используя тот же принцип можно сложить забор из разноцветных палочек.)

Слова противоположные по смыслу Я буду говорить слово, а вы должены в ответ сказать слово противоположное по значению, например: маленький – большой, глупый – умный, ленивый – трудолюбивый.

Бывает – не бывает Я называю какую-нибудь ситуацию и кидаю вам мяч. Если такая ситуация бывает, то вы ловите мяч, а если нет, то отбиваете его. Например: туфли стеклянные, кошка хочет есть, дом пошел гулять, папа ушел на работу.

Сравнение понятий и предметов Вы все знаете ответы на вопросы «Ты видел бабочку? А муху?», (после получения утвердительных ответов от ребёнка) я задам вам следующие вопросы: «Чем отличается бабочка от мухи? Чем они похожи?». (Ребенок 6-7 лет уже должен уметь сравнивать предметы: находить в них общие черты и различия по существенным признакам.) Например, пары слов для сравнения: деревня и город, драка и шалость, скрипка и пианино, молоток и топор.

Угадай по описанию Я произнесу прилагательные, которые характеризуют определенный предмет, а вы угадаете, о каком предмете я говорю. Например, сочный, круглый, красный (помидор). (Если малыш не может угадать помидор, то перед ним выкладывают несколько картинок с овощами, и предлагают найти нужную картинку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения. Развивающая среда в ДОУ. Соответствие развивающей среды возрасту детей....

Тема: «Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников».

Актуальность опыта     Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И  поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностя...

Методическая разработка. Развивающие игры: роль в развитии мышления дошкольников

Что же такое логическое мышление? Что такое логика?И чем полезны развивающие игры в развитии мышления?Всё это вы узнаете сдесь, когда прочитаете методическую разработкуРазвивающие игры:  рол...

Развивающие игры: роль в развитии мышления дошкольников

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...

Роль развивающих игр в развитии мышления у дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога.

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ ее решения заключается в рационально...

Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога

Метод проектных задач актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному перех...