Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО
методическая разработка

Козлова Наталья Владимировна

Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка. Причиной стали непростые условия социума в которых живут и развиваются современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах, телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют с их слов красиво поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный дар. Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка, его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_2.docx69.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития музыкальных способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на воспитание успешной личности, максимально реализующей свой потенциал.

Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический  процесс,  направленный  на  воспитание  музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Все  музыкальные  способности  возникают  и  развиваются  в музыкальной деятельности ребенка.

ФГОС        ДО        реализуются        в        образовательной        области

«Художественно-эстетическое развитие»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

*  развитие  музыкально-художественной деятельности;

*  приобщение к музыкальному искусству;

*  развитие музыкальности детей;

*  развитие способности эмоционально воспринимать музыку,

*  развитие творческих способностей детей.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство. Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый  мир  высоких  чувств,  страстей,  мыслей.  Оно  сделает  вас  духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Психологические  составляющие  творческой  деятельности  –  это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский  А.Э.)  Это  можно  назвать  творческим  мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве

ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно.

Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения.

По словам П.П.Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.

По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .

Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского, являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода», считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка. Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи».

Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений

– в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.

-понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и оригинальности создаваемых воображением образов;

-побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение яркого  эмоционального  переживания  и  стремления  выразить  это переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому;

-источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся его жизненная практика;

-механизмом творческой деятельности является творческое воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда неясны способы решения возникающих в деятельности задач.

Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст - это  возраст,  когда  творческая  деятельность  может  стать  и  чаще  всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Дошкольникам доступны почти все виды художественно-творческой деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование,  лепка,  танцы,  музыка.  Естественно,  они  отличаются значительным своеобразием, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности,  в  умении  комбинировать  свои  знания  и   впечатления,  в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

А в свою очередь, способность к творчеству развитие творческих способностей выступает психологическим ядром одаренности, которая будет развиваться в последующие возрастные периоды.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.

Таким  образом,  дошкольный  возраст  —  период,  который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки   детей,   игру   которых   отличает   «вера   и   правда»,   необходимо

развивать.

"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему." Джанни Родари

Список литературы

1.        Закон «Об образовании РФ».

2.        Булатова        Е.А.        Музыкально-эстетическое        образование        в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. – 145 с.

3.        Зацепина        М.Б.        Музыкальное        воспитание        в        детском        саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4.        Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки.  – М.: Смысл,

2001.


5.        Картушина        М.Ю.        Проблемы        современного        музыкального

воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2005. -

№5. - С. 42-46.

6.        Коренева  Т.  Ф.  Музыкально-ритмические  движения  для  детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие.

– М.: ВЛАДОС, 2001.

7.        Костина        Э.П.        Музыкальная        среда        как        средство        развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11.

- с. 37.

8.        Костина        Э.П.        Программа        музыкального        образования        детей раннего и дошкольного возраста "Камертон". - М., 2004.

9.        Нестеренко Т.В., Тарасова К.В. Гармония: программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. М.: Центр Гармония, 2004.

10.        Буренина  А.И.  Мир  увлекательных  занятий.  Выпуск  1:  Мир звуков, образов и настроений. СПб., 1999

11.        Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000

12.        Кабалевский  Д.Б.        Прекрасное пробуждает доброе. М.:

13.        Линченко Н.М., Кириллова О.А. Серьезная музыка – малышам:

пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. Мурманск,

2000

14.        Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:

пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., Аркти.

2001

15.        Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000

16.        Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999

17.        Радынова        О.П.,        Катенене        А.И.,        Паландишвили        М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС.

ФГОС ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Одним из средств, позволяющих это сделать, является РИТМОПЛАСТИКА. Р...

«Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО»

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка …………………………………………………………………51.1  Формирования музыкально-творческих способ...

Педагогический совет на тему: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС»

В данном материале представлен педсовет по теме  «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка  через игровую деятельность в формате ФГОС». ...

Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста. Из опыта работы

В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повыш...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Формирование вокально – хоровых навыков как условие развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста» »

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы  и приемы развития голоса ребенка....

Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка....

«Квест – технология, как средство создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка»

Квест – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте. Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчи...